Лента новостей
25.04.2024 г. Образование

Археологи рассказали, как люди покоряли «мамонтовые степи» в Арктике

Археологи рассказали, как люди покоряли «мамонтовые степи» в Арктике
27.08.2020 13:49
В ходе раскопок Янской стоянки на севере Якутии ученые раскрыли технологии производства охотничьего инвентаря, а также особенности быта людей, живших около 28,5-27 тыс. лет назад в этой местности.

Люди, жившие около 28,5-27 тыс. лет назад на севере современной Якутии, сумели наладить уникальные технологии охоты и ведения домашнего хозяйства, что позволило им покорить «мамонтовые степи» с огромными стадами диких животных. Такое мнение ТАСС высказал руководитель экспедиции Института истории материальной культуры (ИИМК) РАН, кандидат исторических наук Владимир Питулько по результатам работы на северо-востоке региона.

Археологи ИИМК РАН уже несколько лет ведут раскопки Янской стоянки — древнейшего памятника Арктики, который находится на севере современной Якутии. В августе на Крайнем Севере начала работу очередная Восточно-Сибирская экспедиция под руководством Владимира Питулько — последние 20 лет он работает на островах Новосибирского архипелага и на севере Яно-Индигирской низменности.

«За годы работ найдено огромное количество предметов, характеризующих различные стороны жизни древних людей Восточно-Сибирской Арктики. Раскрыты технологии производства предметов охотничьего инвентаря — длинных остриев для охоты на мамонтов и иных крупных животных: шерстистых носорогов и плейстоценовых бизонов, а также, вероятно, хищников — львов и медведей. [Изучена] технология производства игл и шильев — важнейших инструментов древнего человека, с помощью которых оказались возможными покорение мира и жизнь в Арктике», — рассказал исследователь.

По его словам, технологии шитья обеспечивали человека одеждой, обувью, спальными принадлежностями, бытовыми предметами — сумками и ремнями и даже жилищем. «Изучены серии предметов с неутилитарной функцией — украшения (бусы, диадемы, браслеты). На основании изучения орнаментов и изображений на этих предметах выдвинуто предположение о наличии у древних людей Восточно-Сибирской Арктики сложного социального устройства, сложных информационных и идентификационных систем, отчетливых представлений о личности», — отметил Питулько.

Ученый объяснил, что изображения на браслетах всегда индивидуальны, тогда как на диадемы (налобные обручи из тонких полосок бивня мамонта) наносили орнаменты, для которых при заметном разнообразии типов характерна повторяемость рисунка. «Композиции из бус универсальны, в связи с чем можно предполагать [наличие] ранжирования „индивид — подгруппа“, а возможно, даже „семья — большая группа“, то есть родственное объединение, большая семья», — считает он.

Средой обитания древних людей была «мамонтовая степь» — открытые пространства без леса с метровым травостоем, населенные огромными стадами травоядных. «Это были охотники, занимавшиеся промыслом широкого спектра животных — мамонтов, носорогов, бизонов, лошадей, северных оленей, зайцев. Они посещали окрестности Янской стоянки в различные времена года или даже обитали там круглый год, занимая различные участки. Во всяком случае можно говорить о наличии участков, использовавшихся весной-летом и, напротив, осенью-зимой», — рассказал археолог.


Образ жизни


Одной из черт Янской стоянки являются многочисленные свидетельства охоты на мамонтов. «Хотя древних людей и представляют охотниками на мамонтов, подлинные свидетельства этого крайне редки, а на Яне нами получена коллекция, превосходящая количественно все известные в мире прямые археологические свидетельства охоты на хоботных. [Коллекция включает] специфические повреждения костей, фрагменты охотничьего оружия, застрявшие в костях», — рассказал собеседник агентства.

Ученые предполагают, что животных добывали во время индивидуальной охоты. Однако исключением были зайцы, которых могли массово добывать силковой снастью поздней осенью или ранней зимой, когда качество шкурок лучше всего. Причем в пищу их использовали редко. «Нормальным случаем являются скелетные залегания — выброшенные тушки, оставшиеся после снятия шкурок, которые использовали для производства одежды», — пояснил археолог.

При этом характерной чертой Янской стоянки является отсутствие каких-либо конструкций из костей мамонтов или полуземлянок, землянок.

«Со всей очевидностью использовались жилища легкой наземной конструкции, от которых остались пятна кострищ-очагов. На зимнем участке обитания их сопровождают мощные шлейфы жженой кости, использовавшейся в качестве топлива — в условиях открытых пространств это был важный ресурс, поскольку древесной растительности в распоряжении людей не было совсем или ее было очень мало, и на отопление требовалось использовать что-то другое. Одним из вариантов мог быть, в том числе, сухой помет травоядных, который могли заготавливать впрок», — считает Питулько.


Кем были янские люди?


Согласно генетическим данным, Янскую стоянку населяла крайне малочисленная группа. «Популяция, к которой принадлежали янские люди, насчитывала около 500 человек. Несмотря на столь низкую численность, янские люди умели обходить проблему близкородственных браков, что позволяло сохранять репродуктивное здоровье популяции, необходимое для ее стабильного существования», — так описывает исследователь сообщество древних жителей северо-востока Сибири.

«Геномные исследования по материалам с Янской стоянки также говорят о том, что первопоселенцами высоких широт были представители Homo sapiens. Причем относящиеся к его западноевразийской (европеоидной) ветви и отделившиеся от нее вскоре после разделения западноевразийской и восточноазиатской линий около 43 тыс. лет назад», — считает ученый.

Вероятно, по мнению Питулько, эти территории оставались заселенными постоянно уже после первого проникновения — причин покидать их не было, так как условия жизни были приемлемы: много еды, никаких покровных ледников и очень низкая конкуренция.


О Янской стоянке


Янская стоянка была обнаружена в 2001 году на севере Якутии в районе поселка золотодобытчиков Северный. Культуросодержащие отложения стоянки залегают в многолетнемерзлых условиях на глубине примерно семи-восьми метров от дневной поверхности. «Это крайне специфическая среда археологических раскопок, диктующая особую стратегию и тактику работ. Основной ее идеей является организация постепенной протайки мерзлых отложений и дренажа для удаления избыточной влаги, а затем сушки подготовленного к раскопкам участка в естественных условиях», — говорит ученый.

Главной проблемой является удаление мощных отложений, перекрывающих уровень культурного слоя: они тоже находятся в мерзлом состоянии и оттаивают медленно. «Ускорить этот процесс невозможно, и наиболее надежным методом является естественная оттайка за счет атмосферного тепла, осадков и солнечной радиации с постепенным удалением лопатой оттаявших порций балласта. Это очень трудоемкий процесс, в связи с чем подготовка нового участка для раскопок занимает один-два сезона», — рассказал руководитель экспедиции.

Подготовительные работы на стоянке осуществляются параллельно с раскопочными, чтобы постоянно создавать задел подготовленных на перспективу площадей. В 2020 году команда под руководством Питулько планирует исследовать два таких участка, которые были подготовлены в течение двух предыдущих сезонов.


Источник: ТАСС


Информационное агентство SakhaTime
Обратите внимание!
КОММЕНТАРИИ
Подписаться на новости

Получайте самые свежие и актуальные новости от SakhaTime!

Управление рассылками


Комментировать
Возврат к списку
Интервью недели
Подписаться на новости

Получайте самые свежие и актуальные новости от SakhaTime!

Управление рассылками

Сайт работает на системе: "1С-Битрикс: Управление сайтом"
Разработка: Компания "Инфомастер"
Яндекс.Метрика