Лента новостей

Кто же она, «невольная гостья» из далекого прошлого?

Кто же она, «невольная гостья» из далекого прошлого?
02.04.2020 16:30
Кто посещал Якутский краеведческий музей им. Е.Ярославского до 1998 года, наверно, помнят экспонат, вызывающий не однозначные толкования и восприятие. На деревянном постаменте под стеклом лежали мумифицированные останки молодой женщины в старинной богатой одежде из ровдуги, расшитой бисером. Об этом экспонате под номером 2104 ходило много мистических, леденящих душу легенд и душещипательных слухов.

Кем же была эта «невольная гостья» из далекого прошлого? Некоторые считали, что это - юная прекрасная удаган Болугур Айыыта – Божество из Болугур, единственная дочь Омуоруйа Баайа, о которой было сложено много преданий.

Очевидцы наперебой рассказывали, что экспонат не дает покоя ночным сторожам, даже милиционерам из охраны. Потом была долгая эпопея с погребением этих останков. Об этом было написано в прессе достаточно.

Но до сих пор мало кто знает, кем была эта молодая женщина, останки которой так долго выставлялись в музее(с 1937-го по 1998 год).

Недавно в соцсетях я прочитала воспоминания нашего известного археолога Розалии Иннокентьевны Бравиной об истории этой молодой женщины и о раскопках ее погребения. Этот материал был опубликован в книге ученого «Олох уонна өлүү саха итэҕэлигэр» (Р.И. Бравина «Жизнь и смерть в верованиях саха», Якутск, 1996).

«В сентябре 1937 года М.А.Ковынин, И.Д.Новгородов и С.И.Боло на берегу реки Суола в местности Киис тиэрбит Мегино-Кангаласского района раскопали три старинных погребения. Согласно древним преданиям на этом месте захоронены предки рода Моорук – именитый Аба Уос Дьорхо, его сын и невестка. Экспедиция Новгородова обнаружила два погребения, наземное сооружение одного из захоронений было уничтожено огнем, местные указали его как захоронение самого Аба Уос Дьорхо. А второе – искусно сделанное в виде небольшого сруба-построения, по четырем углам которого стояли большие столбцы наподобие сэргэ-коновязи, судя по легендам, принадлежало сыну предводителя рода и невестке. Когда вскрыли наземное сооружение, внутри оказались две могилы, посередине которых стоял, воткнутый в землю чороон, лежали завернутые в резную бересту летней юрты ребра ритуального животного – коня. Усопшие были похоронены в очень богатом убранстве из меха чернобурой лисы, бобра, соболя, рыси, шелка, сукна, мягко обработанной ровдуги, обильно украшенном бисером. В погребении было и оружие: луки, стрелы, копья, мечи-батыйа, также деревянная утварь, конское седло, сменная одежда в кожаных больших мешках. Аба Уос Дьорхо и его сын Муруку были весьма высокого роста, 1,80 м, рост молодой женщины был 1,65 м. Эти артефакты, извлеченные из погребений предков рода Моорук, долго экспонировались в музее».

Тело и одежда молодой женщины сохранились лучше, видимо, поэтому она и стала уникальным экспонатом. Оказывается, она во снах являлась некоторым посетителям музея и требовала захоронить ее. Об этом есть записи в «Книге отзывов». Экспонат стал частью музейных легенд города Якутска. Ни история, ни легенды не донесли до нас имени этой молодой женщины. Об этой незнакомке из прошлого сложено немало легенд.

Вот одна из них.

«Грозный предводитель рода Моорук Аба Уос Дьорхо имел много сыновей. Но один из них был помечен свыше, должен был стать Белым шаманом, из юных нежных лет был танцором-битииситом на ритуальном обряде праздника Белого Изобилия - Ысыаха. Звали юношу Муруку. Он был чист душой и телом, не познавшим греха соития с женщиной.

Сосватал Дьорхо Баай за сына прекрасную дочь амгинских богачей за большой калым, поженил их. Однажды слуги донесли до него, что одна из его многочисленных снох, так и не полюбив своего суженого, в один прекрасный летний день собрала свою одежду, села на коня и уехала обратно к родителям. Услышав такое известие, Аба Уос впал в гнев и, сев на своего самого быстрого скакуна, погнался за строптивой невесткой. Долго ли, коротко ли он ехал, но совсем скоро он догнал молодую женщину.

В старину у наших предков был такой обычай: молодая женщина не должна была показывать своего лица своему свекру и скрывалась за ровдужным покрывалом для лица - аннах, которое было прикреплено к головному убору. И только в том случае, когда старик находился при смерти и вызывал всех родственников, чтобы попрощаться, он мог видеть лица жен своих сыновей, или, когда провожали в последний путь умершую невестку.

Догнав беглую сноху на дороге, Дьорхо Баай занес над ней свою пальму и потребовал объяснений. Бедная женщина под страхом смерти рассказала рассерженному тестю о причине, побудившей ее бежать домой: «Три года тому назад, став вашему сыну женой, приехала в ваш дом, но за все это время он ни разу не прикоснулся ко мне как мужчина, поэтому решила уйти от него», - заливаясь слезами и дрожа от испуга, поведала она удивленному свекру.

А так как беглянка в спешке забыла надеть на лицо покрывало для лица из мягкой расшитой узором замши, и Дьорхо Баай, впервые видевший свою невестку так близко и с неприкрытым лицом, был поражен необыкновенной красотой и белизной ее совсем еще юного лица. Он слез со своего коня и решил тут же проверить правдивость ее слов: свалив бедную девушку на зеленую мягкую траву, Аба Уос сделал то, что давно должен был сделать его сын. И обнаружил, что юная дева не обманула и, действительно, оказалась девственницей. Он сжалился над ней и привез обратно в свою юрту. Через девять месяцев женщина родила мальчика, которому дали имя Дэгэлээх (от слова «дэгэй» – случайно заделать ребенка на стороне). Впоследствии потомки от этой ветви семьи стали назваться Дэгэлээх ууса. Когда умерла невестка, Аба Уос Дьорхо оплакивал ее и похоронил с большими почестями в богатом убранстве. Вскоре и умер сын Муруку. Его кут, как душу непорочного битииситэ – танцора ритуального танца, Белый Ойуун-шаман вознес в Синие Небеса к Белым Божествам. И супругов похоронили под одним могильным сооружением». Вот такова история экспоната номер 2104.

Заупокойная одежда сына Дьорхо Баайа Муруку вызвала спор и сомнения. Молодой человек был захоронен в женской шапке - дьабака и с шейной гривной – кылдьыы. И.Д.Новгородов подумал тогда, что несмотря на наличие лука, стрел, копья и меча-батыйа, что это женское захоронение. Но объяснение этому можно найти в тайнах обряда, посвященного Белым Божествам. К Божествам часто ойууны обращались в женской одежде и шапке-дьабака, об этом рассказывают старинные предания, говорящие о древности этого обряда, когда к Священному Огню и Божествам обращались только женщины-удаганы. Некоторые мифы сказывают, что сын Дьорхо Баайа был сам Белым Ойууном-шаманом. Судьба и история экспоната ноиер 2104 необычны и запутанны. Белые Ойууны и танцоры-битиисити никогда не женились, а сын Дьорхо Баайа был женат, но, по легенде, они с супругой не жили как муж и жена. На этом история этой девы не закончилась.

В конце 90-х годов ходили слухи, что далекие потомки «музейного экспоната» утверждали: «Тело нашей прародительницы лежит на всеобщем обозрении в музее. Потому в нашем клане спивается молодежь, люди рано умирают. Мы требуем вернуть мумию нам, чтобы предать ее земле. Мы желаем достойно захоронить останки нашей прародительницы, чтобы снять родовое проклятие». Как писалось в прессе, скандальное разбирательство старинного клана с правительством тянулось примерно полгода и было засекречено.

В 1998 году по ходатайству искусствоведов и администрации села Суола Мегино-Кангаласского района была создана рабочая экспертная комиссия. Министерство культуры издало приказ о списании музейного экспоната «...в связи с физиотехническим устарением, участившимися случаями негативной реакции со стороны посетителей». Обряд погребения останков снохи Дьорхо Баайа был совершен 14 апреля 1998 года. При перезахоронении потомки постарались соблюсти все традиции: на месте бывшей могилы сделали новый бревенчатый сруб традиционного языческого памятника - чардаат, провели соответствующий обряд.

Каждый музейный экспонат имеет свою легенду и свою истории…


Варвара КОРЯКИНА,

г.Нерюнгри.

Сайт источника:  http://www.1sn.ru/243633.html
Информационное агентство SakhaTime
Обратите внимание!
КОММЕНТАРИИ
Подписаться на новости

Получайте самые свежие и актуальные новости от SakhaTime!

Управление рассылками


Комментировать
Возврат к списку
Интервью недели
Подписаться на новости

Получайте самые свежие и актуальные новости от SakhaTime!

Управление рассылками

Сайт работает на системе: "1С-Битрикс: Управление сайтом"
Разработка: Компания "Инфомастер"
Яндекс.Метрика