Рабочие, в частности, попросили депутата организовать их встречу с руководством АО “Полюс Алдан” и принять в ней непосредственное участие. По решению трудового коллектива председателем встречи-собрания избрали Розу Солнышкину, а секретарем — первого секретаря Алданского райкома КПРФ Ольгу Банецкую.
В начале мероприятия депутат Солнышкина изложила свою позицию — она, как и все коммунисты, твердо намерена защитить интересы людей труда. Роза Васильевна проинформировала собравшихся, что провела встречу с директором предприятия по персоналу Андреем Устиновым по поводу водителя автобазы АО “Полюс Алдан” Дениса Васенова, на которого заведено уголовное дело по статье “Клевета”.
Денис Николаевич, имеющий большой производственный опыт, глава многодетной семьи — все дети несовершеннолетние, младшему всего 9 месяцев, воин-интернационалист, удостоенный многих воинских наград, не выдержав тяжелые условия труда, прекрасно владея обстановкой и настроениями в трудовом коллективе, направил в адрес Путина письмо, в котором подверг критике руководство...
Как обычно бывает в таких случаях (ведь мы живем в условиях дикого капитализма), на рабочего человека завели уголовное дело. Его отстранили от работы на неопределенный срок.
— Считаю себя виновным, что подвел вас, товарищей, и прошу извинить меня, кого подвел своим письмом, — начал свое выступление Денис Николаевич на собрании коллектива. — Спонтанно написал письмо главе государства Владимиру Путину и не думал, что получу ответ.
Сверху быстро перенаправили его руководству предприятия (кстати, рабочие написали несколько острых коллективных писем. Но, видимо, многие, выражая недовольство положением вещей, на деле же отказались от своего мнения и подписей. И получилось, что Васенов, сам того не желая, подвел людей — начались репрессии, преследования. — Авт.).
— О чем писал? — далее продолжил Денис Васенов. — О снижении размеров зарплаты, нарушениях в охране труда, завышенных нормах выработки. Ведь мне, как и вам, приходилось нарабатывать по 250 — 300 часов в месяц. За одну смену я просто не смог бы прокормить свою большую семью. Здоровье людей не в счет. Мы много золота добываем, зарплату могли бы повысить... (Водитель автобуса в Германии по закону должен работать 170 часов в месяц, а наши работают по 300 и больше. С таким темпом до пенсии в 65 лет не доживут. — Авт.).
— Проблемы в коллективе действительно существуют. Хотел бы дополнить выступление Дениса Васенова, — сказал водитель автобазы Юрий Грязнов. — Согласно приказу 834-П п.3., подписанного директором Алексеем Носковым, скоростной режим по технологическому транспорту без нагрузки должен составлять 50 км/час, а с нагрузкой — 40 км/час. Из-за ограниченности времени не могу полностью зачитать весь перечень инструкций.
Я просто хочу задать руководству несколько вопросов:
— На основании каких документов были установлены такие нормы?
— Почему расценки на перевозку грузов пересмотрели в сторону уменьшения?
— Почему водителю на 12-часовую смену на отдых отводится всего 30 минут? (И то эти 30 минут на обед исключаются из рабочего времени — зарплата начисляется только на 11 часов 30 минут. — Авт.).
— Почему зарплату при выполнении показателей не повышают?
— Почему на работу не принимают местное население (в шаговой доступности)? Ведь у нас, в поселке Нижний Куранах, живут многие поколения золотодобытчиков. Сегодня наблюдается дробление коллектива в связи с уходом рабочих из компании, которые находятся в поисках работы.
— Где обещанное трехразовое питание?
Юрий Грязнов обещал Розе Солнышкиной передать пакет документов для ознакомления и проверки по депутатской линии. Далее он предложил руководству решать все эти вопросы в спокойной обстановке среди рабочих. Также Юрий выразил недовольство по поводу экзаменов, которые устраиваются среди работников предприятия. В частности, он спросил представителя администрации Андрея Устинова: “Почему члены комиссии, принимающие экзамен, не дали возможность записать на диктофон свои ответы, чтобы я дома мог сесть и адекватно оценить свои недочеты? Вы тем самым оставили меня на полтора месяца без дохода, а у меня трое детей, при этом жена находится в отпуске”.
К слову сказать, в отношении Дениса Васенова завели уголовное дело, в частности, за следующие строки из его письма Путину: «На предприятии нет никакой техники безопасности, только каски и пластмассовые очки, в которые ничего не видно…». Суд над рабочим человеком начался в декабре 2018 года, а приказ о проведении проверки знаний рабочих издан только 6 февраля 2019 года. Сразу видно, что документ состряпан на скорую руку, причем задним числом, так как сроки исполнения некоторых его пунктов неверны — указаны числа, гораздо ранние, чем дата его выхода.
Председатель встречи-собрания Роза Солнышкина, предоставляя слово Светлане Корченя, уволенной накануне, с гордостью подчеркнула, что Светлана Михайловна — представительница знаменитой трудовой династии золотодобытчиков.
— Сложилась некрасивая ситуация, — сказала Светлана. — Столько лет работала мастером, старшим мастером, тащила тяжелую работу. Все делала, даже без доплат. Ни разу не было наказаний.
А теперь после письма меня обвиняют, что я сыну под диктовку пишу про то, что творится на фабрике. Это необоснованные обвинения. Потом стали происходить странные случаи.
Как получилось с увольнением? Я взяла отпуск. Руководство знало. Купила путевки. За пять дней до вылета в отпуск попросили, чтобы вышла на работу. Пыталась объяснить, что не могу остаться, но мне сказали: “А нам такой мастер не нужен”. Я вся на эмоциях написала заявление и моментально его подписали...
Несколько слов об экзаменах. Геннадия Таркова мучили 1 час 20 минут. Это разве экзамен? Это уже аттестация! И что за вопросы? Например, “как вы определите: человека ударило током до 1000 вольт или свыше 1000 вольт?”
У нас все приказы добровольно-принудительные. Так, недавно заставили пройти полиграф. Не пройдешь — “Чао! Пиши заявление!”. Почему рабочих за людей не считают? Те, кто поставил подписи в письме, сдают экзамены неоднократно. Почему?
Полиграф: “Вы воруете или нет?”, “сколько у вас машин?”, “сколько квартир?”, “какая зарплата у родственников?”. Это что такое? Это моя личная информация! Я — не вор, чтобы меня обвинять в воровстве. Проверьте сначала себя на полиграфе!
Думаю, что люди от отчаяния написали письмо Путину. Но вместо того чтобы разобраться с руководством, устроили показательную жесткую порку рабочих, таская в суды и на «допросы»… Сейчас говорят, что выясняли обстоятельства. Тогда почему все эти работники не прошли экзамены? Почему они оказались первыми в списке на прохождение полиграфа?
О медосмотре. У всех есть давление, многие болеют. Но тех, кто работает в управлении, не проверяют. Руководству надо научиться иногда слышать людей, уважать их. Надо быть рядом с рабочими. Может, тогда что-то получится.
Председательствующая депутат Солнышкина, приглашая на трибуну работницу фабрики Викторию Переверзеву, заметила, что руководство не почувствовало угрызение совести, увольняя накануне собрания ее, мать-одиночку двух несовершеннолетних детей.
— Я работаю на предприятии с 2012 года. За это время ни разу не получала нареканий и замечаний, — начала свое выступление высокая и симпатичная Виктория. — Но после того, как подписала письмо Путину, начались гонения. Сначала меня проверили на полиграфе: не ворую ли я. Также расспросили про все мои кредиты, ссуды, долги. После этого устроили 40-минутный экзамен. Я четко и ясно ответила на все вопросы, в том числе на дополнительные. В итоге — не прошла экзамен. Не прошла и второй раз.
— Уважаемые Дмитрий Владимирович Гордок и Олег Васильевич Исаев, вы тогда на экзамене довели меня до истерики и слез, — обратилась Светлана Переверзева к своим руководителям. — На ваш вопрос: «Что такое несчастный случай?», я ответила: «Непредвиденное обстоятельство, повлекшее травматизм или смерть. Они бывают производственные и бытовые… Упал, шею сломал…» — «НЕТ!!!» И так на все вопросы. Это форменное издевательство. К тому же они путали мое имя и отчество. После всего у меня был нервный срав, сидела на успокоительных. Что мне теперь сказать детям? Пока начальство угомонится из-за этого письма, вы посидите пока на хлебе и воде?!
После того, как я подписала письмо, меня вызывали к начальнику золотоизвлекательной фабрики (ЗИФ) Светлане Зыряновой и службу безопасности. Я им все объяснила, что меня не устраивает. Почему я должна молчать? Почему я не могу высказать свою точку зрения? Руководство довело работников до такой степени, что все вынуждены молчать. Кто рот открывает, тем и указывают на дверь. Почему мы должны перед вами унижаться? К чему вот это все? Может, ответите?
По словам ветерана труда Любови Князевой, такого многолюдного схода рабочих не было с 1998 года, когда трудовой коллектив смело отстаивал свою компанию от банкротства.
— Слушая выступления рабочих из зала, невольно сравнила наше собрание с недавним несанкционированным митингом в Якутске, где участвовало около семи тысяч человек. Какая-то искорка и наполненная чаша выплеснулась. Здесь у нас сложилась такая же ситуация, — говорит Любовь Ивановна. — Сбор такого количества работников компании о чем-то говорит. Надо прислушаться друг к другу и сесть за стол переговоров.
В поселке Нижний Куранах проживают около пяти тысяч человек. Мы гордимся многими поколениями золотодобытчиков, трудовыми династиями. На работу надо принимать местных, а не откуда-то приглашать со стороны.
Сегодня многие говорили про вредное производство. Раньше работа в выходные дни в химической лаборатории, да и в других цехах, была весомой прибавкой к заработной плате. А сейчас некоторым приходится трудиться на производстве по 12 часов, да еще по нескольку ночей подряд, но стимулирующие не платят. Тем не менее люди работают не считаясь с личным временем, а ведь у всех дети. У нас институт семьи полностью забыт.
Тут уместно напомнить, что нижнекуранахцы еще с 2016 года выступают против вахтового метода работы. Управляющему директору АО «Полюс Алдан» Алексею Носкову выгодно принимать на работу дешевую временную рабочую силу со стороны, ведь им не надо выплачивать различные социальные выплаты, премиальные, льготы, отпускные, проездные и прочие. Но он, боясь протестных действий местных, пошел по-хитрому пути — ввел индивидуальный график работы, под которым и скрывается вахтовый метод… Вот почему рабочие стали писать письма в различные инстанции.
Руководитель предприятия не соизволил прийти на собрание, его представляли начальники пониже рангом. Но и их позиция произвела на участников встречи-собрания удручающее впечатление. Директор предприятия по персоналу Андрей Устинов так и не смог дать внятные ответы на многочисленные вопросы рабочих. Например, слесарь 6-го разряда ЗИФ Вадим Татаринов спросил: «Почему вы меня заставляете по многу раз сдавать и пересдавать экзамены?», «Почему нет юриста при профкоме?»; водитель самосвала Андрей Хохолов: «Я законопослушный и три раза проходил проверку знаний. Почему моя семья из-за этого должна оставаться без средств к существованию?»; водитель Денис Гаврилов: «Почему нам не разрешают брать с собой «тормозок» (от слова «тормозить», обед)…
Господин Устинов, видимо, не выдержав психологического прессинга со стороны зала (для этого требуются сила характера и независимость мысли для сохранения самостоятельной позиции. — Авт.), хотя люди вели себя довольно-таки сдержанно, ведь многие были напуганы карательными мерами, начал, запинаясь, мямлить: «Я на экзаменах не был», «Не собираюсь оправдываться», «Вам же дают воду!» (смех в зале: «Техническую!»), «Здесь присутствуют работники, которые обращались в прокуратуру и другие госструктуры, но ни до кого не достучались и поддержки не получили», а потом и вовсе зарвался: «Здесь не базар! Устроили цирк!»
Тут ему на подмогу к микрофону, установленному в зале, прорвался директор по правовым вопросам Федор Бастрыкин и предложил Андрею Александровичу не отвечать на вопросы, так как «действительно устроили цирк — начали оценивать работу госорганов»… И эти слова вызвали бурю негодования у собравшихся.
Только благодаря дипломатичности и спокойствию мудрого учителя Розы Солнышкиной удалось остановить жесткую перебранку… Мы, коммунисты, восхищаемся мужеством и стойкостью своей соратницы Солнышкиной, которая одна пошла навстречу наэлектризованной толпе, и шаг за шагом разруливает сложнейшую ситуацию.
Тут уместно заметить, что под названием «Дирекция по правовым вопросам информирует» выпущена листовка-страшилка, кстати, без выходных данных, унижающая достоинство водителя Дениса Васенова. «Государственная инспекция труда РС(Я) в январе 2019 года, проверив деятельность АО «Полюс» (без выезда на место. — Авт.), составила акт об отсутствии нарушений законодательства. А тем, кто необоснованно обратится с заявлениями, короче говоря, ждет участь Васенова, которому грозят штрафом в размере до пятисот тысяч рублей»…
Заместитель председателя профкома Светлана Займидорога вместо того чтобы встать на защиту интересов рабочих, стала обвинять их, в первую очередь Дениса Васенова, во всех грехах: «Ты своим письмом облил грязью руководителя и все предприятие. Почему сразу не пришел в профком? Теперь уже поздно, уголовное дело завели. У нас процветает хамство. Рот мне не затыкайте! Здесь люди все обозленные. Почему выносите сор из избы?»
Позорную речь профсоюзного работника зал встретил выкриками: «Такой профком нам не нужен!», «Ставим двойку профкому!» А старожил Нижнего Куранаха Петр Грязнов прямо заявил Займидороге: «По сравнению с профсоюзом, действовавшим в компании «Алданзолото» (советский период), нынешний комитет вообще не работает, не защищает интересы рабочих. Раньше рабочих защищали еще комиссии по трудовым спорам».
Очень жаль, что некоторые вместо того чтобы выступить единым фронтом и выразить рабочую солидарность подписантам, которые смело и мужественно заявили свои требования от имени трудового коллектива руководству компании, открыто лебезили перед властями предержащими: «Я — дисциплинированный, активист», «Готов консолидироваться»…
В завершение мероприятия депутат-коммунист Роза Солнышкина, поблагодарив рабочих за активное участие в большом и нужном разговоре, сказала, что это первая, но не последняя встреча.
О тяжелом положении рабочих АО «Полюс Алдан» Роза Васильевна говорила и на митинге в Якутске в защиту социальных прав трудящихся, организованном 11 апреля Якутским рескомом КПРФ. На этой же акции протеста лидер коммунистов Якутии Виктор Губарев отметил, что с целью оказания помощи рабочим АО «Полюс Алдан» фракция коммунистов в Государственном Собрании (Ил Тумэн) РС(Я) обязательно добьется проведения парламентского часа, потому что увольнения рабочих продолжаются каждый день.
Мы, простые граждане России, утопая по локоть в золоте и алмазах, влачим жалкое существование. Найти виновных нам, наверное, сложно, так как настоящие хозяева АО «Полюс Алдан» — олигархи-французы. Они загребают у россиян природные богатства, но руководство страны «громко» молчит.
Хотелось, чтобы ЦК КПРФ, председатель КПРФ Геннадий Зюганова, секретари ЦК КПРФ по протестному движению и юридическая служба ЦК КПРФ взяли данный вопрос под личный контроль и оказали действенную помощь большому коллективу нижнекурахских рабочих в их борьбе за свои права, в частности, водителю Денису Васенову.
В конце материала хочу привести письмо Дениса Васеноваполностью.
Главе России
В.В. Путину
Уважаемый Владимир Владимирович!
Помогите, пожалуйста, разобраться с нашей золотодобывающей компанией «Алдан Полюс». С приходом нового генерального директора рабочих стали унижать. Вроде бы и план перевыполняем, а заработная плата падает. Народ возбужден. Людей прямо заставляют подписывать бумаги, чтобы урезать зарплату.
Ввели «больную» систему. Теперь даже стаж не действует на размер зарплаты. Сейчас хотят убрать даже классность, что незаконно.
По факту, да, тарифная ставка растет, а зарплата нет. Зато различные комиссии каждую неделю ездят за счет комбината. И (руководитель) сразу два новых джипа купил. Местное население хочет выгнать, а нанять приезжих, введя вахту.
Я сам отец четверых детей. Но на это никто не смотрит. За 10 лет первый раз получил самосвал Komatsu, хотя друзья и родственники инженерно-технических работников машины получают быстро, некоторые за это время — по третьему разу.
Живем от зарплаты до зарплаты. На Севере цены сумасшедшие. На предприятии нет никакой техники безопасности, только каски и пластмассовые очки, через которые ничего не видно. А дороги при транспортировке руды заужены, но на это всем наплевать. В салон автомашин установили даже видеокамеры. Она смотрит в лицо ежеминутно.
Лишают премии за все. Зато предприятие отмывает деньги на всем. Ощущение такое, что от людей избавляются. Простые граждане волнуются и переживают за будущее нашего поселка.
А наше руководство жирует. Даже доплату за вредность хотели убрать. Мы за смену накатываем 300 — 400 км. Нормы увеличили. План даем, даже сверхплана трудимся.
Золото растет в цене. А зарплата стоит на месте. Людей превращают в рабов, чтобы бесплатно работали.
Просим провести внутреннее расследование. Даже дорогу (проездные), которую оплачивали раз в два года, и то отобрали.
С уважением от имени жителей
Алданского района
Денис ВАСЕНОВ,
поселок Нижний Куранах.
19 декабря 2018 года.
Галина МОХНАЧЕВСКАЯ.
На фото: выступает Роза Солнышкина.