Они должны вымереть, как динозавры. Как это ни жестоко звучало. Я лично считаю жестокостью содержать любое животное на привязи, в клетке или в тесноте квартиры. А эти чихуашки или болонки — извращение, искусственно созданное человеком и взращенное до наших дней. Я люблю животных. Вернее, мне жалко их.
Было время, я дала слабину — однажды водовозка выплюнула в бочку вместе с водой лягушку (видимо, водитель с озера забирал воду, а не с водокачки у реки, как положено) — позволила маленькой дочке посадить ее в банку с водой. Живая душа все-таки. Она из банки смотрела на дочь глазами без ресниц, и дочь ее нежно любила. Утром, когда просыпалась, первым делом бежала к ней.
Еще она говорила: «аан бастакынан баҕабын таптыыбын, онтон маамабын» — «лягушка у меня на первом месте, на втором — мама». Мне было даже немножко обидно, но она говорила правду, исходившую от ее маленького сердечка. Потом баночка с содержимым куда-то рассосалась. По-видимому, безболезненно, без трагедий.
Или пришла весна, мы ее отпустили на волю. Или похоронили под березой торжественно. Честно, не помню. Почему человек одомашивал дикого шакала, или волка? <Конрад Лоренц считал, что некоторые собаки происходят от волков, некоторые — от шакалов> Чтобы те помогали охотиться или пасти скот. Или охраняли человека и его жилище от диких зверей. Или чтобы на них ездить с нартами.
А вы хотите, чтобы собака проводила большую часть жизни на привязи в радиусе 5 метров в собственных экскрементах (и это в лучшем случае!), люто лая на любое движение, и люто радуясь при виде миски с едой? Или в тесноте квартиры, изнывая от ожидания прогулки? Представьте себя целый день в шубе в духоте, когда хочется непрерывно мочиться и метить территорию. И генетическая память зовет в тайгу, степь — наматывать километры, вдыхать миллион запахов. В современном мире собакам нечего делать.
Они должны остаться там, где действительно служат человеку — у охотников, которые зарабатывают этим на жизнь, у чабанов, спасателей, полицейских и прочих. А не это вот: «ребенок захотел» или «мне нужен друг». И вообще, кто придумал это идиотское словосочетание: собака — друг человека??? У вас что, человеческих друзей нет? Так срочно заведите. Или женитесь. Самый лучший и близкий друг человека — жена.
Что-то такого расхожего мнения я не слышала. Все громко повторяют чужое навязанное, или говорят неправду. Что хотел сказать Глава республики своим постом с фотографией милого толстого щенка после событий около АГАТУ, непонятно. Я даже там в комментах что-то промямлила о кличках собак своего деда (хотела удалить комментарий, потом стало лень искать). Дед был профессиональным охотником — стахановцем, в несколько раз перевыполнявшим план добычи пушнины — занесен в Красную книгу почета ЯАССР. Мои прабабушка, и прадеды были охотниками.
В годы войны семья деда не голодала — у них всегда была дичь. Он не только своих, многих спас от голода. Об одной подлинной жизненной истории я узнала спустя полвека — что в г.Якутске живет одна пожилая женщина, которая благодарна деду за относительное благополучие в те годы.
В 1943 году дед ушел на войну… Сколько его помню, у него всегда были собаки, и клички у них были неизменны в течение нескольких собачьих веков. Кобелей звали «Уоллара» (Их сын), сучек — «Кыыстара» (Их дочь). Старик был суровый, немногословный, но этими кличками он фактически приравнивал своих собак к членам семьи.
Собаки тоже были суровы, не суетились, не ластились к человеку, не поднимали шум без толку. Эккэһиттэрин өйдөөбөппүн. Они были д-е-л-о-в-ы-е. Важные. Охотничьи. Своим постом я хочу призвать людей к здравомыслию — не заводить собак в условиях города, поселений, и даже на дачах. Если не имеете возможностей в виде собственных угодий в сотни гектаров. И не изучили науку этологию.
И не владеете искусством воспитывать животного с когтями, клыками. На фотографии — Конрад Лоренц, австрийский зоолог, лауреат Нобелевской премии, создатель этологии — науки о поведении животных, со своими собаками (Були? Пиги? Стася?). Бывший нацист, если хотите (но потом он горько раскаялся). Я очень любила читать и перечитывать его книги о животных. В особенности, о собаках. Очень хотела завести собаку. Но чувствовала, что не обладаю должными знаниями. Не смогу обеспечить им все условия. Так и не решилась.
***
Бродячие псы стали опасны для общества. Федеральный закон о гуманном отношении к животным, инициированный единороссами в Госдуме, породил массу проблем муниципалитетам: на содержание нет денег в бюджете, а усыплять не позволяет закон. Поэтому бродячих собак стерилизуют и выпускают обратно на улицы, «в естественную среду». Как утверждает статистика, с каждым годом растет количество нападений бродячих псов на людей. Особенно страдают дети и пожилые.
В больших городах и регионах, где умеренный климат, собаки, возможно, и выживут, не озлобятся. В московских метро бесхозные собаки настолько упитанные, что с трудом передвигаются на четырех лапах. Это логично: ежедневно мимо них проходят миллионы людей, кто-нибудь да кинет кусочек бургера.
А что у нас? Многодетные мамы роются по помойкам, чтобы прокормить своих детей, не то что собак. А наши долгие, холодные, депрессивные зимы пагубно влияют не только на двуногих, но и на четвероногих. Озлобленные за зиму собаки весной во время гона становятся еще опаснее. Все мы умом понимаем, что бродячие животные не появились сами по себе, это результат безответственности самих людей.
Современное общество благодаря целенаправленной пропаганде превратилось в общество потребителей. Потребляем все и подряд. Лишь бы быть в «тренде». Как только стало известно, что у Путина есть лабрадоры, потребность в лабрадорах в стране выросла в разы. Как только звезды шоу-бизнеса обзавелись чихуахуа — вырос спрос на декоративные собачки. Домашние животные (особенно в городах) превратились в модный аксессуар. Сегодня в моде такая порода, завтра другая. А что делать с животным? Выбросить как старый телефон? Эрэли Кэнчээри права в том плане, что в городских квартирах держать собак — это пытка для животных. Поэтому лучше их не заводить.
В селах, где люди ведут традиционный образ жизни, собаки нужны как охотники, охранники, а в тундре как средство передвижения. Да и в селах все собаки имеют хозяев, если даже собака укусит кого-то, все будут знать, чье животное, и примут меры.
А в городе соседи по площадке не знают друг друга, так что кто выкинул собаку или кота на улицу, никто никогда не узнает. В некоторых городах очень популярны малые контактные зоопарки. Почему бы якутским зоолюбителям не организовать такие зоопарки собачек, кошек и приглашать туда детей с родителями на возмездной основе? Пусть дети, которые очень хотят, но не могут в силу своего возраста ухаживать за животными, сначала познакомятся с четвероногими, погладят, потискают и, главное, научатся осознавать всю ответственность за приручение живого существа.
А то у нас как бывает, дети просили — завели, потом не справились или интересы другие пошли — выкинули.
Эрэли Кэнчээри https://www.facebook.com/photo/?fbid=2744166009213767&set=a.1463999987230382