
С момента начала военных действий в СССР были созданы специ-альные подразделения Народного комиссариата внутренних дел. Их зада-чей была борьба со шпионажем и предательством в рядах Рабоче-крестьянской Красной Армии, а также с дезертирством в прифронтовой зоне. Органы военной контрразведки были нацелены на предотвращение разведывательно-подрывной деятельности противника.
После победы советских войск под Сталинградом, в которой значи-тельную роль сыграли специальные подразделения, было принято реше-ние о реорганизации военной контрразведки. Целью реорганизации было максимальное приближение деятельности контрразведки к решению насущных задач, стоящих перед военным командованием, а также обеспе-чение успешного наступления Красной Армии.
Создание «СМЕРШа» было обусловлено изменениями на фронтах к весне 1943 года. После Сталинградской битвы стало очевидно, что, не-смотря на всё мастерство Вермахта в области тактики и стратегии, Третий рейх больше не мог ни наступать, ни даже удерживать позиции. Было яс-но, что Красная Армия в ближайшее время перейдёт в масштабное контр-наступление по всему фронту, освобождая оккупированные территории.
Однако было также очевидно, что противник постарается отправить на эти территории своих агентов. На советско-германском фронте действо-вали более 130 разведывательных, диверсионных и контрразведыватель-ных команд СД и абвера, а около 60 школ готовили агентов для заброски в тыл Красной Армии.
На оккупированных территориях СССР были созданы четыре тер-риториальных органа немецкой разведки: «Абверштелле-Остланд», «Аб-верштелле-Украина», «Абверштелле-Юг Украины» и «Абверштелле-Крым». Три из них действовали на Украине. Эти органы выявляли совет-ских разведчиков и подпольщиков, людей, настроенных враждебно к нацистской Германии, боролись с партизанами и готовили агентов для фронтовых команд абвера.
Например, в Днепропетровске располагались местные отделения контрразведки – абвернебенштелле (АНСТ), а в городах поменьше – их филиалы – аусенштелле. Диверсанты, выполнявшие задания, переодева-лись в форму военнослужащих Красной Армии, вооружались советским оружием и снабжались документами прикрытия.
Таким образом, необходимо было готовиться к масштабным провер-кам населения.
Также следует признать, что годы жестокого военного конфликта стали серьёзным испытанием для человеческой психики. Люди, оказавшие-ся на передовой, менялись, и не всегда в лучшую сторону.
Война, как и любое масштабное бедствие, подобно индикатору, по-казывает истинные человеческие качества – как возвышенные, так и низ-менные, – которые в обычной жизни, возможно, остались бы скрытыми. Поэтому не случайно в задачи «СМЕРШа» входил и контроль за личным составом армии.
Наконец, третий, но не менее значимый фактор, который способство-вал созданию новой спецслужбы, – недовольство Сталина сложившейся ситуацией, при которой большая часть оперативной информации прохо-дила через наркома внутренних дел Лаврентия Берию.
Когда Сталин вывел из состава Народного комиссариата внутренних дел Главное управление особых отделов и передал их в ведение Народно-го комиссариата обороны, он тем самым кардинально изменил баланс сил в советских спецслужбах.
Виктор Абакумов, возглавив «СМЕРШ» и став заместителем нарко-ма обороны СССР, перешёл в прямое подчинение Сталину (с 19 июля 1941 года по 15 марта 1946 года И. В. Сталин занимал пост Народного комиссара обороны). Таким образом, Абакумов из заместителя Берии превратился в самостоятельную фигуру, почти равную ему по значимости.
Вследствие этого 21 апреля 1943 года И. Сталин подписал Поста-новление ГКО № 3222 сс/ов об утверждении положения о ГУКР «СМЕРШ» НКО СССР. Текст документа состоял из одной фразы: «Утвер-дить положение о Главном Управлении контрразведки «СМЕРШ» – (Смерть шпионам) и его органах на местах». Начальник Главного Управ-ления контрразведки НКО («СМЕРШ») является заместителем народного комиссара обороны, подчинен непосредственно народному комиссару обороны (И. Сталину) и выполняет только его распоряжения.
На органы «СМЕРШ» были возложены функции по противодей-ствию шпионажу, терроризму и диверсиям со стороны иностранных раз-ведок, а также по борьбе с изменой Родине в рядах Красной армии, дезер-тирством на фронте и проверкой лиц, находившихся в плену или окруже-нии противника.
Центральный аппарат организации значительно расширился, увели-чившись втрое – до 646 человек. Были созданы новые подразделения, от-вечавшие за работу за линией фронта, проведение радиоигр с противни-ком и фильтрацию. Все они были направлены на выполнение главной за-дачи — беспощадную борьбу со всеми видами разведывательно-подрывной деятельности вражеских спецслужб.
Несмотря на изощрённые методы работы абвера и имперской служ-бы безопасности, ни одна оборонительная или наступательная операция Красной армии не была сорвана в результате разведывательно-подрывной деятельности противника.
При вступлении в СМЕРШ каждый понимал, что его жизнь будет подвергаться смертельному риску. Это подтверждают статистические дан-ные: в среднем сотрудники этой службы служили не более трёх месяцев, после чего погибали или выбывали по ранению.
Формирование личного состава СМЕРШа происходило за счёт опе-ративных работников особых отделов и военнослужащих командно-начальствующего и политического состава Красной армии и Военно-морского флота.
В ряды СМЕРШа активно привлекались боевые офицеры, которые из-за тяжёлых ранений не могли продолжать службу в действующей ар-мии.
В армейскую контрразведку вступали не только сотрудники органов безопасности и офицеры всех родов войск, но и представители других профессий: учителя, партийные и комсомольские работники, инженеры.
Помимо контрразведывательной деятельности в прифронтовой зоне, сотрудники «СМЕРШа» активно занимались разведкой за линией фронта, в том числе в немецких спецслужбах – Абвере и СД.
Важной частью работы «СМЕРШа» были радиоигры. Советские во-енные контрразведчики провели 186 таких операций, в результате кото-рых было выведено на советскую территорию и захвачено в плен более 400 сотрудников и агентов нацистских спецслужб.
Следует подчеркнуть, что в структуре «СМЕРШ» были специальные подразделения – заградительно-контрольные. Их было немного – обычно 3-4 человека на полк. Эти подразделения действовали не на передовой, а в тылу.
Сотрудники «СМЕРШ» активно использовали заградительные службы для поиска агентов вражеской разведки. Например, перед наступ-лением фронтов проводились масштабные мероприятия с участием со-трудников «СМЕРШ». В частности, проводились проверки военных гар-низонов, а также до 500 и более населённых пунктов с прилегающими ле-сами. Осматривались нежилые здания и тысячи заброшенных землянок.
В ходе таких проверок обычно задерживали большое количество людей без документов, дезертиров и военнослужащих с документами, ко-торые могли быть изготовлены в Абвере.
Сотрудники СМЕРШа были ответственны за безопасность тех, про-тив кого они сражались. Они обеспечивали защиту во время подписания акта о капитуляции Германии. Одной из их задач было сопровождение Вильгельма Кейтеля по дороге из Берлина в Карлсхорст, где должна была состояться историческая встреча. Если бы с фельдмаршалом что-то случи-лось, то некому было бы подписывать капитуляцию от имени вермахта.
По мнению Аллена Даллеса, информация, полученная советскими разведчиками во время Второй мировой войны, способствовала военным успехам Советского Союза и представляла собой материал, о котором может мечтать любая разведка. Без контрразведки победа могла бы быть достигнута с гораздо большими потерями.
В мае 1946 года легендарна я организация «СМЕРШ» прекратила своё существование. В годы войны «СМЕРШу» были предоставлены ши-рокие полномочия для проведения смелых и рискованных операций. По-сле окончания войны «СМЕРШ» стал частью Министерства государствен-ной безопасности СССР и получил название Главного управления военной контрразведки. В настоящее время эти функции выполняет Департамент военной контрразведки Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Общепризнанным итогом существования ГУКР «СМЕРШ» стало полное поражение вражеских разведок: «Абвера» (возглавлял адмирал Вильгельм Канарис), «Цеппелина», «Ваффен СС Ягдфербанда» (Отто Скорцени), румынской «ССИ», а также японских и финских разведок и контрразведок. Всего за годы Великой Отечественной войны ГУКР «СМЕРШ» НКО и подчинённые ему органы арестовали (согласно отчёт-ным документам): шпионов – 33 497, диверсантов – 3533, террористов – 6477, изменников Родины – 105 838, за антисоветскую агитацию – 83 839, дезертиров и членовредителей – 136 392, трусов и распространителей па-нических слухов – 11 780. Привлечено к уголовной ответственности свыше 80 тысяч военных преступников. Кроме того, «СМЕРШ» добыл более 5 тысяч разведывательных информационно-оперативных документов и со-общений. Самая эффективная и боеспособная спецслужба, равной которой не было ни до, ни после войны, внесла колоссальный вклад в Победу. Не зря говорят: армия без разведки слепа, а без контрразведки – беззащитна.
Долгое время деятельность «СМЕРШ» была окутана тайной, и она как бы оставалась в тени других ведомств, таких как НКВД, МГБ и КГБ. Только в недавнем прошлом эта спецслужба начала занимать заслуженное место в истории нашей страны.
Военную контрразведку «СМЕРШ» можно назвать самой эффектив-ной спецслужбой не только Второй мировой войны, но и всего XX века. В истории военного искусства нет аналогов «СМЕРШу».
Несмотря на небольшой штат сотрудников, «СМЕРШ» смог достичь максимальной результативности в борьбе с сильным противником. В начале войны сотрудники Абвера и СД по своей профессиональной подго-товке значительно превосходили наших соотечественников.
Однако в кратчайшие сроки советская военная контрразведка смогла подготовить тысячи сотрудников для обеспечения контрразведывательной деятельности всех родов войск. Ни одного сотрудника «СМЕРШа» не уда-лось завербовать или склонить к измене немецким спецслужбам.
История органов «СМЕРШ» длиною в три года – это пример того, как в критический для государства момент аппарат военной контрразведки был преобразован в высокоэффективную спецслужбу. Она была нацелена не только на традиционные задачи контрразведки, но и на проведение разведывательных и подрывных операций. Её деятельность была чётко скоординирована с армейским командованием.
В последнее время в российских СМИ всё чаще появляются статьи, в которых обсуждается необходимость возрождения Главного управления контрразведки «СМЕРШ» Народного комиссариата обороны СССР (в рамках Российской Федерации). В условиях напряжённой военно-политической ситуации возрождение ГУКР «СМЕРШ» в нашей стране крайне необходимо.
Смыковский А.В., к.и.н., доцент, профессор Академии военных наук.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Иванов Н.С., Глухов Д.М. Деятельность СМЕРШа как особого подразделения военной контрразведки. В сборнике: Вторая мировая война в лицах и документах: проблемы развития права и государ-ства. Материалы межвузовской студенческой научной конференции. Отв. редактор С.В. Ширяева. Москва, 2021. С. 133-136.
2. Крутов И.Ю., Савицкий Н.М. СМЕРШ: война без линии фронта // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвида-ции последствий чрезвычайных ситуаций. 2010. № 1 (1). С. 129-13.
3. Садовниченко М.С., Заяц Т.А. Секретное подразделение «СМЕРШ». В сборнике: Победа Советского Союза в Великой Отечествен-ной войне (1941-1945): итоги и уроки. Материалы научной конференции преподавателей, аспирантов и студентов. 2020. С. 45-47.
4. Соболев М.П., Еременко Р.С. О колоссальном вкладе легендарно-го «СМЕРШ» в победу Советского союза во Второй мировой войне // На пути к гражданскому обществу. 2019. № 3 (35). С. 79-102.
5. Черных В.В. СМЕРШ – таинственная и легендарная. В сборнике: Двенадцатые Байкальские социально-гуманитарные чтения. Материалы. В двух томах. Научный редактор Ю.А. Зуляр. 2019. С. 108-119.