Она возглавила акушерско-гинекологическую службу Якутии в самый разгар постперестроечных проблем, а когда спустя 19 лет покидала свой пост ее коллеги уже вовсю использовали высокие технологии. Главный акушер-гинеколог Минздрава РС(Я) (1991-2010), заслуженный врач РФ, Отличник здравоохранения РС (Я) Наталья Кирова о том, что хороший врач не может не любить беременных и почему в этой специальности ничего нельзя откладывать на потом.
Сразу и навсегда
Что может удержать в профессии на всю жизнь? Наталья Кирова убеждена: только любовь к своему делу, а значит, верный выбор на старте. Собственно, именно так с нею когда-то и произошло.
Поступив в 1967 году на медицинский факультет ЯГУ, она выдержала жесточайший конкурс – 12 человек на место. Но даже несмотря на это первое время, когда студенты постигали общий курс медицинских наук, ее, признается, терзали смутные сомнения: а туда ли пришла? Момент истины наступил на 4 курсе, когда в программе появился новый предмет -- акушерство и гинекология.
- Мою жизнь это просто перевернуло! А когда нам, студентам, пришлось присутствовать на первых родах, я была настолько поражена этим процессом, что восторг от момента рождения нового человека запечатлелся в душе навсегда. Наверное, поэтому с тех пор я всегда больше любила именно акушерство… Окончательно же укрепило выбор общение с преподавателями кафедры акушерства и гинекологии медфака ЯГУ, которую в те годы возглавляла Ангелина Евгеньевна Гурьева. Наши учителя – Лидия Витальевна Подгаевская, Нина Ивановна Захарова, Екатерина Александровна Городова и др., были настолько влюблены в свою профессию, что смогли увлечь ею и многих из нас, -- рассказывает Наталья Кирова.
С выбранного пути она не свернет уже никогда. Хотя, к примеру, попасть в субординатуру по акушерству и гинекологии окажется делом совсем непростым. Желающих было в избытке. Однако свою мечту ей все же удалось осуществить.
…Ее самостоятельная практика началась в 1974-м – в должности врача-дежуранта гинекологического отделения Якутской городской клинической больницы, куда Наталью Кирову распределили после окончания медфака ЯГУ.
- Отделением заведовала Клавдия Максимовна Иноземцева – опытный и прекрасно оперирующий врач, многому меня научившая. Был какой-то период, когда мы с ней работали практически вдвоем. С утра обход больных -- палат было много. А в 11 часов заходили в операционный зал и -- начинался конвейер: одна операция за другой. Работы было столько, что мы с нею даже не разговаривали – некогда было, -- вспоминает Наталья Николаевна.
Впрочем, именно эта загруженность помогла ей тогда не только преодолеть тот вполне понятный страх, который переживают все начинающие операторы, но и почувствовать уверенность в собственных силах.
- Бояться было некогда - требовалось все успеть. Хотя свою первую самостоятельно проведенную операцию -- это была внематочная беременность – я запомнила навсегда. Провела ее сама, удачно, и была этим очень довольна, -- говорит Наталья Николаевна.
…И все-таки по-настоящему все это время ее тянуло туда, где когда-то она пережила такой восторг – в роддом. А потому при первой же возможности именно туда и ушла, чтобы остаться на долгие годы. «Гинекология интересна тем, что там можно оперировать. Но в душе я все-таки акушер», -- улыбается Кирова.
- Городским роддомом в те годы руководила Маргарита Константиновна Фарафонова – грамотный организатор здравоохранения и опытный врач. И коллектив там был замечательный – что ни имя, то легенда якутской медицины. Заведующая отделением патологии беременных Зоя Валентиновна Полицинская, у которой я проходила практику еще студенткой, Алла Давлетовна Ревина, Екатерина Дмитриевна Иванова, Лидия Ивановна Басыгысова и др. -- работать с ними было очень интересно, -- вспоминает Наталья Николаевна.
В роддоме она отработает практически в каждом из отделений: родильном блоке, послеродовом, отделении патологии, заведующей которым позже станет. Все это позволит досконально узнать возможности и проблемы службы, что очень пригодится в дальнейшем.
- Замечательный симбиоз у нас сложился с Радомиром Ивановичем Александровым: он возглавлял отделение новорожденных, а я -- отделение патологии беременных. Взаимодействие оказалось таким, что через некоторое время нам удалось добиться самых низких показателей перинатальной смертности по сравнению с предыдущими годами, -- вспоминает Наталья Николаевна.
А вот развивать этот успех ей пришлось уже на новом месте и в новых масштабах: в 1991-м Кирову пригласили на работу в республиканский Минздрав.
Время новых возможностей
- Сказать, что я не хотела туда идти, значит, ничего не сказать. Ведь одно дело -- отвечать только за свое отделение, и совсем другое – за службу в целом, -- вспоминает Наталья Николаевна. – Помню, попросила министра здравоохранения РС(Я) Бориса Афанасьевича Егорова дать мне возможность подумать. А он говорит: «Времени для раздумий уже нет. Оформляйтесь!» Так я стала главным акушером-гинекологом республиканского Минздрава.
Помогла, говорит она, поддержка коллег. «Коллектив Минздрава был небольшой, но сплоченный. И все всегда готовы были выручить друг друга. Главный терапевт Якутии Галина Васильевна Сетынь, главный инфекционист Елизавета Яковлевна Гостхоржевич, начальник отдела кадров Татьяна Ивановна Лубнина, экономист по снабжению Августина Иннокентьевна Яковлева и др., -- до сих пор с теплотой и благодарностью вспоминаю этих людей», -- говорит она.
…1991 год – начало постперестроечной поры, обернувшейся для страны колоссальными проблемами. Здравоохранения это коснулось в полной мере.
- Для того, чтобы понять, с какими из проблем надо разбираться в первую очередь, я сразу же отправилась в районы: смотрела, в каких условиях работают медики, где рожают женщины. Впечатление осталось тяжелым: материально-техническая база практически везде оставляла желать лучшего, -- рассказывает Наталья Николаевна.
Кроме того, немало сложностей возникало и с госпитализацией беременных из районов в случае каких-то осложнений. Возможности городского роддома, куда их по традиции доставляли со всех уголков Якутии, были давно исчерпаны: там просто не хватало мест.
- И тогда я обратилась к министру. Говорю: нам нужен республиканский роддом, ориентированный на улусы. Он предложил переоборудовать под это дело одно из зданий на территории Областной больницы. Я осмотрела его и поняла: такой вариант не подойдет, о чем честно доложила министру. Борис Афанасьевич, кажется, остался немного разочарован, но мне ничего не сказал, -- вспоминает Кирова.
Между тем, проблема лишь усугублялась: едва ли не каждый день у нее в кабинете раздавались звонки, связанные с необходимостью госпитализации беременных и рожениц из групп риска.
– И я опять обратилась к министру: «Надо что-то решать». Вдруг через какое-то время он сообщает: «Ну, Наталья Николаевна, радуйся! Будем строить перинатальный центр». Все это время шло обсуждение возможности строительства в республике Центра охраны материнства и детства, в составе которого бы был перинатальный центр, и вот, в 1993 году, принципиальное решение наконец было принято, - говорит она.
То, насколько революционным оно было, можно понять, если знать: подобных объектов в стране тогда практически не было.
- С его появлением не только упростилась своевременная госпитализация женщин из групп риска – мы получили возможность двигаться дальше. Впервые в истории родовспоможения республики у нас появилось отделение реанимации новорожденных, что имело большое значение для выхаживания маловесных детей и позволило значительно снизить перинатальную смертность. Не менее знаменательный факт – мы начали решать проблемы бесплодия при помощи технологий ЭКО, чем в новом центре успешно занимались Роза Дмитриевна Филиппова и Яковлева Елизавета Яновна. И таких примеров можно вспомнить много, -- говорит Наталья Кирова.
Когда все – для пользы дела
Однако куда больше внимания требовали районы.
- Во время перестройки возник острый дефицит врачебных кадров, особенно в северных районах. Объяснялось это разными причинами: многие специалисты в начале 90-ых стали покидать республику, уезжая в другие регионы, кто-то вышел на заслуженный отдых, -- вспоминает Наталья Кирова.
Замену им пришлось искать не только в Якутии, но и за её пределами. А параллельно работать со студентами местного мединститута, чтобы увлечь их делом, которому была предана она сама.
Постепенно шло и переоснащение районного звена акушерско-гинекологической службы. «В те годы мы закупили очень много УЗИ-аппаратов для районов, а врачей для работы на них готовили на базе центральных клиник», -- вспоминает Наталья Николаевна. Впервые в практику акушеров—гинекологов Якутии в те годы вошел и одноразовый инструментарий: специальные наборы для приема пациенток, приема родов и т.д.
К тому времени она уже знала, в каком районе какие специалисты работают и каков опыт у местных участковых врачей и акушерок. «Я спрашивала у них, сколько пациенток в улусе в группе риска, как идет плановая госпитализация в Медцентр и пр. Стала контролировать, насколько своевременно беременных при показаниях отправляют сначала в ЦРБ, а затем в Якутск. Ведь в нашем деле ничего нельзя откладывать на потом – все должно быть вовремя. Контроль был жестким -- вплоть до снижения квалификационной категории. И очень быстро, через 2-3 года, ситуация начала меняться к лучшему», -- вспоминает она.
Усилилась и работа по повышению квалификации специалистов. Помогало практически беспрерывное обучение медиков городского и районного звена: семинары она организовывала как в Минздраве, так и на межулусном уровне. Приглашала лучших лекторов из федеральных клиник России, Минздрава РФ.
На пользу общему делу старалась использовать все открывающиеся возможности.
- В это время в здравоохранении стали внедряться различные программы, финансирование которых становилось хорошим подспорьем для бюджета отрасли. Отдельной проблемой для республики оставалось большое число абортов. Поэтому когда в России появились программы планирования семьи, мы сделали всё, чтобы Якутия в них вошла. Нам выделялись средства, мы закупали на них контрацептивы. Затем направляли их в женские консультации городов и районов для бесплатной раздачи нуждающимся. Для 90-х годов, когда многие переживали времена финансовой неустойчивости, это была большая помощь. Также открылись кабинеты планирования семьи, развернувшие широкую санпросветработу среди населения и молодежи. В результате, нам удалось поэтапно снизить количество абортов в республике. Кроме того, с 1998 года в Якутии началась реализация федеральных и республиканских программ: «Безопасное материнство» и «Здоровый ребёнок». В 1998-2000 годах я являлась национальным координатором международного проекта по ПРООН «Улучшение репродуктивного здоровья женщин РС(Я) в Среднеколымском, Олёкминском и Верхоянском районах. Результатом их внедрения стали заметные улучшения качественных показателей родовспоможения, –вспоминает Наталья Николаевна.
…За те 19 лет, что она была главным акушером-гинекологом Якутии, кардинально изменились многие важные индикаторы. Достаточно привести всего один пример. Когда Наталья Кирова заступила на свой пост в 1991 году, показатель материнской смертности в республике был довольно высок. К тому же моменту, когда она покидала его, он снизился в шесть раз.
Конечно, за этими цифрами – те грандиозные перемены, что пережила акушерско-гинекологическая служба и все здравоохранение региона в целом за эти 20 лет. Результат тех грандиозных реформ, позволивших вывести отечественную медицину из плена финансирования по пресловутому остаточному принципу, и расставивших новые акценты государственной политики, где развитие медицины – на одном из первых мест.
Но все это было бы вряд ли возможно, если б не титанические усилия и не подвижничество таких врачей, как Наталья Кирова, для которой и сегодня акушерство и гинекология – лучшая специальность на свете…
Елена Еленина,
Пресс-служба Минздрава РС(Я).