Издание указывает, что Айсен Николаев окончил школу с золотой медалью и всегда был бессменным лидером в лучшем классе одного из передовых образовательных учреждений Якутии — физико-математической школы, которой позже присвоили имя народного учителя СССР Михаила Алексеева.
Родители Айсена Николаева Тамара Сергеевна и Александр Андреевич живут скромно, во время каникул у них обязательно гостят внуки. Обстановка в доме простая, но очень уютная, атмосфера теплая.
Раньше главным богатством в доме Николаевых были книги. В их семейной библиотеке было аж шесть тысяч книг. Часть книг дети разобрали по домам, а львиную долю Тамара Сергеевна раздарила библиотекам, школам и друзьям. Дом нынче украшают картины родного дяди — Петра Сергеевича Васильева. Никаких ковров, хрусталя и навороченной техники в доме нет.
На одном из полотен изображены светленькие девочка и мальчик. Это Айсен с Аяной, неразлучные брат и сестра. Поскольку младшие братья родились значительно позже, детство они пережили, как говорится, парами: Айсен — с Аяной, а Андрей — с Сашей.
Редкое имя
Мама Тамара Сергеевна — женщина не простая. Она — первый дипломированный философ из народа саха. «Очень умная и мудрая женщина», — уважительно отзываются о ней односельчане.
— Тамара Сергеевна, а почему вы назвали сына якутским именем? В те годы мало кто давал детям такие имена.
— Это было в годы моего студенчества. Помню, мы решили довериться воле случая, собрались большой компанией в общежитии Ленинградского университета. Каждый из моих друзей и подруг написал на бумажке имя. А гостивший у нас студент МГУ Аркадий Яковлев, как потом выяснилось, написал «Айсен», и я вытащила эту бумажку.
Позже в Верхневилюйске учитель якутского языка и литературы Владимир Тобохов спрашивал у меня, что означает это имя. Я ответила, что это внук Айыы. Айыы — светлые силы в якутской мифологии, в переводе «творцы». Такое тогда было время, что даже учителя не знали значений якутских имен.
Читал с двух лет
Поскольку родители Николаевых — педагоги, они прививали детям любовь к книгам с… ясельного возраста.
— Айсен начал читать в два с половиной года, — рассказывает Тамара Сергеевна. — Он рекордсмен, поскольку у нас все дети и внуки читают с трех лет. Помню, как к дедушке Андрею Титовичу Титарову, участнику Сталинградской битвы, приезжали ветераны войны. Айсен приносил стульчик и, слегка картавя, читал им книжки, водя пальчиком по странице. Менял интонацию, голос… Старики диву давались! Также они с Аяной вместе читали бабушке газету «Коммунизм сардаҥата» («Луч коммунизма»): наша бабушка рано ослепла.
…Я с детства не отличалась крепким здоровьем, поэтому мои дети, когда они были маленькие, много простужались и болели. Я понимала, что компенсировать недостаток физических сил к моменту, когда дети пойдут в школу, где их могли обижать по этой причине, можно, только развивая умственные способности. Любой конфликт можно уладить мирным путем, просто правильно рассудив ситуацию. Такая у меня философия.
Родной язык
Во дворе Николаевых часто собирались соседские дети. «Интернационал» — в шутку называла их мама. Первый друг Айсена — русский мальчик Алеша Коновалов. К Аяне же часто приходила узбечка Зуля Ибрагимова. Были еще дети разных национальностей и характеров. Верхневилюйск в те годы был многонациональным селом.
— Айсен еще до школы прекрасно говорил и на русском, и на якутском языках, — говорит мама. — Причем его владение родным художественным языком — это целиком заслуга нашего дедушки Андрея Титовича, сказителя якутского эпоса, олонхо, ветерана Великой Отечественной войны, охотника, народного целителя. Старшие дети учились в русских классах, но свободно говорили на родном.
В те времена, если были живы бабушка с дедушкой, детей в садик не брали, поэтому ни Аяна, ни Айсен в садик не ходили. Зато дома они получили исконно народное традиционное воспитание, самое мудрое и полезное.
У моих детей с детства были сшитые бабушкой национальные костюмы (большая редкость по тем временам), которые они надевали на все праздники.
Удачные эксперименты
— Может, это прозвучит странно, но я не раз ставила эксперименты на собственных детях, которые потом успешно применяла в преподавательской деятельности, — говорит Тамара Сергеевна. — В каждом ребенке, уверена, есть талант и сильные стороны, которые родители обязаны заметить и взрастить. У Айсена это была феноменальная память. Он запоминал все, что читал. Еще до школы читал наизусть огромные отрывки из поэм.
— Он все время сидел дома и читал книжки?
— Нет. Он играл и общался со сверстниками, но как-то умел заинтересовать их не только подвижными играми, которые тоже обожал, но и чтением книг, интеллектуальными занятиями. Они с сестрой обожали разгадывать огромные кроссворды из «Огонька», рылись в энциклопедиях, атласах мира.
В детстве я была очень общительной. Любила пересказывать друзьям прочитанные книги. Бывало, одноклассники толпой провожали меня до дома, чтобы послушать рассказ о прочитанной книге Александра Дюма. Так же и Айсен любил пересказывать прочитанное своим друзьям, более того, он составлял сценарий для игры по мотивам книг. Потом они то искали клад, то были пиратами, мушкетерами и так далее.
— Какие еще у него были таланты?
— Все мужчины в нашем роду прекрасно рисуют. Айсен окончил художественный класс в музыкальной школе. Безусловно, у него есть склонности к точным наукам. Он участвовал в республиканских олимпиадах по физике, занимал призовые места. При поступлении на физический факультет МГУ у него были рекомендация и грамоты СО АН СССР. Также он неоднократно защищал честь района на соревнованиях по туризму. Из спортивных видов предпочитал легкую атлетику.
— Получал ли Айсен Сергеевич когда-нибудь двойки?
— Никогда. Я даже четверок, если признаться, не помню. В первый класс Айсен попал к очень хорошему учителю — Валентине Николаевне Платоновой. После шестого класса его отобрали в физико-математическую школу, которую он окончил с золотой медалью. В том году у нас было пять медалистов. Это результат не только работы прекраснейшего педагогического состава, но и самих детей. Они все были очень яркими и одаренными.
Труд — лучший учитель
— По дому помогал?
—В чем плюс жизни в деревне? Здесь дети с малых лет приобщаются к труду. И Айсен, и Аяна с малых лет помогали по дому, умели организовать свое время правильно.
Айсен и охотился с дедом, и рыбачил, колол дрова, ухаживал за скотиной, трудился на сенокосе, но при этом не отлынивал и от дел по дому: мог приготовить обед, помыть посуду, полы. Он все делал очень скрупулезно, тщательно. Когда мыл полы, потом ступать было боязно, до того все было чисто! Он умудрялся мыть полы и читать книгу одновременно, настолько его захватывал сюжет. Сидит на корточках на полу, одной рукой полы трет, а во второй — книга.
Тамара Сергеевна вспоминает случай, когда к ним во время ысыаха заезжали гости. А тогда в июне вдруг выпал снег, все улицы были в грязи. Целый день мама с сыном мыли обувь своих гостей, а к концу дня пересчитали, сколько их было. Оказалось, что в этот день они вымыли 60 пар обуви.
— Айсен был очень ответственным, с малых лет заботился о сестренке, младших братьях, своих друзьях, одноклассниках и даже обо мне. Однажды дедушка отвез нас с гостившей у нас родственницей на моторке в лес, чтобы мы набрали ягод. А затем с Айсеном поехали дальше то ли на сенокос, то ли на рыбалку. Ему тогда было всего два года, и дедушка привязывал его к сиденью за телогрейку. Дедушка рассказывал, что Айсен всю дорогу ворчал: «Оставил маму и бабушку-гостью в лесу волкам и медведям» (смеется).
Материнское сердце
У Тамары Сергеевны не раз екало материнское сердце, когда с детьми что-то случалось.
— Однажды Айсен с Аяной играли на улице, — вспоминает она. — Вдруг открывается дверь, медленно входит Аяна, она была тогда маленькой, закрывает своими ручонками дверь, не спеша подходит ко мне и говорит: «Мама, а у Айсена все лицо в крови». У меня сердце чуть не остановилось!
Выбежала, занесла сына домой. Оказалось, что он пытался достать велосипед, который дед повесил на гвоздь. Велосипед упал на него и рассек голову.
— С синяками ни разу не приходил?
— В играх по-разному было… Мальчишки же. Но, чтобы хотя бы один из моих сыновей подрался, такого я не помню. Единственный раз — в седьмом классе на второго сына напал парень из спортшколы и ударил по лицу. Андрей был так удивлен, что можно без причины ударить человека. Мальчик был новенький, только приехал в интернат из наслега.
Мне об этом рассказали дети, а тренеры пригласили поговорить с обидчиком. «Ты знаешь, мальчик, которого ты ударил, очень хорошо учится. Представь, когда ты вырастешь и станешь известным спортсменом, захочешь поехать на соревнования, зайдешь к большому начальнику, а это окажется он. Тебе не будет стыдно?»
Мальчик со мной согласился и обещал, что не будет больше никого бить. И он действительно стал известным спортсменом. А тогда, говорят, удивленно сказал своим друзьям: «А почему же она меня не поругала?»
— Вы знали, кем Айсен станет, когда вырастет?
— Конечно же, нет. Но я знала, что он добьется всего, чего захочет. Такой у него характер. Всем мамам я хотела бы пожелать: верьте в своих детей и вкладывайте в них всю любовь и все свои знания.