
О большом интересе к Арктике, о том, почему она не хотела жить в столице республики, ее привязанности к берегам северных рек Оленек и Яна, о том, как сегодня она отстаивает интересы республики — мы говорим в Государственной думе России, где Галина Иннокентьевна работает в ключевом Комитете по бюджету и налогам второй созыв.
Работает очень эффективно, как считают коллеги, и об этом можно судить по многочисленным обращениям граждан, выполненным наказам избирателей, законодательным инициативам и программам, в разработке которых приняла участие.
-Хорошо известный в республике Иван Иванович Горохов, который работал тогда председателем Верхоянского райсовета, говорил: «Надо переезжать в Якутск! Сыну скоро в вуз поступать, а тебе — карьеру делать». В Якутск летали тогда редко; из Батагая, Черского, Тикси были прямые рейсы в Москву.
-Да, в советское время, говорят, было за счастье получить командировку из Якутска в Тикси. Там было другое снабжение, и можно было купить хорошие продукты и дефицитные промтовары. А как было у вас в Верхоянском районе?
— Трудно приходилось. В семье не хватало денег, нас было у мамы трое детей, я средняя. Все детство прошло в Верхоянском районе, в селе Юттях, где был совхоз, а мама работала в сельской школе учительницей. После начальных классов нас с сестрой и братом определили в школу-интернат, которая находилась в рабочем поселке Эге-Хая. Оттуда за 18-20 километров бегали домой. Чтобы не замерзнуть по дороге, пели песни.
Летом, в каникулы, мы трудились. Я – дояркой в сайылыке. Приходилось помогать с ремонтом интерната к учебному году — красить, мыть. Государство помогало многодетным семьям теплой одеждой, талонами на питание, учителям давали 24 кубометра дров на зиму, которые мы сами кололи.
Когда переехали в двухквартирный дом, где была одна комната с общей кухней и центральное отопление, построили во дворе теплицу, стали выращивать помидоры, огурцы, морковь. На севере это дело непростое – с марта ночью приходилось вставать – печку в теплице топить, где росла рассада. Зато потом делали закрутки на зиму! Тогда на севере были только сушеные овощи из магазина.
После восьмого класса семья решила, что мне надо поступать учиться – так будет легче всем, и старший брат сможет закончить вуз. Я выбрала Якутский финансовый техникум.
—Жили только на стипендию?
-Да, училась я хорошо, мама помогала продуктами. Через 10 лет окончила Всесоюзный юридический заочный институт по специальности «Правоведение». В 2001 году защитила диссертацию в Российской академии государственной службы при Президенте России и стала кандидатом экономических наук.
— А как попали в Оленек?
— Окончив техникум, получила распределение в Оленёкский район, который сама, кстати сказать, выбрала.
Для меня Оленек — это самая красивая природа, олени, северное сияние, добрые люди, готовые всегда помочь, незабываемые годы. И хотя они были непростыми, поначалу приходилось жить в архиве, спать на раскладушке между стеллажами под шорох мышей, я вспоминаю о них с теплотой. Помню, что первый построенный многоквартирный дом в селе выделили нам, молодым специалистам. Мы жили комнатах с ситцевыми перегородками, ходили с коромыслом за водой; в магазине мясо продавали только тушами, покупали одну такую и везли на санках домой.
Отработав пять лет, вернулась в Верхоянский район, работала экономистом, заведующей райфинотделом, затем заместителем главы района. Несмотря на трудности жизни в арктических районах, те годы запомнились мне как самые лучшие. Они многое дали.
-Почему вы решили стать именно финансистом — хорошо учились по математике?
-Да, мама была учителем математики, мы все хорошо знали предмет. Брат и сестра окончили Рижский институт инженеров гражданской авиации.
-Сейчас во всем мире растет интерес к Арктике. Вы второй созыв в Госдуме России, до этого шесть лет работали председателем Правительства Республики Саха (Якутия), отлично знаете все уголки нашей Арктической зоны. Что думаете об арктической парадигме развития нашей республики?
— Интерес к Арктике, действительно, нарастает. О необходимости всестороннего развития Арктической зоны говорится в Указе Президента России от 5 марта 2020 года «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года». А также в Стратегии социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года.
Якутия в этом процессе занимает особое место. Исторически Якутск, наша республика являются форпостом освоения северо-востока. Развиваются промышленные точки роста, опорные пункты Северного морского пути. Родной Оленекский улус не сравнить с прошлыми временами, все изменилось – теперь там обычным стало благоустроенное жилье, активно развивается промышленность. А раньше упор делался только на оленеводство. И молодежи есть чем заняться и где работать. Строятся школы, детсады, больницы, культурные и спортивные центры.
-Вы участвуете в разработке программ и законов, касающихся развития Арктики?
– Конечно!
Добилась, чтобы стратегически важные унитарные предприятия, обеспечивающие жизнедеятельность населения в районах Крайнего Севера с неразвитой конкурентной средой должны быть государственными, то есть ГУПами и МУПами.
Входила в рабочую группу Минвостокразвития по разработке законопроекта о северном завозе. Такое поручение было дано Правительству РФ Главой государства. В этом законе прописано все, что связано с жизнью в Арктике, касается ценовой доступности и ассортимента продуктов и товаров, поставляемых в северные территории.
-В этом году заканчивается строительство торгово-логистических центров; всего их будет 13 – во всех арктических районах…
-Да, они построены с федеральным финансированием. По сути – это современные овощехранилища с торговыми залами и складскими помещениями. Теперь надо их содержать, а в Арктике это непросто: нужны рачительные руководители, определенные условия.
Скоростной интернет -– одна из приоритетных тем для жителей Арктики. Есть федеральная программа «Синергия Арктики», в рамках которой в прошлом году высокоскоростную оптическую линию связи построили в Жиганском улусе. В принятом Госдумой на 2025-2027 годы Постановлении о федеральном бюджете Правительству России рекомендовано при поступлении дополнительных доходов обеспечить выполнение программы.
И в Москве, и в Якутске встречалась со специалистами Минцифры России и профильного министерства нашей республики, обсуждая реализацию данного проекта. Сейчас готовится проектно-сметная документация.
Реализуются федеральные программы по развитию Дальнего Востока с широким спектром направлений, а также программа «Дети Арктики», которая финансируется из федерального бюджета и нацелена на отдых и оздоровление детей из арктических регионов.
-Расскажите о ваших встречах с избирателями, как часто они проходят?
-В постоянном режиме, по самым разным вопросам. Практически все законодательные инициативы исходят из встреч с жителями республики. Радуюсь, что в родном Верхоянье в этом году начнут проводить берегоукрепительные работы и строить защитную дамбу, на которые направят более 1 млрд рублей федеральных средств.
С Главой республики Айсеном Сергеевичем Николаевым и Правительством Якутии я нахожусь постоянно на связи. Все вопросы по развитию территории стараемся решать оперативно на федеральном уровне.
Галина Иннокентьевна показывает свой кабинет в знаменитом здании Госдумы на Охотном ряду. На стене за ее спиной панорамная картина с ысыахом на берегу реки. На столе часы из чароита. На подоконнике – фото с вручением Благодарности Президента России Владимира Путина. Говорит, что с коллегами – депутатами Госдумы от Якутии – а их в этом созыве больше, чем раньше, — встречаются в перерывах между пленарными заседаниями за чашкой чая, чтобы обменяться мнениями по волнующим северян вопросам.
Два часа разговора с депутатом пролетели незаметно.