«КОСМОНАВТЫ АРКТИКИ», или Почему северный завоз идет с проблемами?

07.10.2020 22:33
За последние десятилетия мы, якутяне, уже привыкли к разного рода мега-проектам. Будь-то в промышленности или в целом в экономике. Помните штыровскую «Схему комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Якутии», рассчитанную до 2020 года? Где она сейчас? Как реализована, насколько успешно, каковы итоги и достижения на сегодня?

Или взять, к примеру, похожую на «Нью-Васюки» «Стратегию социально-экономического развития республики на период до 2030 года с определением целевого видения до 2050 года», разработанную в бытность министром экономики Алексея Стручкова, а главой республики - Егора Борисова. Где сегодня эта почти научно-фантастическая Стратегия-2030, как реализуется, что достигнуто, как синхронизируется с новыми программными документами региона, Дальнего Востока и страны, в целом с новыми реалиями, вызванными пандемией и колебаниями на валютном рынке? Или документ просто ушел «в корзину»? Ответов на эти вопросы нет.

Новая власть республики, избранная ровно два года назад, от своих мега-предшественников не отстает. К примеру, в августе т.г. Глава Якутии Айсен Николаев утвердил «Стратегию развития Арктической зоны Якутии на период до 2035 года». То есть рассчитанную на ближайшие 15 лет, условно говоря, на три губернаторских срока или илтумэновских созыва. Торжественная церемония подписания программного документа проходила в Оленьке. «Документ стратегического планирования нацелен на повышение качества жизни якутян, проживающих в арктических районах», - говорилось в официальных сообщениях. «Главной оценкой при реализации Стратегии социально-экономического развития Арктической зоны республики для меня будет улучшение качества жизни людей, которые здесь живут», – подчеркивал Ил Дархан после подписания документа, его цитировали госсми.

«Согласно документу, социально-экономическое развитие Арктики будет строиться по пяти векторам развития – социальному, промышленному, транзитному, экологическому и инновационному. Все это подразумевает модернизацию аэропортов, развитие малой авиации, восстановление регулярного судоходства по Северному морскому пути, строительство дорог, обеспечение населения доступным интернетом, промышленное освоение на принципах социальной ответственности, возведение социальных и инфраструктурных объектов, сохранение традиционного уклада жизни северян, их культуры и традиций, развитие образования, медицины, арктического туризма», - аплодировали правительственные издания, констатируя факт.

Стратегия СЭР Арктики разрабатывалась с 2018 года по поручению главы региона Айсена Николаева. «Над ее созданием работали ведущие федеральные и региональные научные эксперты, органы власти. Свои предложения через общественные обсуждения внесли общественники и жители арктических районов», - передавала пресс-служба АГиП РС(Я).

Но что получается на деле? Картины-то - весьма нерадужные. О каком промышленном, научном или инновационном развитии Арктики можно говорить, если сегодня власти республики даже не могут нормально обеспечить севера продовольствием? Буквально вчера интернет-газета «В Якутии.ру», основываясь на информации госсми, сообщала о том, что АО «Туймаада-Агроснаб», возглавляемое Николаем Алексеевым, не довезло продукты питания до Среднеколымского улуса. Знаменитый на Севере корабль «Магдебург» не выполнил свою работу до конца, почему-то не доплыв до Среднеколымского улуса.

«Значит, северный завоз в республике нынче уже начался с больших проблем: жители Среднеколымского района остались без запасов пропитания, считают наши собеседники. Неизвестно, знает ли об этом «главный специалист по морям-океанам» Тарасенко?.. Эксперты «В Якутии.ру» опасаются, что, если вовремя не озаботиться проблемами и вопросами северного завоза сейчас, то дело может дойти до того, что жители Среднеколымского улуса Якутии могут обратиться напрямую к главе государства. Ну а жители Якутска давно задают резонный вопрос: почему нынче очень мало северной рыбы в продаже?», - говорилось в нашем материале.

«Грузы с «Магдебурга» перегрузили на суда Колымской судоходной компании. Те вчера вроде на «Средний» вышли. Но что-то мало совсем продуктов везут - всего четыре контейнера с овощами на весь район. Остальное – «левый» груз, наверное», - делятся сегодня, 6 октября, информацией и предположениями читатели «В Якутии.ру», комментируя вышеуказанную публикацию.

Другой подписчик издания в комментариях в «Фейбуке» сообщил информацию о продовольственных проблемах в другом арктическом районе: «В Булунский улус картошки мало завезли в этом году, как всегда, распределили по организациям, и населению уже второй год подряд дешевая якутская картошка не досталась. Раньше картошку привозили в середине сентября, сейчас уже в октябре».

Повторимся: за северный завоз в разных его направлениях в Правительстве Якутии отвечают сразу два вице-премьера: 1-й зампред Алексей Колодезников (завоз топливно-энергетических, материально-технических ресурсов и продовольствия), а также и.о. зампреда Михаил Никифоров (куратор вопросов комплексного развития села, аграрной политики и развития АПК, традиционных отраслей Севера, рыбхозкомплекса, развития арктических и северных территорий).

Под ведением Михаила Никифорова - сразу два профильных министерства, отвечающих за северный завоз и в целом за развитие и обеспечение Арктики, - Минсельхоз (Александр Атласов) и Минарктики (Владимир Черноградский). Как видим, все четыре ответственных за Арктику и север Якутии руководителя - опытные, что говорится, жизнь видавшие, росшие «с земли». Не «креативные». Не игроки «МИНИСТР» и не финалисты всевозможных управленческих «квестов» и «стратегических сессий». Да и будущий премьер Андрей Тарасенко опытный. Сам Ил Дархан Айсен Николаев всегда держит Арктику и севера на контроле.

Так в чем могут быть причины проблем с северным завозом и в целом обеспечения якутской зоны российской Арктики и других северных улусов Якутии? Почему продовольствие не довозят или доставляют в недостаточном количестве в указанные территории? Почему там - все еще «космические» цены на продукты и товары первой необходимости? Ау, Минэкономики в лице Майи Даниловой, где ваши «Стратегия-2030» и «Арктическая стратегия-2035»?..

«У органов власти - недостаточно порядка и дисциплины в финансовой документации. Транспортная логистика по северам не работает. В профильных министерствах и ведомствах нет должной аналитической работы. Нет достаточной подготовительной работы. При северном завозе все должно готовиться заранее, с учетом климатических изменений, погодных условий, уровня воды на северных реках и других водных артериях. Надо учитывать и человеческие ресурсы: достаточны ли они, если нет, то каких кадров не хватает и где? Все это у нас – ноль. Зато много «пустозвонства» и пиара. Опытных специалистов, профессионалов в отраслях не сохранили. Везде к руководству предприятиями и отраслями приходят «свои». А новые руководители, от которых зависят целые отрасли экономики, в большинстве своем, вместо того, чтобы думать о качественном выполнении своей работы, занимаются саморекламой. Вместо того, чтобы лишний раз связаться с улусами, например, сидят в Инстаграме или Фейсбуке и демонстрируют, какие они красивые (женщины), брутальные (мужчины) и продвинутые (все). Это не руководители. Это «космонавты» и «олонхосисты»», - считает один из авторитетных экспертов «В Якутии.ру».

Количество показов: 37
Сайт источника:  http://www.v-yakutia.ru/?id=49591
Автор:  Елена ТИХОНОВА
КОММЕНТАРИИ


 
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 
Возврат к списку
Лента новостей
Мини-опрос
Сайт работает на системе: "1С-Битрикс: Управление сайтом"
Разработка: Компания "Инфомастер"