Сдались, чтобы доказать
23 марта 2010 года Наталья и Александр Кузины отправились в Москву в незапланированный отпуск. Вместе с ними была их маленькая дочь. Тогда они не знали, что вернутся в Якутск только через 10 лет под конвоем и будут помещены в СИЗО.
У супругов была фирма, предоставляющая бухгалтерские и юридические услуги, занимающаяся ликвидацией организаций. 17 марта 2010 года в их офисе прошли обыски, связанные с уголовным делом по хищению имущества у некоего предпринимателя Сергея Нефедова и его предприятия «Навигатор-Меркури».
Кузины были допрошены в качестве свидетелей: они делали опись имущества компании «Лена-Навигатор-Меркури», владелец которой Николай Михайлов решил ликвидировать предприятие в декабре 2008 года из-за долга в 12 млн рублей. Предприятие торговало охотничьими и рыболовными принадлежностями, лодками и лодочными моторами. Половина этой суммы — кредит, полученный в 2007 году в «Алмазэргиэнбанке». Его оформил Нефедов под поручительство Михайлова и под залог имущества «Лена-Навигатор-Меркури».
На следующий день после обысков Наталью Кузину вызвали в Управление ФСБ Якутии. Разговор касался банкротства другого предприятия — ООО «Ресурс-Холдинг», которое владело ТЦ «Олонхо», производственной базой, несколькими автомашинами и земельными участками. В ФСБ Наталье настоятельно рекомендовали передать дело другому конкурсному управляющему. Тому, на которого они укажут.
Разговаривал с Натальей Савва Алексеев. Выяснить, состоялась ли беседа на самом деле, не представляется возможным: Наталья находится в СИЗО в Якутске, Савва — под домашним арестом в Москве по делу о мошенничестве по заявлению чувашской компании «Дорисс».
Но есть постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2010 года, в котором говорится, что в июне 2009 года Наталья Кузина была утверждена временным управляющим «Ресурс-Холдинга», провела анализ финансового состояния предприятия и указала о наличии признаков преднамеренного банкротства.
Наталья подчинилась требованиям чекистов. На следующий день следствие по делу о хищении имущества Нефедова вернуло ей изъятые документы и компьютеры по звонку из ФСБ. 23 марта Кузины решили уехать из Якутска. В момент отъезда они не были под следствием. 31 марта на Наталью и Александра возбудили уголовное дело о мошенничестве, грабеже и отмывании денег.
6 апреля их объявили в розыск. «Наши дети уехали, потому что поняли, что следствие все свалит в кучу и «закроет» их. Дело слишком плотно развивалось. Никто не гарантировал им безопасность», — говорит мать Натальи Любовь Жестокова.
В августе 2020 года Кузины сдались властям. По словам Жестоковой, они пошли на этот шаг, чтобы доказать свою невиновность. «Безусловно, это будет чрезвычайно сложно — трое отсидели по этому делу.
Сейчас следователь СУ СК по Якутии Федоров шантажирует их, требует признать вину. И что теперь делать? Выручать следствие, покрывать систему? Согласиться с обвинением о грабеже?
И что это за грабеж такой, на который идут по предварительному звонку владельцу с описью имущества?»
Нефедов, лодки и уголовное дело
Кузины действительно сделали опись имущества «Лена-Навигатор-Меркури» на 2 млн рублей, войдя в состав ликвидационной комиссии с согласия владельца компании Николая Михайлова и ликвидатора Валерия Назаренко. Это было в декабре 2008 года. Через месяц предприятие аннулировало договор аренды и освободило магазин в здании «Авиалесохраны».
Ликвидационной комиссии так и не удалось завершить свою работу. В апреле 2009 года на вывезенное из магазина «Лена-Навигатор-Меркури» имущество заявил права Сергей Нефедов, называющий себя предпринимателем, владельцем огромного состояния и предприятия «Навигатор-Меркури». Он написал заявление в полицию и обвинил Михайлова и Назаренко в грабеже. Вероятно позабыв, что закрыл свою компанию в 2005 году, а при получении кредита в «АЭБ», который не вернул, указал, что имеет ежемесячный доход в 50 тысяч рублей.
Николая Михайлова и Сергея Нефедова связывал не только шестимиллионный кредит, но и общий бизнес через дядю Михайлова — Николая Евстафьевича. В молодости Михайлов-старший и Нефедов работали на шахте в Сангаре Кобяйского района. В 2000-х приятели занялись торговлей лодок и подвесных моторов к ним. Чтобы не нести лишние расходы, бизнесмены решили воспользоваться помещением «Авиалесохраны», где Михайлов работал заместителем начальника по хозчасти.
В 2003 году предприниматели учредили «Лена-Навигатор-Меркури», а в компаньоны позвали племянника Михайлова — Николая Юрьевича, который и стал владельцем созданной компании. Через четыре года бизнесу и хорошим отношениям пришел конец из-за долга перед «АЭБ». Кредит на 6 млн рублей оформил Нефедов, а поручителем выступил Михайлов-младший под залог имущества «Лена-Навигатор-Меркури». Нефедов деньги не вернул, банк взыскал долг через суд. Часть имущества компании была арестована судебными приставами. Михайлов решил ликвидировать предприятие и обратился в фирму Кузиных.
Узнав об этом, Сергей Нефедов заявил в полицию о преступлении. УБЭП МВД по Якутии отказало ему в возбуждении уголовного дела. Нефедов не растерялся и обратился во всевозможные инстанции, включая президента страны. И добился своего: 25 февраля 2010 года прокуратура Якутии отменила постановление УБЭП МВД РС(Я), а 16 марта Следком по Якутии возбудил уголовное дело в отношении Михайлова и Назаренко.
По делу сначала потерпевшими были названы «Навигатор-Меркури» и Нефедов. Позже на основании ходатайства Нефедова следствие вынесло постановление об отмене признания «Навигатор-Меркури» потерпевшим, поясняя, что предприятие «неправомерно находится в стадии ликвидации, в данный процесс допущены лица, находящиеся в сговоре с обвиняемыми и их родственниками». Хотя запись о ликвидации «Навигатор-Меркури» в ЕГРЮЛ сделана в декабре 2005 года налоговой службой №46 Москвы по заявлению учредителя предприятия Нефедова.
ГС: Нефедов не пострадал
Следствие доверилось словам Нефедова не только о «неправомерной» ликвидации его компании, но и списку имущества, который якобы у него похитили. Сначала на 265 млн рублей, затем на немыслимые более одного миллиарда. При этом Нефедов не занимался бизнесом, не платил налоги, счета «Навигатор-Меркури» показывают нули, а «Авиалесохрана» утверждает, что не сдавала в аренду помещение ни Нефедову, ни «Навигатор-Меркури».
Тем не менее по делу потерпевшего Нефедова осуждены и отбыли наказание Николай Михайлов, Валерий Назаренко и бывший командир СОБР Геннадий Коваленко.
Кассационным определением президиума Верховного суда Якутии в феврале 2012 года с Коваленко и Назаренко было взыскано в пользу Нефедова 1,9 млн рублей. Но Верховный суд РФ в марте 2013 года отменил это решение и передал иск на рассмотрение в порядке гражданского судопроизводства В течение двух лет Нефедов безуспешно подавал иски о возмещении материального ущерба в Якутский горсуд.
Сам он кредит не вернул не только «АЭБ», но и коммерческому банку «ФОНОН», в котором в октябре 2005 года получил 4,5 млн рублей под залог буксира «Иван да Валя». В июле 2007 года Арбитражный суд Якутии удовлетворил иск, взыскал в пользу банка судно. Но тяжба на этом не закончилась. С марта 2020 года Михаил Чупахин, перекупивший долг банка, не может добиться выдачи дубликата исполнительного листа.
Этот буксир, а также две баржи и судно «Пингвин», были арестованы в рамках уголовного дела по заявлению Нефедова в марте 2010 года. В апреле по поручению следователя по особо важным делам Следкома РФ по Якутии Афанасия Слепцова житель Якутска Сергей Шошин заключил договор отстоя с Судоходной компанией «Якутск» на все четыре судна. Но оплату по договору не внес. Когда в июле 2012 года СК «Якутск» обратилась в Якутский горсуд, Шошин сообщил, что у него нет и не было возможности хранить и использовать суда, и он только «видел их издалека».
Дальнейшая судьба этих судов неизвестна.
Супруги Кузины находятся в СИЗО. 2 октября суд продлил им арест. Наталья обжаловало постановление в Верховном суде Якутии. Заседание еще не назначено. Со слов матери Натальи, следователь Федоров вынес постановление об изъятии ребенка у родных на время нахождения родителей под стражей.