
04.06.2025 22:09
3 июня прошел студенческий спектакль «Лики олонхо» АИ-22 в Камерном зале АГИИК. Режиссером спектакля "Лики Олонхо" является доцент Мария Маркова. Художественным руководителем спектакля является профессор Андрей Борисов.
В прологе спектакля к нам на сцену вышли десять девушек и двое парней. Представились на русском языке, примерно рассказали про что будет спектакль. Вгляделась в лица: молодые, совершенно другое поколение, другие взгляды.
Налицо русскоязычные. Стало интересно.
И каким же было моё удивление, когда они начали говорить по-якутски. Стоит особенно отметить сценическую речь студентов: гибкие, мощные и выразительные голоса, способные заполнять сцену. В группе было несколько сахалярок (бааһынай), при виде которых никак невозможно подумать, что они будут не только говорить "языком олонхо", а смогут войти в особую форму художественного выражения и петь тойук. Они смогли передать содержание и стиль олонхо, таких как: риторические вопросы, восклицания, образы, метафоры, и использование специальной интонации и ритмики речи, характерной для исполнения олонхо. Какой невероятный труд сделан: выучить такой большой объем текста олонхо!
Что же такое «Лики Олонхо» при ближайшем рассмотрении? Безусловно, это не классический спектакль с традиционными костюмами и декорациями. Одной из характерных черт «Ликов Олонхо» является его злободневность, демократичность и острая социальная направленность. «Лики Олонхо» в большей степени спектакль для молодежи и про молодежь. Хотя он и говорит «языком олонхо», но больше изъясняется языком масс, максимально быстро и эффективно передает информацию и оказывает воздействие на аудиторию, поднимая и переживая сложные проблемы современности, такие как современный матриархат и отношения мужчины и женщины.
Кыыс Ньургун абсолютно равная мужчине женщина богатырь. Она спокойно может конкурировать за ресурсы, внимание, социальный статус и власть. И на сцене происходит схватка мужчины и женщины.Но в конце концов они решают вопрос соперничества в пользу партнерства и взаимного уважения. В финале мы видим, что женщина ничем не хуже мужчины, но и не ставит себя выше. Всё по Эрику Берну: Я - хороший, ты - хороший.
Создатели спектакля взяли на себя обязанности по решению социальных задач посредством эстетических приемов, на ментальном уровне. Вероятно, многие решения в постановке «нового олонхо» продиктованы конъюнктурой, но пройдет немного времени и все наносное исчезнет, оставив лишь то, что имеет смысл.
Некоторые критики заметили, что например Кыыс Ньургун уже давно внутри себя решила вопрос: «Быть женой или не быть?...» в пользу «быть», в этом и состоит созидательный пафос «Ликов Олонхо», который преподносит нам новые открытия. Современный театр олонхо довольно ювелирно ищет свой уникальный язык и все это происходит на наших глазах. При этом главными в театре по прежнему остаются идея, глубинный смысл и драматургия, но ориентированы они на «нового зрителя».
Валентина Расторгуева.
Видео отрывков спектакля в нашей группе ВК: https://vk.com/sakhatime?from=groups&w=wall-43591990_23148
Налицо русскоязычные. Стало интересно.
И каким же было моё удивление, когда они начали говорить по-якутски. Стоит особенно отметить сценическую речь студентов: гибкие, мощные и выразительные голоса, способные заполнять сцену. В группе было несколько сахалярок (бааһынай), при виде которых никак невозможно подумать, что они будут не только говорить "языком олонхо", а смогут войти в особую форму художественного выражения и петь тойук. Они смогли передать содержание и стиль олонхо, таких как: риторические вопросы, восклицания, образы, метафоры, и использование специальной интонации и ритмики речи, характерной для исполнения олонхо. Какой невероятный труд сделан: выучить такой большой объем текста олонхо!
Что же такое «Лики Олонхо» при ближайшем рассмотрении? Безусловно, это не классический спектакль с традиционными костюмами и декорациями. Одной из характерных черт «Ликов Олонхо» является его злободневность, демократичность и острая социальная направленность. «Лики Олонхо» в большей степени спектакль для молодежи и про молодежь. Хотя он и говорит «языком олонхо», но больше изъясняется языком масс, максимально быстро и эффективно передает информацию и оказывает воздействие на аудиторию, поднимая и переживая сложные проблемы современности, такие как современный матриархат и отношения мужчины и женщины.
Кыыс Ньургун абсолютно равная мужчине женщина богатырь. Она спокойно может конкурировать за ресурсы, внимание, социальный статус и власть. И на сцене происходит схватка мужчины и женщины.Но в конце концов они решают вопрос соперничества в пользу партнерства и взаимного уважения. В финале мы видим, что женщина ничем не хуже мужчины, но и не ставит себя выше. Всё по Эрику Берну: Я - хороший, ты - хороший.
Создатели спектакля взяли на себя обязанности по решению социальных задач посредством эстетических приемов, на ментальном уровне. Вероятно, многие решения в постановке «нового олонхо» продиктованы конъюнктурой, но пройдет немного времени и все наносное исчезнет, оставив лишь то, что имеет смысл.
Некоторые критики заметили, что например Кыыс Ньургун уже давно внутри себя решила вопрос: «Быть женой или не быть?...» в пользу «быть», в этом и состоит созидательный пафос «Ликов Олонхо», который преподносит нам новые открытия. Современный театр олонхо довольно ювелирно ищет свой уникальный язык и все это происходит на наших глазах. При этом главными в театре по прежнему остаются идея, глубинный смысл и драматургия, но ориентированы они на «нового зрителя».
Валентина Расторгуева.
Видео отрывков спектакля в нашей группе ВК: https://vk.com/sakhatime?from=groups&w=wall-43591990_23148
Реклама на сайте
КОММЕНТАРИИ