Нововведение, как у нас водится, в народ запустили втихаря, без широкой огласки. Руководство ЯПАК, обслуживающий пригородные автобусы столичного городского округа, молча кивает на мэрию, а там делают вид, что слышат об этом впервые. А если попытаться собственной головой вникнуть в суть дела, на свет проступает модная нынче цифровизация. Власти – от Москвы до самых до окраин – пытаются приучить народ к оцифрованному самообслуживанию: кондуктор – это уже прошлый век, пора пассажирам дать волю самим оплачивать услугу – «пикнул» при входе (через строго определённую дверь) и наслаждайся поездкой. Но если не там вышел, это, брат, уже твои проблемы: умную технику своими причитаниями не уговоришь проехать до нужной остановки.
«А как же будет нашей суровой зимой? – с судорожной тревогой шепчутся пассажиры. – Опять топтаться возле узкой передней двери?» Во всей этой кампании удивляет кондовое, негибкое отношение поставщика услуг к положению гражданина. Ну, хочешь ты загнать живого человека в цифровые тиски, чтобы никакая мышь, пардон, заяц необилеченный не проскочил, так дай альтернативу и для нестандартных ситуаций, распиши, озвучь это всенародно: как быть, если… и тому подобное. И вот еще непонятно: зачем на конечных остановках, например в Табаге или Кангалассах, применять эту систему, когда кондукторы еще властвуют в салонах автобусов?
Скорость движения пригородных автобусов в эти дни явно замедлилась: ведь пока все не пройдут в салон, пока не рассядутся, автобус не тронется с места. А еще в период приучения к новому порядку, водители сначала открывают одну дверь, и только потом вторую. Конечно, народ рано или поздно приспособится к «евростандарту», но для этого надобно бы пойти ему навстречу: находить такие типы автотранспорта, где не надо пассажирам давиться в узкой входной двери, разрабатывать оперативно работающие валидаторы и транспортные карты, и оповещать заранее обо всех вводимых изменениях в обслуживании.
Фото: автора.
Источник: Алексей Иванов.