Видео дня
Лента новостей

Педагог или педофил. О деле Максима Местникова, обвиненного в домогательствах к детям

Педагог или педофил. О деле Максима Местникова, обвиненного в домогательствах к детям
03.04.2021 22:11
Максим Местников, по словам родных и друзей, человек несгибаемой воли, активно помогающий трудным подросткам, многодетным семьям. По версии следствия и по свидетельствам коллег, он вел себя непристойно по отношению к своим ученицам. Кто прав, есть ли причины оговорить его — разбиралось «ЭС».

21 марта Следком РФ по Якутии сообщил, что арестован руководитель школьного кружка по обвинению в развратных и насильственных действиях в отношении несовершеннолетних. Ведомство имя, фамилию мужчины не назвало, но указало название кружка. Этого было достаточно, чтобы СМИ раскрутили информацию о том, что Максим Местников, известный ранее как профсоюзный активист, участник нескольких выборных кампаний, депутат Ил Тумэна второго созыва, задержан с подозрениями на педофилию.

Когда речь идет об обвинениях в насилии над детьми, сложно сохранить беспристрастность. Однако попробуем задаться вопросами: как уживается в одном человеке стремление заниматься трудными подростками, помогать их малообеспеченным родителям и желание причинить детям вред; как объяснить лоббирование законопроектов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и попытку совершить противоправные действия; как педагогу, который основал впервые кружок в 2012 году, так долго удавалось скрывать свое истинное лицо; и с чем связано то, что столь неприглядные случаи вскрылись один за другим.

 

«Нашла пакетик из-под зеленой смеси»

 

Кружок «Патриот» в Мархинской средней школе № 2 заработал в 2012-м, пишет в своем резюме Местников. Через два года о «Патриоте» узнала жительница микрорайона Кирзавод, многодетная мама Марина Кузнецова. «Сын записался в кружок, а до этого я частенько наблюдала, как Максим Иванович с детьми совершал пробежки вдоль трассы на гору. Сыну сейчас 16, он до сих пор ходит в кружок. Ему нравится. Второй год занимается в кружке и моя 12-летняя дочь», — рассказывает Марина.

Дети в кружке выполняли физические упражнения, играли в футбол, собирали-разбирали автомат Калашникова, изучали военную историю, смотрели патриотические фильмы, ходили в походы. Местников вел кружок в Табагинской, Мархинской школах и СОШ № 30 Якутска. По его предложению Марина Кузнецова возглавила объединенный родительский комитет «Патриота».


По ее словам, в кружке при Мархинской школе № 2 занималось около 50 детей. Многие из них были из многодетных малообеспеченных семей, большинство детей росло без отца. Особенно школьникам нравилось ездить в походы: они соревновались, ловили рыбу, угощались едой, приготовленной на костре, много общались. «Мой муж частенько ездил с ними ловить рыбу за Табагу, в Кангалассы. Рассказывал, как дети с удовольствием проводили время. И ведь никто не финансировал эти походы, Максим Иванович на свои деньги покупал продукты, некоторым детям оплачивал проезд», — рассказывает Марина Кузнецова.

По ее словам, Местников был предан своим воспитанникам. «Он говорил, что нельзя ругать ребенка, нужно ему объяснять, показывать. Даже на мальчика, который постоянно нарушает дисциплину, не знает, что такое субординация взрослый — ребенок, писал мало замечаний, — рассказывает Марина. — После того, как я стала председателем родкома, мы с Максимом Ивановичем стали общаться ближе. Он частенько приходил к нам домой в гости, приносил детям угощения, помогал финансово, советовался со мной по работе кружка. В позапрошлом году выбил через управление образования для кружковцев, представляющих группу риска, десять путевок в лагерь "Бинго", чтобы они были летом заняты, не слонялись без дела».

У Марины шестеро детей, семья проживает по Намцырскому тракту в частном доме с печным отоплением. Она рассказывает, что половина ежемесячного дохода семьи уходит на покупку угля. В конце 2019 года в семье сложилась критическая ситуация: тяжело заболел муж, накопились долги, денег на покупку угля не было. По совету Местникова Марина написала письма с просьбой в ГУП «ЖКХ», «Железные дороги Якутии», но в ответ пришел отказ. «До Нового года оставалась неделя, а у нас угля с каждым днем было все меньше и меньше. Тогда Максим Иванович объявил сбор средств в своем профсоюзе, и на эти деньги мы купили уголь», — рассказывает Марина. Она говорит, что при поддержке Местникова ее мужу удалось пройти химиотерапию по квоте, в очереди на которую они простояли несколько лет.

«У нас с Максимом Ивановичем сложились теплые, светлые, искренние отношения. Когда все это произошло, я, наверное, день не могла прийти в себя. Мне было сложно психологически, ведь я знала этого человека только с хорошей стороны, как отзывчивого человека, как самого доброго учителя. В разговорах мы обсуждали его детдомовское прошлое. Он рассказывал, как выживал в этой жизни. Рассказывал случай, когда он школьником пошел по одной ситуации разбираться с директором, та его сначала молча послушала, а потом отхлестала по лицу. Он себе не позволял ударить не только ребенка, но даже с неадекватными взрослыми старался разговаривать корректно», — говорит Марина.

— Как считаете, почему Местников занимался с детьми?

— У человека это шло от сердца. Да и в нашей школе детьми особо никто и не занимается. Из дополнительных занятий есть только секция футбола. Раньше для младших школьников был театральный кружок. Но открылся ДК «Гагаринский», и туда забрали наших хороших руководителей, мы снова остались ни с чем.

Все знают, что в нашей школе продают и употребляют насвай. Два года назад я нашла на крыльце пустой пакетик из-под зеленой смеси. Подошла в администрацию школы с вопросом, а мне ответили: «Это таджики таскают».

Сейчас в защиту Максима Ивановича выступила одна Ирина Павловна Соколова, бывшая замдиректора по воспитательной работе, которая была вынуждена перевестись в другую школу из-за склок и неприязненных отношений в коллективе. Хорошая женщина, справедливая. Она единственная из администрации школы ходила на открытые занятия «Патриота», состояла в нашей вотсап-группе, давала свои рекомендации, на какого ребенка обратить внимание, записать в кружок.

Не буду выдавать секреты, содержание наших бесед с Максимом Ивановичем, но он был в курсе махинаций со ставками, знал, что некоторые учителя приписывают себе часы. Уволить его без причины не смогли, и, вполне возможно, решили поступить иначе. Я не говорю за другие школы, скажу за нашу: каждый хочет прикрыть себя, и теперь они хотят утопить Максима Ивановича. Все знают, что он добьется правды, и он сейчас страдает из-за этого.

 

«Неудобный человек»

 

По словам Саргыланы, супруги Максима Местникова, в прошлом году в СОШ № 30 его пытались уволить с работы, обвинив в рукоприкладстве: якобы Местников ударил ученика в пьяном состоянии. Его срочно вызвали в школу. В ходе разбирательств выяснилось, что школьник проходил мимо площадки, где дети из кружка «Патриот» играли в футбол, и ввязался в игру, отобрал мяч. Руководитель кружка сделал ему замечание, мальчику это не понравилось, он вступил в спор с педагогом, а потом вовсе его толкнул так, что мужчина упал. Когда эти обстоятельства выяснились, Местникова оставили в покое.

Затем поступила жалоба от учениц этой школы, к которым, по их мнению, руководитель кружка во время сборки-разборки автомата прикасался, дотрагивался до них. «Они пришли на занятие впервые и с опозданием к его началу. Когда Максим Иванович предложил им подойти в следующий раз, девочки отказались и настояли на том, чтобы заполнить анкеты. Он удивился этому, потому что дети обычно ведут себя по-другому, заполнение бумаг их интересует в последнюю очередь.

А позже поступила жалоба от родителей на то, что якобы Максим Иванович вел себя непристойно. Но надо заметить, что сборка-разборка автомата идет не в какой-нибудь каморке, а перед всем классом. При этом требуется подстраховка детей, мало ли что может случиться. Невозможно, чтобы учитель стоял и издалека наблюдал, ему необходимо быть рядом, помогать держать автомат. В это время остальные дети сидят и наблюдают за процессом, — рассказывает супруга Местникова. — Администрация школы разбираться не стала, обвинила его в аморальном поведении и уволила с работы. Пытались возбудить уголовное дело, но за отсутствием состава преступления это не получилось.

Это было сделано с расчетом на то, чтобы он ушел тихо-мирно. Его это оскорбило — так легко можно убрать человека. Не согласившись с обвинением, Максим Иванович подал иск. Постановлением Верховного суда Якутии с 3 марта он был восстановлен на работе».

Через неделю на Максима Местникова было возбуждено уголовное дело по заявлению бабушки ученицы 4 класса Мархинской школы № 2. Саргылана Местникова говорит, что не верит в виновность супруга: «Мы вместе 33 года. Моего мужа обвинили в деяниях, которые Максим не мог совершить априори, так как у него совершенно другие жизненные ценности и установки».

Местниковы учились вместе в РФМШ, затем после возвращения Максима из армии поженились. По словам Саргыланы, супруг с благодарностью вспоминает тех людей, которые встречались на его жизненном пути. «Первым таким человеком для него был тренер по боксу Фомин. Занятия по боксу укрепили его морально и физически, там он общался с детьми, которые росли в семье. Он также с восхищением рассказывает об Альбине Львовне Габышевой, представительнице одной из интеллигентных якутских семей, которая вела у них кружок в школе. Подарком судьбы стало знакомство с детьми семьи Атласовых, которые стали для него практически родными. Светлана Даниловна и Семен Владимирович, преподаватели Якутского госуниверситета, заменили ему родителей.

Следующим человеком, который заметил и оценил его огромное желание расти и развиваться, был директор РФМШ Николай Дмитриевич Семенов. Несмотря на то, что у Максима были посредственные базовые знания, он зачислил его в девятый класс. Школу Максим окончил с аттестатом, где по всем предметам, кроме русского языка, были одни “пятерки”. Поэтому Максим Иванович считает, что у любого ребенка должен быть человек, который протянет ему руку помощи».

И это было жизненным приоритетом Максима Местникова и главными задачами школьного движения «Патриот», говорит его супруга Саргылана.

По ее словам, с проектом «Патриот» Местников с 2000-го года обращался во все городские школы, управление образования города, но не получил поддержки. «Решить этот вопрос у него не получилось. Более того, в тех школах, где он вел кружок, его ставку сократили с 0,5 до 0,25. Еще осенью 2019 года Максим предупреждал меня о том, что есть люди, которые не желают, чтобы он работал в школе, вынуждали его уволиться с работы. И даже была прямая угроза: если не уйдешь по-хорошему, придется по-плохому, не отмоешься.

В поисках истины и справедливости Максим всегда будет идти до конца, остановить или напугать его невозможно, этим он неудобный человек», — говорит о супруге Саргылана Местникова.


Она рассказывает, что в его кружке занимались дети из многодетных семей, трудные подростки. Он знал, в каких условиях они живут, общался с их родителями, добился того, чтобы в одной из квартир, где проживала многодетная семья, сделали ремонт для поддержания температурного режима.

«Максим рассказывал про одного сложного ученика, которого растит бабушка. Мне казалось, что он зря тратит свое время, желая его перевоспитать. Когда я спросила его: может, все это напрасно? — он мне ответил: “Представь, он в этом в мире совсем один, его никто не любит, от него отказались даже родители. Он никому не нужен. И если из ста есть хотя бы один процент того, что он станет хорошим человеком, я продолжу помогать ему”».

 

А правда ли, что в школе продают насвай?

 

Родные говорят, что у Максима Местникова был конфликт с некоторыми учителями в Мархинской школе № 2 из-за школьника, которому педагоги отказали в выдаче учебников. Мама ребенка Наталья Паршина говорит, что в классе сына потерялся учебник. Учительница по предмету сказала, чтобы дети пользовались одним учебником на двоих, а в следующем учебном году школьнику отказали выдавать учебники по всем предметам.

«В нашей школе такое правило. Я хотела возместить потерю, но и деньги не принимают. Говорят, покупайте такой же, а где его возьмешь, в продаже нет. И вот у нас случился такой скандал. Максим Иванович помог решить проблему. Только после его вмешательства сыну выдали учебники», — рассказывает Паршина. Она затрудняется ответить, куда именно обращался Местников и как ему удалось разрешить этот конфликт.

Уточнить, по какому поводу Местников обращался к уполномоченному по правам ребенка, не удалось. Омбудсмен Анна Соловьева подтверждает факт обращения: «Это был обычный случай, когда дети конфликтовали с администрацией школы. Дежурное обращение, которое было улажено мирным путем. Он обращался один раз три года тому назад».


Бывший директор Мархинской СОШ № 2 Айаан Васильев говорит, что в период его руководства конфликтных ситуаций с руководителем кружка не было. По его словам, Местников искренне, с энтузиазмом работал с детьми.

Про себя Местников пишет, что, будучи депутатом Ил Тумэна, участвовал в разработке республиканских законопроектов «О государственной молодежной политике», «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «О государственной поддержке летней занятости детей и подростков школьного возраста в стационарных центрах и лагерях труда и отдыха», «О порядке предоставления жилья детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей». Его тогдашний коллега по парламенту Александр Подголов говорит, что действительно депутаты второго созыва были активными, и комитет по делам семьи, детства и молодежи разработал немало законопроектов в защиту прав детей и подростков.

Узнать, были ли у Максима Местникова разногласия с коллегами и администрацией школ, где он работал, не получилось. Директор Мархинской школы № 2 Анатолий Шепеткин отказался комментировать ситуацию и в частности конфликт Местникова с учительницей географии. Директор школы № 30 Дмитрий Санаров также не пожелал разговаривать с журналистом и пояснять, почему школа не предприняла никаких действий с учетом показаний замдиректора по воспитательной работе Базаровой в суде. Педагог заявила, что ранее родители жаловались на руководителя кружка.

Не получилось задать вопросы, почему в кирзаводской школе нет кружков для детей, продают ли там насвай, принял ли коллектив школы № 30 директора с учетом того, что после назначения нового руководителя в СМИ появились публикации о недовольствах кадровым решением управления образования. Оба директора школ назначены в прошлом году.

 

Девочки, которые обвинили

 

Максима Местникова обвиняют в том, что он совершил развратные действия в отношении двух учениц Мархинской школы № 2. По словам девочек, он гладил одну по спине и дошел до ягодиц, трогал грудь, а другую — за бедро. Обе девочки отказались давать показания на видеокамеру, их законные представители не желают знакомиться с результатами судебной экспертизы, протоколами допросов экспертов.

Девочки растут в неполных семьях. Одна живет с матерью, бабушкой и с тетей, у которой двое детей. У второй маму лишили права представлять интересы ребенка во время следствия, поскольку женщина злоупотребляет алкоголем, уходит в загулы и не занимается воспитанием детей. По словам этой девочки, о непристойном поведении педагога она рассказала своему однокласснику, а тот пожаловался соцпедагогу в сентябре прошлого года. Она говорит, что у ее одноклассника с Местниковым не было конфликтов. По другим свидетельствам, мальчик часто вступает в споры со взрослыми и другими детьми.

Мама девочки, со слов которой поступило заявление на руководителя кружка, не ответила на телефонные звонки.

Максим Местников заключен под стражу на два месяца. В отношении него проводится судебно-медицинская экспертиза. Поступили ли новые заявления от пострадавших, неизвестно. Защита Местникова проводит опрос свидетелей.

Наталья Паршина говорит, что не верит в обвинения в отношении Местникова. Марина Кузнецова согласна с ее мнением и заявляет: «Надеемся, что его освободят и вернут ему честное имя».

 

Саша АЛЕКСАНДРОВА.

Информационное агентство SakhaTime
КОММЕНТАРИИ
Возврат к списку
Подписаться на новости

Получайте самые свежие и актуальные новости от SakhaTime!

Управление рассылками

Сайт работает на системе: "1С-Битрикс: Управление сайтом"
Разработка: Компания "Инфомастер"
Яндекс.Метрика