И такой человек встретился и на моем пути. Александра Николаевича Дудникова я узнала в конце 80-х прошлого века. Работала тогда в промышленном отделе местной газеты «Алданский рабочий». И, соответственно, железнодорожная стройка века – Амуро-Якутская магистраль, уже подступившая к территории Алданского района, была первостепенным маяком, к которому стремились и стекались все чаяния развивающегося района.
Дудников в те годы был назначен вторым секретарем РК КПСС и как опытный руководитель транспортного подразделения строящегося БАМа курировал работу огромной армии дислоцированных в район для продолжения АЯМа мехколонн, строительно-монтажных поездов, мостоотрядов, взрывников… И мы, журналисты, всегда были на переднем крае этой большой Всесоюзной стройки, мы вели ее летопись, восхищаясь самоотверженность, талантами, профессионализмом транспортных строителей. Вместе с ними и горевали в период отступления самых боевых строительных сил…
Как Макар Нагульнов из «Поднятой целины» Дудников за рулем «фронтового» уазика мотался по участкам. Он напоминал всем нам тогда коммуниста-двадцатипятитысячника, на которого государство возложило огромную задачу – поднять страну, только не в сельском хозяйстве, как у Шолохова, а именно связать железной дорогой на востоке России Транссиб и БАМ с Якутией. Да, это была главная и единственная задача того Александра Дудникова, который положил на ее выполнение всю свою профессиональную жизнь. Прошло без малого 35 лет, и сегодня дорога уже пришла в Нижний Бестях, о том, какие были «черные» времена, называемые замораживанием стройки, прекращением финансирования, знают лишь те, кто пережил их.
Увы, таких могикан становится все меньше и меньше, да, они все были заслуженными, их искренне ценили за каждый уложенный километр рельсов. Ведь с железной дорогой шла новая жизнь, шла цивилизация, открывались огромные перспективы, гарантировалась безопасность и сохраненная чистота нашей уникальной природы.
Одним словом, как строилась эта дорога, как осваивался разъезд за разъездом, станция за станцией, как преображались поселения, куда пришла железнодорожная инфраструктура, известно только Господу Богу да тем людям, кто ее ценил и ценит до сих пор по достоинству. Ради нее, этой самой магистрали, Александр Дудников шел вперед и вел за собой единомышленников.
Его всецело поддерживал народ – разве не показатель избрание Дудникова депутатом Государственного Собрания (Ил Тумэн) ТРИЖДЫ!!! Хоть и пассивен в большинстве своем наш народ, но его не обманешь – люди видели, Дудников не формальный представитель в ИЛ ТУМЭНе, а болеющий за своих избирателей депутат, и в судьбе его заложена стальная линия, которой он никогда не позволит ни сломаться, ни прогнуться (как пел Макаревич) под изменчивый мир.
А мир-то оказался не просто изменчив, он в один «прекрасный» миг перевернулся с ног на голову, вычеркнув все, что Дудников доводил до логического конца своими действиями, своим могучим организаторским талантом, интеллектом, а главное – знаниями, не поверхностными, какими сегодня отличаются многие нувориши, а академическими, подкрепленными опытом и природным умом. Параллельно дороге, Александр Николаевич, создавал и способствовал развитию образования, культуры, спорта. Пусть сегодня кинет в него камень тот, кто не получил помощи и поддержки в нужный момент… Таких просто нет!
Он попечительствовал в техникуме, гимназии, ТЮЗе, с ноля шел рядом с концертным оркестром, он был огромным подспорьем всем нашим главам, он был желанным гостем во всех коллективах. И не в качестве свадебного генерала, а доброго друга. Благодаря Дудникову на «Берег Дружбы» нашего Алдана пришел фестиваль бардовской песни, что всколыхнуло всю республику, объединило людей, заставило нас посмотреть по-новому на свою жизнь. Но главными для нас были, есть и будут – те самые километры дороги, по которым сегодня круглосуточно идут и идут поезда во все концы страны. Все это требовало грамотного профессионального подхода в расчетах, светлого ума и огромной физической работоспособности.
Важнейшую и ответственную миссию выполнял все эти годы Александр Николаевич, но всем нам хорошо известно, что люди успешные поневоле притягивают злых и завистливых недоброжелателей. Помню, какие нападки были на него как диссертанта, ну не могли пережить злопыхатели, чтобы этот человек утвердился в тех научных интересах, в каких был асом, такую шумиху и грязь разлили вокруг чистого имени. Однако, по сравнению с тем, что ожидало Александра Николаевича в дальнейшем, а точнее, сейчас - это цветочки.
Какой должен быть посыл у честного человека, когда он соприкасается с правоохранительной системой. Конечно, содействие следствию, быстрейшему разбирательству и подтверждению того, что он честный человек и показать объективные обстоятельства, приведшие к положению, когда предприятие, им возглавляемое, попало в состояние банкротства при выполнении задачи государственной значимости.
Анализ трудового пути Дудникова Александра Николаевича с 1977 года показывает, что он постоянно двигался по восходящей с пользой для государства. Принимал предприятия не в лучшем организационном и экономическом состоянии, выводил из провала и передавал уже нормально действующие структуры. А их немало – мехколонна №158, мехколонна № 154, СМП-574, «Сахатрансстрой», Якутский филиал Корпорации «Трансстрой», «БСК-Восток», ОАО АК «Железные Дороги Якутии», ООО «Корпорация Трансстрой Восток», ООО «Еловское Трансстрой».
Оценкой его деловых и человеческих качеств можно считать рекомендацию Штырова Вячеслава Анатольевича, в числе других кандидатов, на должность Президента Республики Саха (Якутия). Он побывал «за зубцами», то есть на собеседовании в Кремле с заместителем руководителя администрации Президента России. Успешно его прошёл. Но окончательный выбор был сделан не в пользу его кандидатуры. И этот факт нисколько не расстроил нашего номинанта, его государственного мышления и подхода хватило в продолжении любимого дела - строительства железной дороги.
В 2011 году вместе с трудовыми коллективами транспортных строителей он привел укладку на станцию Нижний Бестях. «Золотое звено» было уложено в присутствии Президента РФ Медведева Д.А. и, что особенно важно, в присутствии рабочих и руководителей, с которыми делили все горечи и победы этой стройки, длившейся на тот момент 26 лет, и которая была не возможна без императива государственных интересов.
Железная дорога - она была и осталась его самым главным детищем. Но слухи, ползущие вокруг его монументальной фигуры, медленно, но верно делали свое черное дело. Будучи человеком с юмором, Дудников рассказывает, как один из молодых следователей Алданского районного следственного отдела СУ СК РФ по РС(Я) задал ему вопрос: «Вы, Александр Николаевич, не собираетесь бежать за границу?» И при этом внимательно буравил его взглядом, явно кому - то подражая… А вы говорите, те времена ушли в историю и напоминают о себе лишь в кино… Ан, нет!
За приход железной дороги на станцию Нижний Бестях Дудников А.Н. награждён высшим орденом Республики Саха (Якутия) «Полярная звезда" под № 57. Именно этот орден нашёл при обыске в его рабочем сейфе другой следователь – ему, видимо, мерещились миллионы долларов и рублей, которые могли конвертироваться в звёзды на погонах.
Хоть и перескакивают мысли, но продолжу размышлять, как должно быть и как есть на самом деле. Есть руководитель, имеющий государственные награды, депутат трёх созывов Государственного Собрания ИЛ Тумэн, уважаемый в районе и республике человек. И есть молодые ребята, занимающиеся расследованием. Он не рецидивист, ему не предъявлено обвинение. Но отсутствие опыта, горячность молодых людей, не думающих о последствиях для заслуженного человека, привели к такому нонсенсу… - обыски по месту проживания и на рабочем месте Дудникова! Причём, в понятые приглашаются студенты из политехникума, где он является руководителем наблюдательного совета.
Проводя обыск в квартире, обнаружили большую картонную коробку с папками, на которых написано «Дело». Листая первую из них, не могли понять содержание, пришлось давать пояснение – это сценарии праздников, связанных с продвижением железной дороги на территории Якутии, подаренные работниками культуры района. Выходя из квартиры, руководитель следственной группы сказал – «Бедно живёте, Александр Николаевич!» Да, непонятно служивым, что в жизни у человека могут быть другие ценности, кроме материальных.
А обыск на рабочем месте даже вызвал смех: в сейфе, кроме ордена, нашли купюру достоинством в один доллар, которая невесть когда была положена хозяином, дабы не забыть, как они, «зеленые», выглядят.
Но следователи не успокаиваются на увиденном и выносят решение о подписке о невыезде. Каждая поездка в Якутск таким образом должна была быть согласована следователем… проблем не возникало, Дудников выезжал. Но однажды по непонятным причинам следователь не согласовал поездку в Москву, на юбилейные бамовские мероприятия, несмотря на приглашение подписанное Героем Социалистического Труда Басиным Е.В. Тогда Дудников А. Н. вынужден был написать жалобу в вышестоящий орган. Из ответа узнал, что подписка о невыезде, оказывается, была отменена через две недели после её вынесения, то есть несколько месяцев назад. Что это, упивание следователя своей властью, или его низкая квалификация, обязывающая проинформировать подозреваемого о снятии такого серьезного запрета, а может просто желание поиздеваться?!
Но вернемся вновь к производственной деятельности. Работая на БАМе в течение восьми лет, участвуя в «золотой стыковке» Дудников А.Н. понимал, как всё должно быть: где государство, где большие московские руководители, где поменьше - тындинские и где руководители линейных подразделений. Всё работало без сбоев – принимались решения, выделялись деньги, планировались ресурсы, проявлялся трудовой героизм. Начиная с 1985 года на линии Беркакит – Томмот - Якутск пошли сбои с деньгами и ресурсами, недостатка не было только в трудовом героизме.
Ситуация была не простая, но не безнадёжная, потому что никто никого не бросал. С 2005 года стройка пошла усилиями Президента РС (Я), министра транспорта РФ, заместителя Председателя Правительства РФ, которые понимали, что надо делать и делали. Когда в 2008 кончились деньги на строительстве железной дороги, эти ответственные руководители не бросили строителей, а нашли выход из положения и финансирование продолжилось. Так, в 2011 году, на год раньше срока, рельсы пришли в Нижний Бестях.
Сдача железной дороги по постановлению Правительства РФ в постоянную эксплуатацию ожидалась в 2013 году. Ещё можно было решить проблему инфляционного удорожания и сдать линию в срок. Но приехавшие в 2012 году высокие руководители не слушали строителей и не утрудили себя изучением проблем и поиска решений. «Наверху» начались какие-то склоки, попытки сменить генерального подрядчика. В итоге заказчик, начиная с 2010 года замораживает цены и в последующие годы не применяет инфляционных коэффициентов к сметным ценам. В 2014 году инфляционное удорожание в 24% привело к банкротству ООО «Корпорация Трансстрой Восток», а чуть позже и ООО «Еловское Трансстрой». Более того, в 2013 году Правительством РФ стоимость контракта была волевым решением уменьшена на 903 млн. рублей без уменьшения физических объёмов. В это же время, заказчик по заданию правительства Республики Саха (Я) изменяет проект, что запрещено контрактом. Это вызывает задержки проектирования и строительства на 1,5 года.
Генподрядчик «Инжтрансстрой», головные исполнители ООО «Корпорация Трансстрой Восток», ООО «Еловское Трансстрой», несмотря ни на что, выполняя государственный заказ по строительству стратегического объекта, продолжают работу, и в 2014 году сдают линию во временную эксплуатацию, что означает готовность железной дороги к перевозке грузов и пассажиров. При этом «Трансстроем» было выполнено строительно-монтажных работ на 46 млрд. рублей, из 48 млрд. рублей стоимости контракта. Вот так, уже находясь в процедуре банкротства, эти предприятия выполнили сложнейшую инженерную задачу по подготовке и сдаче исполнительной документации по железной дороге Томмот - Кердем – Нижний Бестях. Чтобы понять, сколько это томов, посмотрите на три опечатанных 20-тонных контейнера документов, где каждый лист индивидуален.
Заказчик же, не долго думая, насчитывает своему генподрядчику штраф за неввод объекта в сумме 6,0 млрд. рублей. Арбитражные суды длились три года, а стройка стояла. Но в итоге генподрядчик выиграл все суды….
Нам, рядовым обывателям, трудно судить и разбираться в цифрах, которые звучат в этом деле, но, если сравнить стоимость строительства 1 км железной дороги Томмот-Кердем - Нижний Бестях, которая составила 108,1млн. рублей, с линией Нарын-Лугокан в Читинской области в 150 млн. рублей за 1 км, то можно понять, что рекордно низкой ценой для федерального бюджета обошелся этот проект.
Вся эта информация изложена в заключениях экспертиз, решениях арбитражных судов. Казалось бы, чего проще для уважаемых следователей – изучайте и делайте вывод. Но следственная система действует по каким-то только ей ведомым законам.
Уголовное дело по преднамеренному банкротству ООО «Корпорация Трансстрой Восток», которое возглавлял Дудников А.Н., расследовалось почти год. Наконец следователь принял решение о его закрытии в связи с отсутствием состава преступления. Прокуратура, после чьего-то вмешательства, опротестовала это решение через полгода. Следователь провёл следственные действия по замечаниям прокуратуры и опять закрыл его.
Прошло ещё полтора года. Опять чьё-то вмешательство, и прокуратура обращается в суд с ходатайством об отмене закрытия уголовного дела. «В третий раз! Зачем?» - вопрос повисает в воздухе.
Другое абсурдное, надуманное уголовное дело по сокрытию доходов в ООО «Еловское Трансстрой». Экспертизы подтвердили правомочность платежей в условиях банкротных процедур на предприятии. Платежи размером 30, 40, 50 тысяч рублей за электроэнергию, ГСМ, продукты питания направлены на жизнеобеспечение вахтовых посёлков, в условиях трёхсоткилометровой оторванности от ближайших населённых пунктов. Все объяснения как об стенку горох...
Уже и инкриминируемая сумма уплачена по налогам, следователь, возбудивший уголовное дело, ушёл на пенсию, преемник его получил выговор. За этот период на имя руководителя СК РС (Я) и прокурора Республики было подано в общей сложности 12 жалоб, при рассмотрении которых никто даже не пытался создать видимость проведения проверки, отвечая каждый раз, что доводы об отсутствии состава преступления будут изучены следователем. Однако, несмотря на эти уверения, следователь так и не нашел время их изучить и пришел к выводу о совершении Дудниковым А.Н. преступления, но невозможности его привлечения в связи с тем, что истек срок привлечения к уголовной ответственности.
Понятно, что прокуратура отменила это решение следователя. И теперь опять документы уголовного дела идут из Якутска в Алдан, для продолжения расследования.
За шесть лет, которые прошли в судах, расследованиях, обвинениях и экспертизах, можно было построить железную дорогу на добрую половину пути к Мирному или Магадану, в зависимости от того, куда бы направило свой взор государево око.
Возвращаясь ко всему написанному, хочется спросить: ежели за шесть (!) лет дискредитации и гонения заслуженного человека с уникальной квалификацией следователи не могли ничего найти, то, может, пора это прекратить?
Сидя на больших бюджетных зарплатах, на наших налогах, покажите, чего стоила ваша работа по Дудникову, или вы будете один за другим с почестями уходить на пенсию, а достойный человек «отмываться» от очередного предположения…
Уважаемые следственные органы, что вы сэкономили нашему государству за 6 лет, какую пользу принесли, перекладывая из одной папки в другую «криминал»? Нашли, доказали, накажите! Но издеваться над личностью, которая не в пример многим из вас оставила на земле железный (в прямом и переносном слове) путь, каждый новый километр которого делает крепче экономический фундамент нашей республики, страны, вам не позволено ни законами, ни моралью.
Ольга Жукова, член Союза Журналистов РФ с 1991 г.
Справка: Дудников А.Н. -
награждён:
«За строительство Байкало-Амурской магистрали(1981г.)
Почётный транспортный строитель РФ (1994г.)
Заслуженный строитель РФ (1996г.)
Гражданская доблесть (2003г.)
Почётный железнодорожник РФ (2005г.)
Заслуженный работник народного
хозяйства Республики Саха (Якутия) (2008г.)
Почётный строитель Якутии (2010г.)
Награждён орденом «Полярная звезда» (2011г.)
Медаль «Совет Федерации. 20 лет» (2014 г.)
являлся:
Депутатом Государственного собрания ИЛ ТУМЭН
трёх созывов в период 2003-2018 годов,
Председателем НП «Транспортный Союз РС (Я) в период 2004-2015гг
является почётным гражданином:
Алданского района (2005г.)
Хангаласского улуса (2010г.)