Мысли вслух: Есть ли смысл в высшем образовании?

14.04.2019 21:53
Реальная история двух семей – отличников и троечников. Кто виноват?

Хочется рассказать вам одну вполне обычную житейскую историю. Ничего удивительного и криминального в этой истории нет, но, как мне кажется, данная ситуация ведет к размышлению…

Действие происходит на селе. Семьи – назовем их условно: Ивановы и Петровы – живут рядом, в обеих растут дети школьного возраста, которые с самого раннего детства дружат, все мальчики – в первой двое, во второй – трое.  Первая семья, так сказать, сельская интеллигенция, мать –завуч в школе, отец – учитель труда и физкультуры. Так что дети оба хорошо учатся, посещают все школьные кружки и секции, то есть родители прилагают все силы, чтобы мальчишки росли умными и развитыми.

Вторая семья простая: отец работает на своем тракторе, мать шьет на дому. Дети не хватают звезд с неба, но и не двоечники, учатся на твердые тройки. Возможно, кое-кто и учился бы лучше, но им некому помогать, никаких репетиторов в деревне нет, да если и были бы, вряд ли родители озаботились бы такой проблемой. Отец целыми днями на тяжелой физической работе, приходит домой поздно усталый, ему, конечно, не до школьных отметок детей. Мама также очень занята – то шьет чей-то спешный заказ, то обшивает целый танцевальный или вокальный ансамбль. Ей тоже не до школьных успехов мальчишек, тем более и учителя на них не жалуются.

Старший мальчик, Кеша, занимается вольной борьбой, двое младших не посещают кружки: в доме полно работы, у каждого свои обязанности. Хорошо хоть, недавно село было газифицировано, так что необходимость ежедневно колоть дрова отпала. Но все равно нужно наносить воды, готовка и уборка также на плечах братьев. Правда, более сложные блюда готовит мать, но ей практически всегда некогда.

В выходные или каникулы мальчишки всегда с отцом: ходят на рыбалку или на охоту, в лес за дарами природы – ягодами и грибами. Все отлично плавают и хорошо знакомы с природой, в случае чего не пропадут, знают, как ставить силки и по следам могут узнать звериные следы. Всему этому их учит отец.

Елизавета Егоровна, мать их товарищей, зайдя к ним домой по какому-либо делу, всегда хвалит соседских детей: мол, какие самостоятельные, все умеют. И сетует, что ее дети ничего не умеют. Хотя, казалось бы, сама педагог, воспитывай, приучай к труду. 

Ее дети действительно мало помогали родителям, больше были заняты кружками, спортом, а вечерами вместе с мамой делали уроки.  То есть были нацелены на учебу, с тем, чтобы впоследствии получить хорошее образование. Ведь конкуренция предстояла большая.

Вскоре старшие закончили школу. Кеша Иванов с трудом, но смог поступить в престижный центральный вуз, причем – к особой гордости родителей – на бюджетное место.  Сын соседей, Прокопий, имея в аттестате в основном троечки, поступил в колледж на автомеханика, тем более уже умел водить и старенький автомобиль отца, и трактор, и мотоцикл, любил копаться в технике.

По окончании училища его забрали в армию, никому и в голову не пришло его отмазывать. Здоровье отменное, физически крепкий, сможет постоять за себя, пусть служит, решил отец.

Между тем подросла следующая пара мальчишек. Младший сын педагогов не смог поступить на бюджетное место, пошел на платное обучение в местный институт. Родителям пришлось подтянуть потуже пояса, старшему нужны деньги в большом городе, и за второго платить приходится, плюс снимать для него квартиру. В общем, учеба двоих сыновей сильно ударила по семейному бюджету. Подзаработать отцу семейства в деревне негде, в школу приехал дипломированный физрук, и часы отдали молодому специалисту.  Сам же глава семьи был немного аморфен, так что женщина стала основным добытчиком денег.

Сын соседей по стопам брата пошел учиться в то же училище на водителя. Между тем подрастал третий мальчик – тот, который в семье был за повара. Кстати говоря, мальчик как-то пристрастился к готовке и в старших классах с удовольствием экспериментировал с разными блюдами, так что сейчас по вечерам семья вкушала не только супы и жаркое, но и пироги, различные салаты, запеканки. Тем более, готовить нужно было только на троих.

Вскоре вернулся из армии возмужавший старший сын и стал работать вместе с отцом. В последний год мужчина страдал болями в спине и часто ездил в город на обследование и лечение. Кеша полностью смог заменить отца, более того, думал, поднакопив денег, расшириться, открыть свою автомастерскую. 

Часто ремонтировал машину соседей. И снова бывшая учительница хвалила его, на этот раз абсолютно искренне.

У Кеши не все гладко было с учебой: каждую сессию какой-то предмет приходилось пересдавать, в последний раз пришлось матери поехать в Питер, чтобы решить его проблемы. Проблема решилась, но женщина приехала оттуда сильно расстроенной. 

Сын пил пиво, да и от более крепких напитков не отказывался. Большой город не пошел ему на пользу, учился кое-как, были прогулы занятий, как ей сказали в деканате. В выходные пропадал в клубах и других увеселительных заведениях. А еще год нужно было его тянуть.

Слава богу, второго удалось перевести на бесплатное обучение и устроить в общагу.  А то бы никаких денег не хватило. И сейчас, глядя в окно на Кешу, которого в селе уважительно называли по имени-отчеству: Иннокентий Петрович, женщина поневоле сравнивала со своим сыном. Не в пользу последнего, естественно.

Осенью соседи справили свадьбу старшего сына, Кеша женился на своей однокласснице Наташе, работавшей воспитателем в детском саду. Молодая семья пока жила с родителями, но уже строили свой собственный дом. Елизавета видела его – с широкими окнами, полностью благоустроенный, в  два этажа. Второй брат после учебы также вернулся домой. Самый младший заканчивал школу и решил поступать на повара.

Прошла еще пара-тройка лет. Кеша работал в Якутске. С великим трудом с помощью родни нашел работу, снимал квартиру, вступил в ипотеку, которая съедала большую часть зарплаты и снова был на содержании родителей. Брат жил с девушкой на ее территории. Ему тоже приходилось помогать, так как там уже был грудной ребенок. На свадьбу денег не было.

Елизавета Егоровна стала прихварывать, ей тяжело было вести уроки (от завучества пришлось отказаться) и в последнее время стала часто задумываться: почему ее дети, учившиеся в школе намного лучше соседских детей, имеющие высшее образование, живут хуже. Правда, живут не в деревне, работа чистая… Вот, пожалуй, и все преимущества.  Зарплаты небольшие, не разбежишься. Тогда как у соседей все просто отлично. Оба брата имеют свой бизнес, дома, хорошие машины, семьи, вполне самостоятельны и уже купили младшему брату однокомнатную квартиру  в городе (тот работал поваром в ресторане). И, самое главное, это они помогают родителям - мать давно не работает, помогает воспитывать внуков и часто ездит в город к младшему. Она хорошо выглядит и не болеет.

Кто виноват в такой ситуации? И нужно ли всем подряд высшее образование? Ведь в сущности диплом младшему сыну так и не пригодился, в городе безработица, так что работает простым продавцом.  И кого тут винить?

 

Яна ПРОТОДЬЯКОНОВА.

 

 

Количество показов: 791
Сайт источника:  https://sakhapress.ru/archives/246193
КОММЕНТАРИИ


 
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 
Возврат к списку
Лента новостей
Мини-опрос
Считаете ли "шамана" Александра Габышева вменяемым?







Защита от автоматических сообщений
Защита от автоматических сообщений

  
Мнение недели
Сайт работает на системе: "1С-Битрикс: Управление сайтом"
Разработка: Компания "Инфомастер"
Яндекс.Метрика Индекс цитирования Top.Mail.Ru