
Спустя почти 11 лет, осенью прошлого года многие российские СМИ, в том числе провластные, сочувствуя и занимая сторону протестующих в Белоруссии, публиковали многочисленные репортажи, как силовики предельно жестоко разгоняли мирных протестующих, неоправданно применяя ко всем подряд оружие и спецсредства.
Избиение дубинками безоружных граждан, вышедших хоть и на несанкционированный, но мирный протест, за что грозит административный штраф, можно трактовать как превышение полномочий. Все прекрасно помнят историю «жемчужного прапорщика», который получил условный срок за беспричинный удар дубинкой протестующего в Санкт-Петербурге в 2010 году.
Не прошло и полгода после событий в Белоруссии, как российские власти столкнулись с такой же проблемой. Как сообщают СМИ, прошедшие митинги стали самыми масштабными по количеству доставленных граждан в ИВС и СИЗО, задержание которых в некоторых случаях чем-то напоминали действия силовиков в Белоруссии и сопровождались применением даже электрошокеров, от которых люди теряли сознание.
Ярким примером таких действий является нанесение телесных повреждений сотрудником полиции Маргарите Юдиной, которую даже и не пытались задержать, а смели с дороги ударом ноги. Позже сотрудник полиции даже пришел в больницу к пострадавшей, принес свои извинения, то есть, можно сказать, признал вину, но объяснил свои действия тем, что у него «запотело забрало».
После прокатившихся митингов со всех сторон на граждан посыпались многочисленные предупреждения об ответственности за нападение на полицейских, сообщения о показательных арестах, возбужденных уголовных делах. Из этого можно сделать вывод, что демонстративная жестокость со стороны полиции, не имевшая ранее место, санкционирована сверху и ее целью является запугивание несогласных и предотвращение их повторного выхода на улицы.
Конечно, государство должно обеспечивать порядок и защищать интересы силовиков, но оно должно и не забывать о правах граждан, так как участие хоть и в несанкционированном митинге не является поводом для предельно жестокого задержания протестующих с применением дубинок и электрошокеров. Однако перекос в сторону силовиков и игнорирование прав граждан в этом вопросе очевиден, на примере той же Маргариты Юдиной, которую обвинили в провокации после подачи ею заявления в СК на ударившего ее полицейского.
Показательным является заявление официального представителя МИД Захаровой, которая отказалась выручить своего знакомого, попавшего в отдел полиции, сказав ему: «чтобы соблюдали Ваши права, нужно не нарушать закон». То есть, другими словами, официальный представитель государства, получается, отказывает митингующим в соблюдении их прав...
Исходя из сложившейся практики и сообщений СМИ на данный момент, можно сказать, что, оказавшись в ненужное время в ненужном месте, вы обязаны безропотно принять на себя все удары дубинками со стороны полиции, стойко перенести удары электрошокером и ни в коем случае не имеете право, поддаваясь эмоциями, оказать какое-либо сопротивление.
Попытка увернуться от удара дубинкой или убежать может только раззадорить полицейских, и тогда вам может прилететь еще пара ударов и обвинение в неповиновении. А попытка, не дай Бог, поставить блок, перехватить эту дубинку и протереть «запотевшее забрало» полицейского, уже может трактоваться как применение насилия в отношении представителя власти, что влечет уголовную ответственность.
Впрочем, о подобной ситуации, когда вы имеете право на самооборону, но не можете его реализовать, высказался еще в 2010 году известный адвокат Генри Резник. По его словам, право гражданина на самооборону от милиционера в случае агрессии последнего может обернуться «драматическими» последствиями в суде. «Практика показывает, что в такого рода коллизиях наши суды исходят из абсолютного доверия к показаниям сотрудников милиции, потому тому гражданину, который решил себя защитить, придется несладко».
Егор ДАВЫДОВ.
https://www.1sn.ru/257737.html
PS. По данным "ОВД-Инфо", на несанкционированных акциях в поддержку Алексея Навального, состоявшихся 31 января, было задержано более 4 400 человек, в том числе в Москве - 1 365, Санкт-Петербурге - 962, Красноярске - 194, Нижнем Новгороде - 161, Твери - 124, Владивостоке - 122, Новосибирске - 103, Якутске - 10.