Лента новостей

«Наши дети тоже хотят ездить на моря, и не только на море Лаптевых» - Аркадий Клепечин

«Наши дети тоже хотят ездить на моря, и не только на море Лаптевых» - Аркадий Клепечин
25.02.2020 11:13
Однажды увидев вертолет, он навсегда заболел небом. Для мальчишек из маленького эвенского села на берегу Колымы это была дорога в другой мир, на которую, окончив школу, встал Аркадий Клепечин. Дорога эта привела его в авиационное училище, откуда молодой авиатехник, не задумываясь, вернулся домой в Арктику. «Да у меня и мыслей не было искать работу в другом месте», - рассказывает Аркадий Клепечин. А журналисты продолжали наседать:

- Но ведь после окончания Иркутского авиационного училища для вас всё небо было открыто. Почему поехали работать в Арктику, а не куда-нибудь потеплее?

- Не знаю. Ни одной минуты в училище не сомневался, что вернусь в Якутию. Арктика — мой дом, а из дома надолго уходить нельзя.

Аркадий Клепечин родился в колымском селе Андрюшкино. В советские времена сюда часто прилетали вертолеты и даже самолеты-амфибии. Но именно винтокрылые машины завораживали эвенского мальчишку. Мало кто верил, что после школы он сможет стать летчиком. Отец Аркадия — известный в Арктике деятель искусств, мама всю жизнь проработала фельдшером, бабушки и дедушки — оленеводы и рыбаки. А он взял да поступил в Иркутское авиационное училище, которое успешно окончил в 1998 году. По стопам старшего брата пошел и младший Анатолий, который сегодня работает пилотом вертолета авиакомпании “Utair” в ямальской Арктике.

После училища Аркадий Клепечин устроился авиатехником в Арктическое авиапредприятие поселка Черский, готовил вертолеты к полетам. В 2002 году в Санкт-Петербургском испытательном центре переучился на борт-механика. Свою летную карьеру Аркадий начал в Батагайском филиале авиакомпании «Полярные авиалинии». Потом было 14 лет в небе Арктики. Его экипаж возил грузы и пассажиров по всему якутскому Заполярью, где вертолет — обычно единственный надежный транспорт. Он же спасатель, скорая помощь. Порою воздушные дороги приводили Аркадия в родное Андрюшкино, где земляки с гордостью смотрели на него.

- Аркадий, вы приняли решение баллотироваться от Арктического округа (Усть-Янский, Абыйский, Аллаиховский, Нижнеколымский районы) в Государственное собрание Якутии (Ил Тумэн). Чего вы хотите добиться?

- Как правило, депутатами от арктических районов становятся жители Якутска. Они приезжают к нам в Арктику перед выборами, а потом рассказывают, что больше приехать к избирателям не могут, потому что дорого. Парадокс в том, что они даже не понимают, насколько точно определили главную проблему жителей Арктики: оторванность от остального мира. Для меня Арктика — это моя жизнь, где вырос сам, родились мои дети. Я знаю, что нужно здесь людям. И точно лучше, чем те, кто бывает в Арктике наездами перед выборами.

К примеру, вроде бы Колыма одна, но есть верхняя, средняя, нижняя. Везде свой менталитет, условия жизни. Это нужно учитывать при работе депутата. Но, конечно, есть и общие проблемы, которые нужно решать.

- Неужто дорогивизна билетов — главная проблема жителей Арктики?

- Вопрос про авиатарифы — один из главных, что люди мне задают при встречах. Билет Черский — Якутск стоит 35 тысяч рублей, в оба конца 70 тысяч! Субсидированных для молодежи и пенсионеров сейчас уже нет — их продают по пять на один рейс, их сразу расхватывают. При таких ценах, понятно, большинство жителей Арктики там заперты. Я уже не говорю про отдых - элементарно в больницу приехать не могут. А ведь условия в Арктике очень тяжелые, далеко не каждый может побаловать детей фруктами, даже лекарства купить проблема — цены заоблачные.

- Десятилетия говорят про то, что цены на билеты в Арктику очень высокие. Что с этим можно сделать?

- Буду добиваться, чтобы всем, кто живет в Арктике, два раза в год продавали билеты до Якутска и обратно с 50-процентной скидкой. Хватит нам рассказывать про то, какую важную роль для страны там выполняют люди. Пора переходить к конкретным делам. Нужно решить проблему транспортной доступности для Арктики — это первоочередная задача.

- Скидки на билеты, конечно, хорошо. Но кто компенсирует авиакомпаниям разницу?

- Я сам авиатор и прекрасно понимаю, что авиакомпании не могут работать в убыток. Считаю, что республика должна взять на себя субсидии для авиакомпаний. Тогда, наверное, начнут более внимательнее смотреть, из чего складываются тарифы. Отдельные депутаты Ил Тумэна как-то интересовались ценообразованием авиакомпаний. Но, получив информацию, на этом и успокоились.

Недавно разговаривал с начальником аэропорта Белой Горы. Он рассказывал, что в Хабаровском крае на таком же расстоянии, как от Белой Горы до Якутска, билет стоит 2 300 рублей! У нас стоит 31 тысячу! Никаким здравым смыслом объяснить такую разницу невозможно. Просто в цену билетов у нас засунули всё, что можно и что нельзя.

Кроме того, нужно работать с федералами. «Аэропорты Севера» - федеральное казенное предприятие. Если они казенные, значит, по закону не должны зарабатывать, а получать деньги из бюджета по нормативу. У нас же ФКП «Аэропорты Севера» берут с авиакомпаний сумасшедшие аэропортовые сборы. Убрав их из стоимости авиабилетов, мы примерно на треть сразу снизим тариф. Плюс, как говорил, навести порядок в других расходах, и тогда республиканская субсидия на полеты жителей Арктики сильно сократится.

Поверьте, низкие авиатарифы не приведут к оттоку населения из Заполярья. Те, кто там живут, любят свой край. Но нельзя делать людей вынужденными затворниками. Наши дети тоже хотят ездить на моря, и не только на море Лаптевых... Уверен, что снижение цен на авиабилеты, наоборот, привлечет людей в Арктику, что поможет в реализации важнейших государственных программ.

- Аркадий, какие еще проблемы стоят перед жителями Арктики?

- Их целый клубок: низкий уровень зарплат при высоких ценах, что в целом делает низким качество жизни. Ветхое и аварийное жилье, которое давно нуждается в замене. Все это требует, конечно, серьезных бюджетных вливаний. Вроде бы сейчас страна поворачивается к Арктике лицом, но нельзя пускать процесс на самотек, нужен жесткий, в том числе депутатский контроль.

Но есть и такие трудности, которые, на мой взгляд, можно решить без больших затрат. Сегодня я вернулся из Абыйского района и там еще раз убедился, что люди находятся в информационной блокаде. Интересуются многим из того, что в Центральной Якутии все хорошо знают. Мы не должны ориентироваться на один WhatsApp, которому, как мы знаем, далеко не всегда можно верить. А в Арктике глушь не только природная, но и информационная. Даже ватсапы ходят порою с опозданием на сутки...
 

В свои 45 Аркадий Клепечин полон сил и энергии. Занимается активной общественной жизнью, растит двоих сыновей. Верит, что суровая Арктика может быть более доброжелательной к своим людям. Они закаленные во всех смыслах, привыкли к повседневным трудностям, которые зачастую даже не замечают. Но разве можно этим пользоваться? Клепечин уверен, что страна должна помочь Арктике, раз говорит, что Арктика нам нужна.

Информационное агентство SakhaTime
Обратите внимание!
КОММЕНТАРИИ
Подписаться на новости

Получайте самые свежие и актуальные новости от SakhaTime!

Управление рассылками


Комментировать
Возврат к списку
Интервью недели
Подписаться на новости

Получайте самые свежие и актуальные новости от SakhaTime!

Управление рассылками

Сайт работает на системе: "1С-Битрикс: Управление сайтом"
Разработка: Компания "Инфомастер"
Яндекс.Метрика