Мои родители - Пахомов Степан Егорович и Спиридонова Ирина Егоровна. В последние четыре года их имена периодически появляются в социальных медиа в связи с уголовным преследованием отца, получившим широкую известность как «дело алданских охотников-эвенков». А мама все эти годы защищает его и освещает в интернете движение дела.
Почему делается акцент на национальности «эвенк»? У представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации есть право свободной охоты на территории традиционного проживания, гарантированное Конституцией и федеральными законами Российской Федерации.
10 марта 2020 года сотрудники полиции задержали моего отца и двух его друзей с добытым мясом двух лосей. Предоставленные документы, доказывающие отношение к коренным малочисленным народам Севера, полицейскими были проигнорированы. На двоих задержанных завели уголовные дела.
Местность охоты – малая родина отца. Он родился там и вырос, жил по обычаям предков и работал. Сколько себя помню, папа всегда вёл традиционный образ жизни оленеводов и охотников, постоянно проживал в тайге. На родовой территории находятся могилы его прадедов. До прошлого года там жили близкие родственники отца. Ранее мы семьей ездили на стадо. Поэтому знаем, как непросто живут оленеводы. В тайге нет ни магазинов, ни столовых и т.п. Кочевники с большим трудом добывают себе пропитание, в том числе мясо.
Для нашей семьи мясо является традиционной пищей, составляет основной рацион. Папа обеспечивал мясом не только нас, наши семьи, но и родственников, в семьях которых нет охотников. Раньше на охоте добывал для питания на небольшой отрезок времени. Сейчас у всех есть морозильные камеры, можем сохранить на длительный период.
С 2002 года территория родовых земель отца была разграничена. Конкретно место охоты обозначено как общедоступные охотничьи угодья.
8 сентября 2022 года Алданский районный суд вынес охотникам-эвенкам обвинительный приговор. И назначил наказания в виде лишения свободы условно с испытательным сроком. Не поддержали эвенков и в Верховном суде Республики Саха (Якутия), и в Девятом кассационном суде общей юрисдикции, и в Верховном суде Российской Федерации.
С каждым новым судом отец расстраивался, всё меньше верил в справедливость правосудия и всё больше впадал в депрессию. К тому же, ему запретили ездить на малую родину. На пути три охранных поста старательских артелей. Охранникам, которые раньше видели в нем хозяина родового места и беспрепятственно пропускали, поступил строгий приказ не впускать Пахомова.
У папы пропал интерес к жизни, он стал много выпивать. Мама всячески старалась помочь ему преодолеть зависимость, но, в конце концов, и она не выдержала, в мае 2023 года уехала от него. Родители развелись.… Несмотря на это, мама до сих пор продолжает защищать отца и бороться за право свободной охоты коренных малочисленных народов Севера.
5 апреля 2023 года вступил в законную силу приговор Алданского районного суда. У охотников аннулировали охотбилеты, лицензионные разрешения на оружия, изъяли зарегистрированные ружья, наложили на обоих штраф в 160 000 рублей. Но постановлением судебного пристава взыскание штрафа проводится солидарно, основной плательщик мой отец.
В ноябре 2023 года отец приехал в Алдан сдавать ружья. С горя выпил, не сразу сдал. Полицейские по вызову соседей сами забрали ружья из арендованной квартиры, завели новое уголовное дело.
21 июня 2024 года Алданский районный суд приговорил отца к 5,5 годам реального лишения свободы, он был взят под стражу в зале суда. 27 августа 2024 года состоялось заседание Верховного суда РС (Я) по апелляции. Суд изменил срок лишения свободы, снизив его на 2 месяца, в связи с неправильным применением уголовного закона.
Простой охотник будет отбывать наказание за то, что он эвенк, добывший мясо на исконных землях своих предков
Письмо Анжелики Андреевой вызвало много откликов у пользователей социальных сетей. Конечно, часть комментаторов не имеют представления о жизни простого охотника, оленевода; даже есть такие, кто поддерживает решение суда и пишут, что перед законом все равны (как-то принято писать такое в адрес больших людей с чинами).
Но у большинства людей нет розовых очков, и они живут в реальном мире, когда за мешок картошки можно получить реальный срок, а за загрязнение рек крупный недропользователь получает штраф на 50 тысяч рублей и успешно оспаривает его в суде.
А отцу Анжелики – главе семьи, кормильцу, любимому отцу и дедушке, человеку, который родился и вырос в тайге, с молоком матери впитал коренной образ жизни оленеводов-охотников, как птице обрубили крылья. Четыре года он жил в состоянии вакуума против бездушной стены правосудия, а сейчас будет отбывать наказание в реальной тюрьме с решётками пять с половиной лет.
История алданских охотников очень печальна и отражает положение обычного человека перед государевым представителем в погонах, которому ты очень не нравишься. Не имея никакого умысла, промышляя на пропитание своих родных, отойдя на 2 километра от территории традиционного природопользования, два эвенка за двоих лосей объявлены преступниками. Якутия огромна – заборов и калиток, разграничивающих земельные участки по категориям и видам, в тайге и тундре не имеется.
Дважды Министерство внутренних дел отказывало в возбуждении дела в связи с отсутствием состава преступления, помощник прокурора района каждый раз настойчиво требовал завести уголовное дело. При третьей попытке вынести отказ в возбуждении дела, был заменен следователь.
Два с лишним года следствие доблестно велось, сотрудники отрабатывали свою зарплату. Последний следователь собрала в два раза больше томов дела за короткий срок, заново возбудила ранее закрытое дело в отношении второго эвенка. В сентябре 2022 года суд вынес обвинительный приговор.
Суд даже не принял во внимание тот факт, что 1) конфискованное мясо вовсе не сохатого. Им продемонстрировали куски мяса, которые по виду больше похожи на свинину; 2) пока велось дело, вышло постановление Конституционного суда Российской Федерации от 05 июля 2021 года, о том, что охота может быть частью традиционного образа жизни малочисленных народов, даже если в ней отсутствует практическая нужда. Это значит, что одна лишь принадлежность к коренным малочисленным народам, служит основанием для предоставления ему права на охоту на особых условиях, и периодическое занятие традиционными видами традиционной хозяйственной деятельности вне зависимости от основной трудовой деятельности относится к традиционному образу жизни коренных народов; 3) федеральные законы на стороне представителя коренных народов Севера, ведущего традиционный образ жизни. А следствие ссылается на акт правительства, который даже не является постановлением.
При этом суд согласился с тем, что место, на которой была произведена охота, относится к исконной среде обитания коренных малочисленных народов Севера, является территорией традиционного проживания эвенков. Тут надо добавить, что с некоторых пор данные земли имеют двойное назначение: ведение рекреационной деятельности и недропользование. Само собой разумеется, что при конфликте интересов, предпочтение отдается второму назначению.
Это лишь часть, небольшие фрагменты надуманного дела в отношении простого охотника. А ее суть в том, что простой охотник будет отбывать наказание за то, что он эвенк, добывший мясо на исконных землях своих предков.
P.S. Вообще, можно уже выпускать книгу – столько публикаций, писем, выступлений было написано, направлено в различные инстанции на эту тему. Когда пересматриваешь ранние обращения, письма, думаешь: «Вот как можно государству не реагировать на это?». И понимаешь, что представитель власти на местах – он здесь выше той власти, что там, в федеральных коридорах.
Любовь Христофорова, Ассоциация эвенков РС(Я).