Лента новостей
03.09.2024 г. Желтые хроники

Якутия по-прежнему остается краем непуганых коррупционеров

Якутия по-прежнему остается краем непуганых коррупционеров
21.03.2019 21:06
Cреди множества версий причин социально-национального взрыва, произошедшего в Якутии, есть одна, не похожая на все другие, активно высказываемые в эти дни, но заслуживающая внимание. Речь идет о том, что в реальности нелегальный бизнес вообще, а не только мигрантов, в республике возможен из-за того, что многие сферы жизнедеятельности якутян пронизаны спрутом - коррупцией. Как следствие, у одних богатство разрастается, как на дрожжах, другие уже не знают, как сводить концы с концами и не видят хороших перспектив для детей, да и собственной жизни вообще. Поэтому просто прорвало в одном месте, и людской гнев (случившееся ночью с якутянкой стало последней точкой кипения) обрушился фактически на стрелочников - мигрантов (имеем в виду факты хулиганства и погромов фруктовых ларьков).
В советские времена в ходу был такой анекдот: "Что общего между мухой и партийным работником? Ответ: обоих можно прихлопнуть газетой". Действенность СМИ была тогда действительно высокой и по фактам многих критических публикаций принимались действенные решения, хотя официально закона такого не было. Сейчас он есть. Но если правоохранительные органы еще как-то реагируют на факты коррупции, о которых пишут СМИ, то руководители исполнительной и муниципальной властей, чаще всего не реагируют на публикации, в которых содержатся убедительные подтверждения проявлений коррупции, подтверждаемые документами.
Вообще, ловить коррупционеров стало во много раз легче, чем, скажем, два-три года назад. Для этого достаточно регулярно отслеживать все, что публикуется на сайте госзакупок, а особенно пользоваться такими поисковыми системами, как, скажем, ИАС Sеldon, где выкладывается полная информация о финансовой деятельности предприятий всех форм собственности, в том числе в сфере закупок.
Еще в 2013 году на портале SakhaNews была опубликована моя статья под красноречивым заголовком "Якутия - край непуганых коррупционеров". Несмотря на то, что за эти шесть лет благодаря только публикациям нашего портала были фактически спасены сотни миллионов, если не миллиарды, бюджетных средств (многие конкурсы и аукционы, о которых мы сообщали, были отменены), коренных изменений в борьбе с коррупцией в республике не произошло.
Каждый раз, сталкиваясь с фактами, свидетельствующими о том, что коррупционеры годами действовали, никого и ничего не боясь, думаешь, как же вольготно они себя чувствуют в Якутии, какая здесь для них благодатная почва! Поэтому версия о том, что нелегальный бизнес в республике процветает не столько потому, что плохо работает миграционная служба, сколько потому, что конкретные вип-чиновники и политики фактически крышуют этот бизнес, а сейчас происходит лишь передел в этой сфере (одни коррупционеры выбивают других, используя недовольство людей своим положением) представляется весьма правдоподобной.
Чаще всего коррупционеры терпят крах лишь потому, что безнаказанность постепенно сводит на нет страх, который они испытывали, когда только начинали нарушать законы и идти против своей совести. Они начинают чувствовать себя людьми, преуспевшими в этой жизни, достойными всех благ, о которых простой человек и помышлять не может, поэтому со временем действуют все более нагло, совершая безнравственные во всех отношениях поступки. Среди них есть и те, которыми, казалось бы, и вправду должна гордиться республика, то есть, можно сказать, это наша честь и совесть, ведь они удостоены ее высшей награды - ордена "Полярная звезда".
Но в отношении одного из таких орденоносцев - главы Чурапчинского района Андрея Ноговицына - возбуждено уголовное дело. Его обвиняют в том, что он использовал в личных целях денежные средства, которые выделялись Чурапчинскому учебно-производственному комбинату. А ведь сайт SakhaNews неоднократно сообщал до этого о сомнительных сделках в сфере госзакупок со стороны администрации этого района. То есть фактически можно предполагать, что там сложилась устойчивая коррупционная система, а если все ограничится только тем, что на смену Ноговицыну придет другой, она по-прежнему останется и позволит чиновникам и дальше ловить рыбу в мутной воде.
Последние события в республике отвлекли внимание якутян от крупного коррупционного скандала, связанного с закупками на аукционах за счет бюджета лекарств по завышенным ценам. Практика показывает, что подобное невозможно без участия в этой схеме самого государственного заказчика, который и определяет начальную цену аукциона.
Заказчики – бюджетные учреждения - определяют начальную цену аукционов задолго до их объявления, еще на стадии составления Планов-графиков закупок. Проверка обоснованности этих цен возложена Федеральным законом о контрактной системе на внутренний орган государственного финансового контроля, в нашем случае - на Министерство финансов Якутии. Кроме того, контроль за целевым и эффективным использованием средств государственного бюджета по линии здравоохранения возложен на Министерство здравоохранения Якутии.
Закупка лекарств на сумму более 3 млрд рублей по завышенным ценам осуществлялась в 2016-2017 годах, соответственно возникает вопрос, что делали все это время Минфин и Минздрав Якутии? Выходит, что эти министерства, направляя миллиарды на закупку лекарственных препаратов, не проверяли в течение нескольких лет обоснованность цен при их закупке бюджетными учреждениями. Были в доле или просто бездействовали?!
Не связано ли их бездействие с тем, что в закупках были замешаны, судя по сообщениям СМИ, родственники бывшего начальника Управления Росздравнадзора Якутии Владимира Чичигинарова? И является ли это в Якутии системным правилом, когда успешный бизнес на госзакупках строят бывшие чиновники или их родственники?
Мы решили проверить, как обстоят дела в сфере строительства. Отправной точкой для этой публикации послужил аукцион, объявленный 15 марта на строительство бассейна в Жатае. Кстати, это третий(!) по счету аукцион с 2014 года. Из официального сайта госзакупок следует, что два предыдущих аукциона - в 2014, 2017 годах - выиграла компания ООО Инвестиционно-строительная фирма "Дирекция по строительству", успешно возглавляемая Сергеем Никитиным.
Успешно не потому, что компания выиграла два аукциона на строительство бассейна, а потому что, по сведениям ИАС Seldon, данной компанией за последние годы заключено 90 государственных и муниципальных контрактов на сумму более 1,95 млрд рублей. При этом, по информации Rusprofile.ru, больше всех заключено контрактов с Окружной Администрацией ГО "Жатай" - 35 контрактов на сумму свыше 1 млрд 280 млн. рублей. Кроме того, в 2015 году компанией было учреждено дочернее ООО «Ярус», которым на данный момент уже заключено шесть контрактов на 487 млн. рублей.
Но не подумайте, что бюджет Городского округа Жатай настолько огромный, что только одна компания заключила контрактов на 1,2 млрд рублей. По данным ИАС Seldon, администрацией Жатая с 2012 года заключено по результатам торгов 453 контракта, всего на общую сумму 1,6 млрд рублей, из которых, как видите, более 60 процентов освоило ООО ИСФ "Дирекция по строительству".
В чем подвох, спросите вы, неужели в Якутске и Жатае нет других строительных фирм, которые могли бы составить конкуренцию ООО ИСФ "Дирекция по строительству" на торгах?
Может это, конечно, и случайное совпадение, но, опять-таки по данным ИАС Seldon, Никитин Сергей Евгеньевич c 2002 года являлся руководителем Дирекции по строительству при Министерстве строительства и архитектуры РС(Я), которая была ликвидирована в 2011 году. С марта 2009 года он же являлся руководителем Государственного учреждения "Дирекция единого государственного заказчика при Министерстве строительства и промышленности строительных материалов Республики Саха (Якутия)", которая, судя по документам арбитражного суда, участвовала в реализации республиканской целевой программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда».
На основании распоряжения в то время главы Якутии Егора Борисова от 5 мая 2009 года данное учреждение в 2018 году было ликвидировано под председательством все того же Никитина С.Е.
Работа в государственных учреждениях не помешала С.Е.Никитину стать с декабря 2007 года соучредителем (18,26 процента) и генеральным директором ООО ИСФ "Дирекция по строительству". Как видите, наименование частной компании не сильно отличается от наименования государственных учреждений, которыми руководил Никитин Е.С. При этом, судя по заключенным ООО ИСФ "Дирекция по строительству" государственным контрактам, большинство из них связано с реализацией… республиканской целевой программы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда", то есть тем, чем Никитин С.Е. занимался в государственном учреждении.
Ранее мы уже писали, что схема, применяемая в районах при проведении аукционов с целью приобретения жилья за счет бюджета для переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, мягко сказать, сомнительная. Суть заключается в том, что чиновники объявляют аукционы не на строительство, а на приобретение квартир в домах, которые, по их требованию, уже должны находиться на стадии строительства и иметь разрешительную документацию (а ее выдают те же чиновники). В результате торги часто выглядят как формальная процедура, которую лишь нужно соблюсти, а участие в них принимает, как правило, единственная компания.
Так, администрацией Жатая был объявлен аукцион на приобретение у застройщиков 80 жилых помещений в домах малоэтажной застройки с энергосберегающими технологиями за 238 млн рублей. По условиям документации дом должен находиться на стадии строительства, соответственно должно быть разрешение на строительство и разрешительная документация на земельный участок, наличие которых зависит от… администрации Жатая. Техническим заданием предусмотрено приобретение 59 однокомнатных, 15 двухкомнатных и 6 трехкомнатных квартир, к отделке которых были определены конкретные требования с перечнем оборудования и с указанием конкретных площадей.
Я сильно сомневаюсь, что в тот период в Жатае наблюдался строительный бум, в результате чего там наблюдалось бы массовое строительство малоэтажных жилых домов с энергосберегающими технологиями несколькими различными строительными организациями, которые могли бы конкурировать между собой, приняв участие в аукционе.
Однако по случайному совпадению(?!) именно в период освоения администрацией Жатая сотен миллионов бюджетных средств, выделенных в рамках республиканской целевой программы, активную строительную деятельность в поселке развило все то же ООО ИСФ "Дирекция по строительству», получив необходимую разрешительную документацию от администрации Жатая на строительство домов именно… малоэтажной застройки с энергосберегающими технологиями. Данная компания и стала единственным участником и победителем аукциона.
Мы выборочно проверили шесть наиболее крупных аукционов, объявленных администрацией Жатая на общую сумму более 700 миллионов рублей в рамках программы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фона". Выяснилось, что на участие во всех аукционах была подана… единственная заявка - от ООО ИСФ "Дирекция по строительству", с которым в итоге заключено шесть муниципальных контрактов по максимальной цене, на более 700 млн рублей. То есть в этих аукционах не было ни конкуренции, ни борьбы между участниками путем снижения цены, все контракты в результате были заключены по начальным максимальным ценам с единственно возможным поставщиком.
А теперь представьте правовые последствия на западе, если бы было установлено, что местный чиновник заранее сообщил строительной компании информацию, что в ближайшее время им выделят крупные бюджетные средства для строительства или приобретения квартир в домах малоэтажной застройки, после чего эта организация согласовала бы с этим чиновником выделение земельных участков и разрешение на строительство малоэтажных домов, начав заранее их строительство, а затем освоила бы все выделенные бюджетные средства как единственный поставщик? Как бы назвали использование фактически инсайдерской информации? Сговор?
Не за подобные ли действия на днях ФАС России возбудила дело о сговоре на торгах при проведении аукционов на выполнение ремонта автомобильных дорог Челябинской области в отношении губернатора, Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области и АО «Южуралмост». В Челябинской области в результате сговора начальная максимальная цена контракта на торгах снижалась не более, чем на 1,5 процента, а победа обеспечивалась участнику антиконкурентного соглашения. В нашем же случае снижение цены в указанных выше аукционах – 0 процентов.
Возникают вопросы не только в связи с проведением торгов в рамках программы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фона", но и в связи со строительством всем известного жителям Жатая объекта - многострадального бассейна.
Так, в ноябре 2014 года глава администрации Жатая Кистенев А.В. объявил аукцион на строительство бассейна, а именно: разработку проектно-сметной документации и строительно-монтажные работы. Общая стоимость работ была определена в 101 788 610 рублей, которая включала в себя все затраты, том числе на благоустройство и озеленение территории, а также иные затраты, необходимые для ввода в эксплуатацию бассейна до 1 ноября 2016 года.
Первая изюминка заключается в том, что из Отчета главы ГО «Жатай» за 2015 год, размещенного на официальном сайте, следует, что фактическое строительство бассейна было начато в… 2012 году. Однако в аукционной документации эта информация отсутствовала, в том числе не указано, какой объем строительных работ был уже выполнен с 2012 года.
Второй момент заключается в том, что объединение в один аукцион (лот) строительно-монтажных работ и подготовку проектно-сметной документации является незаконным, влечет за собой ограничение конкуренции и количества участников аукциона, что подтверждено многочисленной судебной практикой и выводами антимонопольной службы.
Как это обычно бывает, сначала объявляется аукцион на разработку проектно-сметной документации, после утверждения заказчиком она проходит государственную экспертизу, в ходе которой проверяется в том числе достоверность сметной стоимости соответствующего объекта, так как дело касается бюджетных средств. Затем объявляется аукцион на строительство, на официальном сайте публикуется проектно-сметная документация, которая позволяет участникам аукциона изучить предстоящий объем работы, определить для себя минимальную цену, после чего принять участие в аукционе.
Но в нашем случае все сделано наоборот и, как вы уже поняли, победителем аукциона стало ООО ИСФ "Дирекция по строительству", с которым 25 декабря 2014 года был подписан контракт. Затем в августе 2016 года было подписано два соглашения, которыми цена контракта была увеличена со 101 млн до 112,5 млн рублей, а также подписано в последующем еще два соглашения, сроки исполнения работ которыми были увеличены до сентября 2019 года.
Наряду с этим, в июне 2017 года глава администрации Жатая Анатолий Кистенев вновь объявляет аукцион на строительство бассейна с начальной ценой 50,3 млнрублей. При этом в аукционной документации нет упоминания, что строительство этого объекта уже ведется с 2012 года, не указан и объем выполненных работ.
Кроме того, в нарушение статьи 33 Закона о контрактной системе и разъяснения ФАС России от 9 марта 2016 года, в составе аукционной документации не опубликована проектно-сметная документация в отношении работ, необходимых к выполнению, что нарушает права потенциальных участников аукциона и влечет невозможность обоснованно сформировать ими свое предложение.
Вместо требуемой проектно-сметной документации аукционная документация содержит только ведомость работ, которая предусматривает помимо строительных работ поставку компьютеров, холодильника, телевизора и иной мебели, что Федеральной антимонопольной службой признается прямым нарушением ст.64 Закона о контрактной системе.
Ну, и как вы уже, наверное, догадались, 10 июля 2017 года этот аукцион был признан несостоявшимся, а с его единственным участником… ООО ИСФ "Дирекция по строительству" был заключен контракт по максимальной начальной цене.
И вот 15 марта 2019 года глава администрации Жатая Анатолий Кистенев вновь объявляет еще аукцион на строительство бассейна «по старой схеме», то есть без публикации проектно-сметной документации, с начальной ценой в 36,5 млн рублей. И что-то мне подсказывает, что я уже знаю, кто будет победителем этого фактически псевдо-аукциона….
В заключение хочу обратить ваше внимание, что в программе социально-экономического развития Городского округа «Жатай» на 2012–2016 гг. особо отмечено, что строительство бассейна служит символом нового уровня жизни. Да и как же не верить главе Жатая Анатолию Кистеневу, ведь он в 2016 году был награжден орденом "Полярная звезда" – «за весомый вклад в социально-экономическое развитие республики, становление и развитие местного самоуправления, многолетнюю безупречную муниципальную службу».
Если сомнительные сделки систематически совершают даже такие, отмеченные высокими почестями республики чиновники, это говорит о сложившейся в республике устойчивой противозаконной системе, в которой коррупционеры чувствуют себя вольготно. А кого им бояться?!

Егор ДАВЫДОВ.

Справка:

Кистенёв Анатолий Ефимович родился 2 июля 1953 года в с.Жиганск Якутской АССР. Образование высшее (Новосибирский институт инженеров водного транспорта, специальность - инженер-электромеханик водного транспорта).

Начинал свой трудовой путь в 1970 году учеником радиомеханика Жатайского судоремзавода ЯАССР. После службы в рядах Советской Армии, с 1971 по 1973 год, работал по специальности.

В 1987 году был избран заместителем председателя исполкома в Жатайский поселковый Совет народных депутатов.

С 1989 года – глава поселка Жатай.

Награжден знаком «Отличник народного просвещения Российской Федерации», почетным знаком «Отличник муниципальной службы Республики Саха (Якутия). В 2016 г. был награжден орденом "Полярная звезда".   

 

 

 


Сайт источника:  http://www.1sn.ru/225762.html
Информационное агентство SakhaTime
КОММЕНТАРИИ
Возврат к списку
Подписаться на новости

Получайте самые свежие и актуальные новости от SakhaTime!

Управление рассылками

Сайт работает на системе: "1С-Битрикс: Управление сайтом"
Разработка: Компания "Инфомастер"
Яндекс.Метрика