Уволен человек, творческие достижения которого не вызывает абсолютно никаких сомнений: заслуженный работник культуры Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), отличник культуры Республики Саха (Якутия), член Союза театральных деятелей Российской Федерации, почётный гражданин Сунтарского и Горного улусов.
Это выглядит более чем странно — накануне под руководством Александра Ивановича завершилась культурно-историческая экспедиция Театра танца в Сунтарский улус, и её деятельность по изучению творческого наследия великого олонхосута и постановщика народных танцев Сергея Зверева — Кыыл Уола получила высокую оценку заместителя премьер-министра республики Сергея Местникова.
Сергей Васильевич возглавляет Оргкомитет по подготовке к празднованию 125-летия великого олонхосута, а непосредственно в Сунтаре провёл рабочее совещание. На нём также выступил и директор Театра танца Александр Алексеев и сообщил, какие мероприятия необходимо провести в связи с предстоящим торжеством. Одним из пунктов в этих планах значилась подготовка документально-исторической книги, приуроченной к юбилею Зверева и 45-летию Театра танца.
Разумеется, в этом издании найдут отражение новые материалы о жизни и деятельности Сергея Афанасьевича, а также итоги работы экспедиции. Они заслуживают особого внимания, поскольку речь идёт об очередном этапе в исследовании многогранного творчества гениального сына земли Саха.
Как считают главный балетмейстер Долаана Федотова и балетмейстер-репетитор Юрий Фёдоров, которые непосредственно взаимодействовали в улусе и с музейными работниками, и руководителями самодеятельных коллективов, наследие Кыыл Уола постоянно будет притягивать к себе хореографов-постановщиков самого разного уровня: от профессионалов до любителей.
Об этом участники экспедиции рассказали на встрече с коллегами в районном управлении культуры. И нашли понимание не только у них, но и у жителей Сунтара, они с душевным трепетом отнеслись к новой инициативе Театра танца. Все сошлись во мнении, что творчество Зверева неисчерпаемо, оно всегда ждёт своих исследователей. В том числе, конечно, и представителей науки, которые почему-то не сильно изъявляют желание в проведении культурологической экспедиционной деятельности. Так честь и хвала тем людям, кто этим уже занимается! Занимается ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС, не откладывая дело в долгий ящик.
Но инициатива, исходящая от подчинённого, увы, не пришлась по нраву руководству министерства культуры. Мало того, что Алексеев сам лично организовал экспедицию, так ещё и полномочия решил превысить. Чиновник любого ранга знает, как в таких случаях поступать: наказать!
Уже на следующий день по приезде в Якутск руководитель прославленного творческого коллектива был вызван «на ковёр», где получил устное уведомление о том, что он теперь становится советником. Относительно директорства тоже всё было решено: нужно Алексееву писать заявление по собственному желанию.
Специалисты Гострудинспекции в РС (Я), куда обратился сразу же Александр Иванович, ознакомившись с министерским приказом, видят в действиях чиновников прямое нарушение духа и буквы Закона и настоятельно советуют обратиться в соответствующие судебные инстанции.
Алексеев это уже сделал, поскольку считает необоснованным и незаконным решение вышестоящего руководства и ощущает мощную поддержку коллектива, который, кстати, уже не первый раз становится на защиту своего руководителя.
В былые времена Александр Иванович тоже мужественно сражался с противоправными действиями чиновников от культуры, амбициозных, мало что понимающих в специфике Театра танца, и выходил победителем.
К защите намерен подключиться также и Союз театральных деятелей Российской Федерации: уволен человек, деятельность которого на протяжении тридцати с лишним лет способствовала исключительно развитию и процветанию коллектива.
Под руководством Алексеева Театр танца достиг завидного творческого уровня. Обычный танцевальный ансамбль был преобразован в уникальный профессиональный театр, в котором сформированы балетная труппа, оркестр национальных инструментов, создан неповторимый репертуар. Известность театра, которая росла год от года, давно уже вышла далеко за пределы республики. Его сегодня знает весь мир! Это ли не заслуга Александра Ивановича?
Сегодня Театр танца по праву можно считать одним из лучших учреждений искусства республики, которое имеет своё неповторимое творческое лицо, национальный колорит, каждый раз демонстрируя яркий профессионализм.
Национальный театр танца Республики Саха (Якутия) им. С.А.Зверева — Кыыл Уола, более тридцати лет находившийся под руководством Александра Ивановича Алексеева, — это удивительный, не имеющий аналогов и ни на кого не похожий коллектив с огромным репертуарным, танцевальным и музыкальным багажом, соединивший воедино в своём творчестве национальное и интернациональное. Театр, который остаётся символом вечно живого искусства народного танца и послом Якутии во всём мире.
Именно поэтому увольнение Алексеева вызывает не только недоумение, но и глубокое возмущение широкой общественности республики, поскольку это и впрямь напоминает беспредел, сведение каких-то личных счётов, но только не стремление что-то изменить в лучшую сторону.
Коллектив театра поддерживает Александра Ивановича в борьбе за свои права и выражает большую надежду, что не беззаконие восторжествует, а справедливость, которая всегда была и будет в генах народа Саха.
Поддерживают Алексеева и коллеги из Санкт-Петербурга. Приводим их письмо полностью, без купюр.
***
Потрясены внезапным и немотивированным увольнением с занимаемой должности Александра Ивановича Алексеева, директора Национального театра танца Республики Саха (Якутия) имени С. А. Зверева — Кыыл Уола, с которым работали над балетом «Ситим» в 2023 году.
Знаем Александра Ивановича как исключительно компетентного руководителя с большим опытом и большими планами развития доверенного ему коллектива. Он талантливый руководитель и ответственный профессионал, очень много сделавший для продвижения национальных танцев и национальной идентичности якутского народа.
Профессионалов такого уровня и творческого горения необходимо всецело поддерживать и помогать завоевывать всё новые вершины.
Санкт-Петербург неоднократно встречал труппу на своих лучших балетных площадках. С большим успехом проходили в культурной столице спектакли Национального театра.
В этот непростой для Театра период хотим выразить поддержку руководству и артистам Театра танца.
Олег МАРКОВ, балетмейстер, ведущий солист Санкт-Петербургского государственного академического Театра балета Бориса Эйфмана, лауреат премии «Золотой софит»;
Вероника КУЛАГИНА, историк балета, балетный критик, главный редактор и обозреватель журнала «PRO ТАНЕЦ», член экспертного совета Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит», член экспертного совета Российской национальной театральной премии «Золотая Маска», член Союза театральных деятелей Российской Федерации.
Фото: Улус.Медиа