«Когда я еще в 90-м году был в США, то от одного местного миллиардера услышал очень обидные слова: у вас, якутов, нет никакого перспективного бизнеса. На чем вы зарабатываете? Пушнина и алмазы. Но это ведь закончится. Тогда я не понимал, почему, а сейчас – вижу своими глазами. Про мех объяснять не нужно: во всем мире естественный мех стал признаком не богатства, а дурного вкуса. В наиболее экстремальных случаях женщин в натуральных шубах даже обливают краской. И это уже не говоря о том, что искусственные материалы стремительно прогрессируют, а пушнина последнее время держалась лишь на статусе, которого ее сейчас и лишило общественное мнение во главе с зоозащитниками.
Сходная история происходит и с алмазами. Замглавы Минфина Алексей Моисеев сейчас жалуется в интервью, что искусственные алмазы сравнились по качеству с природными, и отличить их друг от друга нет никакой возможности. То есть если раньше в цену украшения закладывалось естественное происхождение бриллианта, своего рода надбавка «за бренд» матушки-природы, то сейчас накрутка остается, но гарантии, что алмаз был добыт на руднике, а не получен на заводе, нет ни малейшей. Не могут дать такой гарантии даже крупнейшие торговые дома: алмазы друг от друга не отличить. Россия сейчас будет пытаться маркировать все изделия с бриллиантами: снабжать из QR-кодом, воплощая все ту же идею контроля «от рудника до прилавка», как это (с поправкой на завод вместо рудника) уже делается с алкоголем, внедряется с лекарствами и т.д. Но мы понимаем, что по-настоящему ситуацию это не спасет. Если два товара – два бриллианта – ничем не отличаются друг от друга, кроме бирки, то всерьез рассчитывать на развитие такого бизнеса уже не приходится.
Так что прав был мой собеседник из США тогда, в 90-м году. Значит ли это, что нам теперь нужно сесть, сложить руки и горевать? – Конечно, нет. Это значит лишь одно: нам нужно перестать концентрироваться на привычном, а начать искать и развивать новые направления. В XXI веке нельзя жить только добычей ресурсов. По-настоящему ценны лишь продукты, которые из этих ресурсов можно сделать. В цене iPhone материалы, из которых он состоит, стоят копейки – хотя среди них есть даже немного золота. Да и бензин куда дороже нефти. Вот поэтому нам нужен свой «бензин» и свои «айфоны». И задачей для бизнеса является их создание, а для власти – поддержка такого бизнеса.»
Эта история Федота Тумусова действительно заставляет задуматься о будущем Якутии.