Видео дня
Лента новостей
01.09.2024 г. Желтые хроники

Феномен БАМа. Реально ли повторить этот опыт сейчас?

Феномен БАМа. Реально ли повторить этот опыт сейчас?
17.07.2024 08:40
О БАМе, о Всесоюзной ударной комсомольской стройке по возведению Байкало-Амурской магистрали написано бесчисленное количество материалов, книг, снято фильмов. Это какая-то уникальная стройка, которая магнитом тянула людей, здесь они получали опыт работы, в буквальном смысле закалялись их воля, характер. Здесь молодые люди обретали дружбу, семьи, рождались дети.
В конце концов, как говорят многие из бамовцев – здесь они были по-настоящему счастливы, несмотря на непростые условия жизни и тяжелый труд. Можно сказать, что БАМ – это неповторимый опыт строительства непростого, супер сложного инфраструктурного сооружения и такого же отчаянного желания миллионов людей преодолеть все преграды и трудности во имя победы над природой, во имя развития родной страны, во имя преодоления себя.
 
И все-таки, в год 50-летия со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали хочется еще раз написать об этой стройке, послушать наших ветеранов и понять – возможно ли в принципе повторить нечто подобное в нашей стране сегодня и в будущем?
 
Поколению, которое не жило БАМом, довольно сложно понять, что это было. От старта строительства Байкало-Амурской магистрали в 1974 году нас постепенно отдаляют годы, теперь уже десятилетия. Но самое главное – жизнь настолько изменилась, что это кажется просто странным – зачем молодежь рвалась туда. Туда, где были одни палатки и больше ничего, и жили, работали там, зимой, в жесткий минус, когда лед по ночам сковывал их временные жилища.
 
Некоторые ребята современного поколения вообще ничего не слышали об этой стройке. Как-то я одной девушке сказала, что еду в Тынду, на празднование 50-летия БАМа. Она спросила: «БАМ? А что это такое?». И вот это наши сегодняшние реалии. Я даже не говорю сейчас про образование – эта тема уже всем оскомину набила.
 
Говорю о том, что страна не живет общим делом - мы что-то слышим о больших стройках на Дальнем Востоке – о строящейся судоверфи в Большом Камне, об Амурском газоперерабатывающем заводе, да даже о строительстве БАМа-2 и другом, но все это где-то далеко. И, кажется, никак не связано с нами. А ведь это совсем рядом – рукой подать, это Дальний Восток. Почему – так?
 
И грянул полувековой юбилей БАМа
 
Сам праздник – 50-летие начала строительства Байкало-Амурской магистрали прошел достаточно широко в названной столице БАМа – городе Тында Амурской области. На праздник собрались тысячи ветеранов, они приехали со всей страны. Вплоть до новых регионов.


 
Настроение у всех было праздничным, ветераны узнавали друг друга, громко приветствовали, радовались, общались. В целом все организовано было неплохо – наших ветеранов всячески опекала компания «Железные дороги Якутии», их и доставили на праздник на специальном поезде. 


 
Отдельным торжественным событием стало открытие памятника строителям БАМа на центральной площади Тынды – 25-летия БАМа. Его авторами являются народный художник России Салават Щербаков, а также архитекторы Василий Перфильев и Василий Данилов. Памятник выполнен из бронзы, гранита, бетона и металла. С обеих сторон скульптуры изображены сюжеты из жизни бамовцев и маршрут железной дороги. Действительно впечатляющее сооружение, которое понравилось ветеранам.
 
А я обратила внимание, что на памятнике есть значок ВЛКСМ – хотя бы здесь упомянули, не замазали, не забыли. 



Кульминацией праздника стало торжественное шествие ветеранов, которые с гордостью несли флаги, транспаранты, стойко преодолевая летний зной – в Тынде в этот день было до 30 градусов тепла. И, конечно, был замечательный концерт – с легендарными бамовскими песнями.
 
Почему я описываю этот день? Потому что не всегда так широко отмечался юбилей со дня строительства БАМа. Причем, даже в последние годы. Не говоря уже об окончании строительства этой железнодорожной магистрали. Когда все газеты пестрели заголовками о том, что БАМ – это дорога в никуда. Сложно представить, что испытывали тогда люди, которые считали свое участие в этой стройке личным подвигом… 
 
И вот, спустя полвека, такой широкий праздник. Теперь-то уж точно все поняли, сам БАМ – это наше все, наряду с Транссибом, и что его пропускных возможностей категорически не хватает. Срочно начали расширение железнодорожной магистрали, чтобы больше перевозить грузов и пассажиров.


 
А когда—то…. По приезду из командировки пообщалась с отцом, он рассказал мне, что был проездом в поселке Тындинский (тогда так называлась Тында) в 1971 году. По сути это был даже не поселок, а деревня – с одноэтажными, максимум, двухэтажными домами. Отец с попутчиком купили там мешок картошки и привезли домой, в Якутск. Больше ни покупать, ни делать там было нечего.
 
Но даже этот Богом забытый поселок был верхом цивилизации по сравнению с тем, куда приходилось попадать нашим отчаянным комсомольцам, которые прибыли на строительство БАМа. Первый такой отряд – «Якутский комсомолец». Головной якутский отряд (так поначалу назывался будущий «Якутский комсомолец») проводили 15 мая 1974 на торжественном собрании комсомольского актива, которое состоялось в здании Политпроса в Якутске. И тогда комиссар отряда Гаврил Адамов выступил и пообещал, что в республику отряд вернется по железной дороге. И слово свое он сдержал!
 
Отряд «Якутский комсомолец» не только уложил «золотое звено» на границе Амурской области и Якутии, но потом и в Беркаките, где закончилось строительство Малого БАМа. А комиссар отряда Гаврил Николаевич Адамов всю свою жизнь посвятил железной дороге, и работал вплоть до 2019 года, когда первый пассажирский поезд прибыл на станцию «Нижний Бестях». То есть Адамов – это первый железнодорожник Якутии, который привел рельсы в республику и забил последний колышек, доведя железную дорогу до крайней ее точки сегодня – станции «Нижний Бестях».


 
Гаврил Адамов: Я просто работал
 
-  В 1970 году, после окончания школы, начал работать в Покровске, плотником. Потом ушел в армию, демобилизовался. После работал в Якутске в СМУ-1 и учился на вечернем отделении инженерно-технического факультета Якутского государственного университета. Работал я в бригаде Героя социалистического труда Михаила Семеновича Сергеева. У нас была комсомольско- молодежная бригада.
 
И вот весной 1974 начали формировать отряд добровольцев на строительство Байкало-Амурской магистрали. С нашей бригады решили ехать на стройку пять человек. Первый отряд всего насчитывал 17 человек. Командиром был выбран Анатолий Климов, меня назначили комиссаром отряда.
 
Сначала наш отряд назывался – головной якутский отряд, а уже потом переименовали в «Якутский комсомолец».
 
Мы вылетели из Якутска до Чульмана, а оттуда автобусом до Тынды. Там нас встретили как посланцев Якутии и распределили. Девчонок, которые были в составе нашего отряда, отправили штукатурами-малярами на стройку. А нам было поручено возвести мостовые переходы под автодорогу от станции «Беленькая»  до Тынды. Все лето мы на трассе были. Осенью уже приехали в Тынду, жили в вагончике.
 
Там мы готовили базу к приезду отряда «Московский комсомолец», производили строительные работы. А после ноябрьских праздников нас перевели в местность, где сейчас находится станция «Могот», и вот там мы готовили все что нужно под будущий поселок, строили щитовую столовую, готовили площадки под улицы и так далее. Всю зиму мы отработали там. Потом нас перебросили в Нагорный. Тоже с колышка начинали строить поселок.
 
А в сентябре отправили второй отряд из Якутска – они попали в Шимановск. Потом мы вместе с ними воссоединились, они приехали к нам в Нагорный. В общей сложности нас было двадцать с лишним человек. Работали дружно, сообща, поселок срубили. А дальше начали прорубать просеку до тоннеля в Золотинке – 42 километра за год.
 
Потом нас отправили переучиваться на курсы монтеров пути в Тынду, а уже осенью - на укладку с Моготского моста. Дальше, с 1976 по 1992 годы, мы работали путеукладчиками, дошли до станции «Таежная», на границе Нерюнгринского и Алданского районов.
 
После окончания строительства Малого БАМа я работал в Беркаките: устроился в путевую часть на Беркакитском участке, обслуживал железную дорогу, так проработал 19 лет. Потом перебрался в Нижний Бестях, поработал в «Железных дорогах Якутии» до 2019 года, дождался, когда пойдет первый пассажирский поезд, потом ушел на пенсию.
 
- Трудно быть первопроходцем, большая ответственность…
 
- Я просто работал и работал, это было главное. 45 лет жизни я отдал железной дороге… Несколько раз прошел туда и обратно по путям от границы Амурской области и Якутии до Нижнего Бестяха.
 
А можно ли все, тот бамовский подъем, это повторить сейчас? Сложно сказать. Тогда ведь идеология была. Были детские организации – октябрята, пионеры, комсомол. Детей с детства закаляли физически и морально, готовили к трудностям. Сейчас всего этого нет. 


 
Анастасия Павлова: Мы все рвались на БАМ

Анастасия Кирилловна Павлова, ныне общественный деятель, глава Вилюйского района с 1994 по 2000 годы, проработала три года на стройке, боец отряда «Юность Якутии»:

- Я получила строительное образование, закончила СибСтрИн новосибирский, работала в «Якутсельстрое», потом в Вилюйске – меня избрали вторым секретарем Вилюйского райкома комсомола. Мне позвонили и спросили: «Мы набираем отряд на БАМ. Хотите?». Я в ответ: «Конечно, хочу». И сразу поехала. Тогда вся страна гремела – БАМ и БАМ, как будто больше ничего на свете нет. И молодежь мечтала туда попасть. Из Якутии туда ехали со всех районов, даже с самого Севера. Вот такой был патриотизм, такой подъем. 
 
Тех, у кого не было образования, обучали в учебном комбинате на каменщиков, штукатуров-маляров. Мы работали в основном на Беркаките, а девочек возили везде, они все там делали. И холодно, и тяжело, и бетон тяжелый таскали, но все равно работали.
 
Жили мы очень дружно, все вместе делали всё, все были равны. И республика нас поддерживала мощно – все газеты про нас писали, о нашей жизни, приезжали агитпоезда. Мы понимали, что делаем важное, государственное дело.
 
Я отработала на БАМе три года, и хочу сказать, что БАМ дал всем путевку в жизнь.
А если говорить, можно ли повторить такой опыт сейчас? Навряд ли, я думаю. Тогда люди были совсем другими. Для нас поехать на БАМ – это была гордость, всякие стимулы не были решающими. Сейчас же ситуация обстоит по-другому. Вот, к примеру, есть дальневосточный гектар, но он не дает того результата, которого ожидали от этой меры государственной поддержки.
 
Леонид Казаков: Зарплата нас не интересовала
 
Леонид Давыдович Казаков – легендарный бамовец, Герой Социалистического Труда, в 1990-е годы работал у нас, в Якутии, на строительстве северной сестры БАМа – Амуро-Якутской железнодорожной магистрали.



"Я считаю, что время, проведенное здесь, на празднике, в зачет жизни не идет. Как и время, проведенное на БАМе.
 
Понимаете, когда мы получили наконец настоящую оценку, что мы сделали и для чего, – гордость берет за страну. Жизнь прожита не зря, мы вложили душу, отдали часть своей жизни, лучшую часть лучшей жизни, потому что были молодые, БАМу.
 
Когда я приехал сюда, мне было всего двадцать три года, а за плечами уже была стройка, Хребтовая –Усть-Илимская железная дорога. И с самого начала, когда мы зашли с бригадой на БАМ, не было даже просеки, один только зимник, лес кругом. А уже через год должен был прийти поезд в «Звездный», раньше это станция «Таюра» была. 
 
Сейчас задумаешься – как такое было возможно? А вот – можно было. Рубили просеку, и на трелевочнике перетаскивали цемент и бетон, все завозили, работали не покладая рук. Зато было интересно!
 
Свою награду – Героя Социалистического Труда - я получил в двадцать девять лет, это в восемьдесят первом году было. Ну, так я думаю, выбирали по показателям трудовых успехов, потому что объем работы такой был, непростые условия. Мне приходилось учить ребят, потому что не было строителей, когда набирали добровольцев. А еще получилось так, что когда начинали, народу много наехало. Девчата были - учителя, воспитатели, а садиков и школ не было. Их по бригадам распределяли. Вот мне, хоть я и сопротивлялся, четверых девчат записали - младшей восемнадцать, старшей – двадцать лет.
 
Я говорю: «Так, девчонки, будете готовить, потому что жили вахтой, не наездишься. И вот мы сдавали деньги, закупали продукты, и они по очереди готовили. Еще и друг с другом соревновались».
 
Мы были все молодые, родни ни у кого не было, и вот мы как-то сроднились друг с другом. Настолько дружно было. Детских садов не было, так мы детей передавали друг другу. 
 
В современных условиях нечто подобное, что было тогда, на БАМе, сложно повторить. Потому что сейчас рабочий класс не очень ценится. Нас же всегда показывали по телевизору – все подробно, как мы жили, как работали. 
 
Раньше мы, когда на работу устраивались, спрашивали, что мы должны делать, зарплата нас не интересовала. А сегодня, когда устраиваются, спрашивают: сколько я буду получать? Заметьте, не зарабатывать, а получать. Это же две большие разницы.
 
Поэтому все настолько надо развернуть, и прессу в том числе, чтобы поднять дух такой патриотический".
 
Александр Дудников: Чтобы возродить славу транспортных строителей, нужны крупные проекты 
 
Известный транспортный строитель Якутии, кавалер ордена «Полярная звезда», Почетный железнодорожник РФ, который  строил Амуро-Якутскую железнодорожную магистраль.



"Настроение сегодня двойственное. Во-первых, рад, что встретился со своими друзьями ветеранами, которых давно не видел. И, конечно, не верится, что уже прошло пятьдесят лет с начала строительства БАМа, и все полны энергии. А второе - мне кажется, наша страна находится накануне большого, я бы сказал, даже грандиозного железнодорожного строительства. Потому что проговариваются очень многие проекты, в том числе по развитию Восточного полигона, строительству Северного широтного хода, на Тихий океан железную дорогу строят, ветка от Нижнего Бестяха до Магадана тоже обсуждается. Поэтому есть большая надежда, что наш опыт, наши знания еще пригодятся".
 
А годы, проведенные на БАМе, – они счастливые. Это не только мои слова. Сейчас много публикаций появляются в прессе, и участники строительства БАМа говорят о том, что бамовские годы - самые счастливые годы жизни. Составляющих такого ощущения было много, потому что, понимаете, без пафоса, это было большое государственное дело. И людям нравилось на государство работать. Была хорошая зарплата, хорошие условия труда, почет, уважение. Ну, и напряженный труд и спрос по полной программе. Все это делает человека человеком, личностью. Конечно, люди вспоминают с благодарностью те годы.
 
БАМ – это еще и АЯМ. А если говорить про Амуро-Якутскую железнодорожную магистраль, то она не завершена. Потому что, во-первых, АЯМу еще предстоит совершенствование внутри самого себя. А во-вторых, нужно завести железную дорогу в Якутск. Потому что даже Счетная палата России, которая проверяла инвестиции, вложенные в строительство железной дороги до Нижнего Бестяха, четко написала, что без захода железной дороги в Якутск инвестиции использованы неэффективно. 
 
Мы ждем, чтобы это решение было принято, и надо, чтобы оно состоялась в ближайшие годы. Тогда АЯМ будет завершен, и тогда он может стать стартовой площадкой для строительства железной дороги на Магадан.
Нужны крупные проекты, не будет их - возродить славу транспортных строителей практически невозможно. 
 
Вот так говорят главные участники торжественных мероприятий в честь 50-летия БАМа – наши ветераны. Они сомневаются в том, что в нынешних условиях возможно повторить уникальный опыт нашей страны, когда миллионы людей буквально заболевали идеей строительства сложнейшей, практически невозможной к реализации магистрали. Но они рвались на БАМ, за туманом и за запахом тайги. 
 
Почему это кажется невозможным сейчас? Ответ на этот вопрос лежит глубоко, он многогранен. Это, конечно, и нынешняя общественно-экономическая формация, господствующая в нашей стране; это и в чем-то неверные управленческие решения; это и отсутствие ответственности на разных уровнях; это и проблемы в системе образования; это и недостаточная работа (или не в том направлении?) пропаганды и так далее. 
 
Вопросов столько, что кажется разрешить их невозможно. 
Но все-таки даже в этих условиях, которые существуют сейчас, можно и нужно что-то делать. Например, как часто говорит в своих выступлениях Государственный советник Якутии Вячеслав Штыров, чьими усилиями железная дорога все-таки дошла до Нижнего Бестяха – нужно, наконец, сделать так, чтобы стройки Дальнего Востока стали общим делом для дальневосточников. Не будем сейчас говорить за всю страну – хотя бы про наш дальневосточный регион.
 
У нас должно быть какое-то общее, объединяющее нас большое дело. Если говорить о железных дорогах - это и строительство железной дороги от Нижнего Бестяха до Магадана, а еще – Северо-Сибирской железнодорожной магистрали, а еще – Трансарктической железной дороги. Все эти проекты на бумаге, в головах есть, нужно только делать.
 
И не нужно вахтой возить туда работников, а набирать их из числа живущих здесь людей. А значит, и система образования на это должна быть заточена, и работа органов исполнительной власти, и пропаганда – все должно работать именно в эту сторону, именно на это, бить в одну цель. 
 
Ведь в конце концов молодость, задор, желание участвовать в чем-то большом и значимом для всей страны – это-то никуда не уходит, это вечно для каждого нового поколения. Молодежи это свойственно – ей хочется покорять космос, привести железную дорогу в наш заснеженный край, сделать что-то большое и важное для страны. Такое, чтобы, как и наши бамовцы, бойцы отряда «Якутский комсомолец» испытывать гордость за свой труд. Вот эту-то энергию и нужно брать и направлять в правильное русло. И вот тогда, мне хочется верить, настанут такие времена, когда мы в целом, с легкой душой и чистым сердцем, сможем гордиться нашей страной и друг другом. Гордиться искренне и без тени смущения, зная, что мы живем в уникальной стране, способной добиваться самых смелых и дерзких высот во всем.
 
Маргарита НИФОНТОВА.
Информационное агентство SakhaTime
КОММЕНТАРИИ
Возврат к списку
Подписаться на новости

Получайте самые свежие и актуальные новости от SakhaTime!

Управление рассылками

Сайт работает на системе: "1С-Битрикс: Управление сайтом"
Разработка: Компания "Инфомастер"
Яндекс.Метрика