Видео дня
Лента новостей

Линия жизни Дмитрия Трофимова

Линия жизни Дмитрия Трофимова
12.03.2020 09:31
Дмитрий Дмитриевич Трофимов стоял у истоков становления железнодорожной отрасли республики, ведь его имя неразрывно связано с Амуро-Якутской магистралью, на укладку которой ушли десятилетия. Его знают многие в  Якутии и за ее пределами как основателя и первого генерального директора АО АК «Железные дороги Якутии».

Сейчас Дмитрий Дмитриевич является заместителем руководителя компании. В интервью он рассказал, как началось железнодорожное освоение республики, как удалось выстоять строительство дороги, несмотря на все перипетии, и какой эффект получит регион с приходом поезда до станции Нижний Бестях. 

-Дмитрий Дмитриевич, вы всю свою жизнь посвятили тому, чтобы в Якутии появилась железная дорога. Расскажите немного, с чего все началось. 

- В 1975 году меня избрали первым секретарем Нерюнгринского Горкома Комсомола. Город тогда только-только создавался. Это было начало строительства северной ветки БАМа Тында - Беркакит. 

Мы встречали в Нерюнгри и провожали БАМовскме трудовые отряды, решали их бытовые и производственные проблемы.

2 ноября 1976 года на границе Амурской области и Якутии бойцы отряда “Якутский комсомолец” и другие коллективы транспортных строителей уложили “золотое звено”. С этого дня и началось железнодорожное освоение республики, открылась новая страница в развитии региона. 

Еще тогда, став свидетелем того, как появились первые километры рельсов на территории республики, я мечтал, что однажды на поезде смогу приехать в родной город - в Якутск. 

-Вы основатель и первый руководитель АК «Железные дороги Якутии». А ведь в 90-е пришлись самые сложные времена в стране: экономический коллапс, кризис, дыры в бюджете. При этом строительство железной дороги в Якутии не было остановлено. Как удалось тогда ее строить?

- Это был действительно сложный период в жизни страны. Все стройки, начатые в СССР, автоматически потеряли свой статус из-за отсутствия финансирования. И строить железную дорогу дальше - было чисто желанием республики. Тогда очень жестко стоял вопрос - быть или не быть железной дороге в сторону Якутска. 

Пользуясь случаем, хочется отметить роль руководителей республики Гавриила Иосифовича Чиряева, Юрия Николаевича Прокопьева, Михаила Ефимовича Николаева, Вячеслава Анатольевича Штырова, Егора Афанасьевича Борисова, авторитет, напористость, патриотизм, дальновидность и политическая воля которых спасли эту стройку, подарив Якутии рельсы жизни. 

В 1993 году было создано Министерство по вопросам строительства Амуро-Якутской магистрали, руководить которым доверили мне. Оно стало заказчиком строительства железной дороги. Через два года министерство преобразовали в акционерную компанию “Железные дороги Якутии”. Мы сразу вошли в канву, вплотную работая с федеральными ведомствами и понимая, что только железная дорога сможет повлиять на дальнейшее экономическое развитие республики и решить системные проблемы с доставкой грузов, которые до некоторых районов шли по полтора года на всех законных основаниях. Были и такие времена, когда из-за обмеления Лены ГСМ доставляли на самолетах.

Сегодня с уверенностью можно сказать, что железнодорожный транспорт, который может работать 365 дней в году по 24 часа в сутки, является одним из важных элементов транспортной системы республики. Он обеспечивает завоз жизненно необходимых для республики грузов и способствует реализации крупных инвестиционных проектов на территории Якутии. 

-А как вам удалось в 90-х сохранить рабочий коллектив, когда людям не платили зарплаты? Неужели одного энтузиазма хватало?

- Рабочий класс очень требовательный, лозунгами и призывами не обойдешься. Подкосило и то, что прежних объемов работы и довольств, которые полагались ранее, в то время не стало. Да и в других регионах ребят не ждали. Везде была примерно одинаковая картина. 

Но мы не бездействовали - часть зарплаты давали деньгами, другую - изделиями из драгоценных металлов, третью - продуктами питания. Помню, как на 21 миллион рублей в тех денежных единицах привезли китайскую тушенку, которую раздали транспортным строителям. Многие до сих пор вспоминают, какой она вкусной была. Но все же, я думаю, дух трудовых коллективов поддерживался еще и патриотизмом и верой в свое дело. 


- Вы отследили весь путь прокладки железной дороги от границы Якутии до станции Нижний Бестях. Поделитесь, что вы ощутили, когда на правый берег столицы республики приехал первый поезд?

- Я испытал очень волнительные и радостные чувства. Одновременно на душе было и грустно, потому что некоторые мои друзья и соратники, мечтавшие об этом дне, не успели увидеть итог своей многолетней работы, не стали свидетелями момента, когда в Нижний Бестях прибыл первый поезд с пассажирами. 

Ввод в эксплуатацию железной дороги Беркакит - Томмот - Якутск (Нижний Бестях) внесет изменение в характер работы речного транспорта, и основным грузообразующим пунктом для речного транспорта станет Якутский транспортный узел, где грузопоток с железной дороги будет передаваться на речные суда. 

Но точку ставить еще рано: только когда через Лену будет построен мост, Якутия сможет ощутить весь эффект железной дороги, которую прокладывали несколько поколений трудовых коллективов аж с 1976 года. 

Сегодня, когда Ленский мост перестал был призрачным, некоторые стали считать бюджетные средства, говоря о нецелесообразности его возведения. С приходом железной дороги и вводом моста более 70% населения республики, наконец, получит круглогодичную транспортную доступность. 

- А вы сами любите ездить на поезде? 

-Очень! Я даже дважды ставил своеобразные “рекорды” по продолжительности маршрута по железной дороге. Так, в 1977 году со станции Тында на поезде доехал до Берлина, а в 1978 году - до Праги. В оба раза сопровождал на отдых строителей БАМа, которые работали в тяжелейших условиях. 

- Ого! И сколько занимает такой путь?

- Десять суток пути под стук колес. Это была уникальная возможность увидеть страну во всей “длине и красе”. В последний раз удалось из Тынды доехать по “железке” до Нижнего Бестяха. 

- Кстати, а местных кадров в железнодорожной отрасли Якутии много?

- В 90-е годы была острая нехватка квалифицированных кадров. Помню, тогда министр путей сообщения России Фадеев мне сказал: “Дмитрий Дмитриевич, вы беретесь за строительство большой железной дороги, поэтому в первую очередь позаботьтесь о будущих кадрах, а то некому будет на ней работать”. Поэтому вопросу подготовки специалистов компания уделяет большое внимание буквально с первых дней создания, причем ставку делаем именно на местные кадры. 

“Железные дороги Якутии” ежегодно отправляет ребят на целевой основе учиться в ведущие железнодорожные вузы страны. Так, с 1994 года в высших и средне-специальных учебных заведениях различным специальностям железнодорожной сферы по целевым договорам обучились 651 человек. Сегодня профессии за пределами республики получают более 80 ребят. 

Более того, сейчас мы готовим новых специалистов уже со школьной скамьи: проводим в школах профориентационные работы и мероприятия, рассказываем об особенностях обучения, перспективах профессий. 

Кстати, одни из первых выпускников-целевиков, пришедшие работать к нам, сегодня занимают руководящие посты в компании: Местников Алексей Александрович - заместитель генерального директора, Томилов Николай Александрович - начальник службы перевозок, Михайлов Василий Васильевич - заместитель руководителя Департамента транспорта Министерства транспорта и дорожного хозяйства РС (Я)”, Петров Михаил Павлович - начальник управления делами и многие другие. 

- Любители спорта сейчас в ожидании традиционного турнира по вольной борьбе среди юношей на призы АК “Железные дороги Якутии”. Много участников ожидается?

- Эти соревнования мы проводим с 2005 года. В этом году турнир пройдет в 17-й раз. Когда только организовывали его, было всего 163 участника. В прошлом году боролись уже 897 ребят. В этом году ожидаем не меньше. Раньше у турнира был статус дальневосточного, сейчас же это международные состязания, которые проводятся в честь Олимпийского чемпиона, трехкратного чемпиона мира, заслуженного мастера спорта СССР Павла Павловича Пинигина. 

- И напоследок: что вы пожелаете пассажирам поездов? 

- Будьте взаимовежливы и помните, что по статистике поезда являются самым надежным видом транспорта. Тысячи людей трудятся, чтобы обеспечить вам безопасность и комфорт в пути. 

Пусть вас сопровождают зеленый цвет и гарантийная безопасность. 

 

Досье: 

 

Трудовую деятельность начал в 1973 г. мастером-прорабом Нижне-Колымского СУ треста «Якутсельстрой» в посёлке Черский Нижне-Колымского района. В конце 1975 г. назначен заведующим сектором ударных комсомольских строек обкома ВЛКСМ, в декабре того же года избран первым секретарём Нерюнгринского горкома комсомола. 

С 1980 г. является вторым секретарём Олёкминского РК КПСС, 1984 по1986 гг. занимает должность заместителя заведующего отделом строительства Якутского ОК КПСС, с 1986 г. – первого секретаря Олёкминского РК КПСС. 

В 1991 г. назначен заместителем генерального директора «Якутстроя», в 1993 году становится министром созданного Министерства по делам Амуро-Якутской магистрали в г. Якутске. Спустя два года, в 1995 г., когда Министерство преобразуется в акционерную компанию «Железные дороги Якутии», Трофимов избирается президентом, а затем – генеральным директором ОАО АК «ЖДЯ». Работает в этой должности до 2002 г. (включительно), после чего избирается председателем Совета директоров ОАО «АК «Железные дороги Якутии». С 2004 г. по настоящее время является заместителем генерального директора, руководителем Якутского представительства ОАО «АК «Железные дороги Якутии».

Заслуженный строитель РФ. Почётный транспортный строитель РФ. Заслуженный работник народного хозяйства РС (Я). Награждён медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали».. Почетный гражданин Республики Саха (Якутия). 

 

Информационное агентство SakhaTime
КОММЕНТАРИИ
Возврат к списку
Подписаться на новости

Получайте самые свежие и актуальные новости от SakhaTime!

Управление рассылками

Сайт работает на системе: "1С-Битрикс: Управление сайтом"
Разработка: Компания "Инфомастер"
Яндекс.Метрика