Половина из почти 330 работников совхоза «Новый» компании «АЛРОСА» вынуждена искать работу. 60 лет назад это подсобное хозяйство создавалось именно для продовольственного обеспечения алмазодобытчиков. Теперь «АЛРОСА» методично сбрасывает непрофильные активы. Обещает найти работу сокращенным. Но, дав ее в других подразделениях, снова пускает под сокращение.
Совхоз «Новый», что находится в 30 км от Мирного, был образован в далеком 1960 году для обеспечения продовольствием работников едва зародившегося треста «Якуталмаз». Через несколько лет в село Арылах, где находится центральное отделение совхоза, переселили жителей Туой-Хайи, погрузившейся в воды новой Вилюйской ГЭС. Тогда они в первый раз стали жертвой алмазных россыпей.
Все эти годы работники совхоза чувствовали себя причастными к выполнению стратегической государственной задачи по добыче алмазов. Но пару лет назад заговорили о том, что «АЛРОСА» они больше не нужны. Компания взяла курс на избавление от непрофильных активов. «Новый» был не первым, кого оставили за воротами проходной алмазодобывающего гиганта, но вот пришло и его время.
В условиях сурового климата и сложной логистики перед совхозом никогда всерьез не ставили задачу выйти на рентабельность. Все понимали, что помогать подсобному хозяйству нужно. И помогали. Причем не только выращивать, но и сбывать продукцию. К примеру, молоко и яйца совхоза «Новый» регулярно получали рабочие вредных производств «АЛРОСА».
Резать подсобное хозяйство начали издалека. Вот, что в мае 2018-го рассказывал корреспонденту ТайгаПост и.о. директора совхоза «Новый» Николай Ноттосов: «Три года назад компания провела специальную оценку условий труда и со многих работников многих профессий сняли льготы за вредность. Раньше они получали наши молоко и яйцо. Соответственно реализация продукции совхоза сократилась. А на рынке мы конкурировать не можем».
Развязка наступила в 2019-м, когда «АЛРОСА» официально стала закрывать двери перед бывшими своими селянами. Постаралась сделать это мягко, пообещав еще год платить им зарплату, построить новый коровник и овощехранилище. А дальше — свободное плавание...
Чтобы производство не загнулось, совхоз перехватила ФАПК «Туймаада», с 1 ноября 2020-го он будет называться ООО «Совхоз «Новый». Рулить обещали поставить местных, но вскоре передумали. Нашли подходящую кандидатуру — директора мирнинского молокозавода «МИРМИЛК» Татьяну Шарову. В районе в нее верят и надеются на ее управленческий талант.
Всем места в новом совхозе не хватит. Более 160 человек — половина предприятия — уже знают, что останутся без работы. Чтобы максимально смягчить социальный кризис в небольшом селе, генеральный директор АК «АЛРОСА» Сергей ИВАНОВ подписал распоряжение: всем подразделениям компании при приемке на работу отдавать приоритет жителям Арылаха. Два десятка пенсионеров отправились учиться новым профессиям, девять женщин Центр труда и занятости выучил на санитарок.
Нельзя сказать, что такие меры успокоили работников совхоза. Они понимают, что всех АЛРОСА не пристроит, да и что будет через год, когда компания окончательно перестанет платить им зарплату, совсем неясно.
Пенсионерка Нина Григорьева возглавляла администрацию Арылаха на протяжении 20 лет вплоть до 2007 года. Она из тех немногих, кто жил в селе еще до образования совхоза. Нина ГРИГОРЬЕВА рассказала ТайгаПост следующее:
- Все лето мы писали во все концы, чтобы нас услышали, что «АЛРОСА» не имеет права выбрасывать совхоз из своего состава. Предлагали, чтобы он сохранился как дочернее предприятие компании. Но руководство совхоза пустило процесс на самотек, поэтому ничего не получилось. Надеемся, что ФАПК «Туймаада» наберет хороших специалистов, которые будут работать на продуктивность. Может, тогда совхоз продержится.
- Нам сказали, что руководителем совхоза «Новый» планируют назначить директора мирнинского молокозавода "МИРМИЛК" Татьяну Шарову...
- Есть такое «сарафанное радио». Судя по продукции молокозавода, Шарова — хороший руководитель. Она показала себя в районе, с колен подняла молокозавод. Но новый руководитель должен общаться со старейшинами, чтобы не принять обратно нерадивых специалистов. Наверное, совхоз и пострадал из-за того, что директора были приезжие и не специалисты — один учитель русского языка, другой тоже далек от сельского хозяйства. Как и по всей России, впрочем...
- Какую продукцию сегодня выпускает совхоз?
- Продукция у нас очень хорошая. К примеру, яйца ем только совхозные, в них нет никаких добавок и по вкусу они абсолютно отличаются от привозных. Сейчас идет забой кур — все покупают. Супы варят только из совхозных кур. Продают говядину, выпускают молоко, делают кефир, сметану, масло. Раньше было два больших отделения в Сюльдюкаре и Таас-Юряхе, но теперь всё. Коров в Таас-Юряхе не смогли содержать, выставили на продажу, приехали торговцы из Мирного, скупили стадо, видимо, на шашлыки.
- Кто они, жители Арылаха?
- Многие приехали сюда в 1960-е годы поднимать подсобное хозяйство, вросли корнями в эту землю. У нас, кстати, живут и переселенцы из Туой-Хайи, у которых в 1966-м затопили село. Часть жителей тогда переехали в Сюльдюкар и Таас-Юрях, но большинство — к нам в Арылах. В «АЛРОСА» говорят, что переселенцев у нас осталось мало, но они же есть, и здесь живут их потомки. Здесь уже третье поколение бывших жителей Туой-Хайи. Если бы они остались жить в своем селе, то процветали бы сейчас. Там прекрасные места, туризмом зарабатывали бы больше, чем сейчас. Но их село затопили, а теперь алмазники бросают на произвол судьбы и потомков переселенцев.
- Нина Трофимовна, ответ напрашивается сам собой, но все-таки: какие настроения в Арылахе?
- Какие могут быть настроения... В «АЛРОСА» мы жили хорошо: у нас были проезды в отпуска, профилактории. Теперь понимаем, что будет проблема с проездом, поскольку в других республиканских предприятиях деньги за билеты возвращают по факту, а не дают вперед.
Пенсионерам, думаю, заработанные в алмазной промышленности льготы сохранят, прикрепят их к другим подразделениям «АЛРОСА». А вот молодые, конечно, всё потеряют. Их пытались обучать другим профессиям, в частности, работать санитарками. Но сейчас в больнице ожидают сокращения и, конечно, нашим отказывают в трудоустройстве. Вчера рассказали, что нашего парня, сокращенного с совхозного молокозавода, компания устроила на обогатительную фабрику №3. Но там объявили сокращение, и он опять попал под него. Получается, что, пусть на этом единичном примере, приказ в первую очередь принимать сокращенных из совхоза не сработал.