Людмила после школы сдавала документы в медицинское училище, сдала экзамены, но по конкурсу не прошла, и тогда медсестра физиокабинета Мария Ивановна Пушмина, знавшая ее маму, привела ее в больницу и сказала «Поработай санитарочкой, а там посмотрим…». У нее и жила девушка, все думали, что Людмила дочь Марии Ивановны.
- Санитарочек не хватало. Приняли меня сразу и очень тепло. Отделение большое было, да и здание больницы было очень большое, деревянное, неблагоустроенное, с огромными окнами, с высоким крыльцом, которое мы каждый день шоркали с песочком. Заменяли друг друга, очень старались работать хорошо.
Не успела девушка получить халат, как ей дали швабру в руки, и вдвоем с еще одной новенькой девочкой они приступили к своим обязанностям.
-Нас с Пашей очень хорошо приняли, такое отделение было хорошее, коллектив дружный, все друг за друга болели, помогали, заботились. Заведующей была тогда Лидия Ивановна Бабенко, Людмила Тимофеевна Оконешникова (сегодня она возглавляет отделение) была еще интерном, Земфира Макаровна Кузьмина преподавала в университете и вела палаты. Работали в то время врачами Вероника Георгиевна Семенова, Неля Осиповна Бельчук, Ольга Ивановна Костенко, Екатерина Никитична Ермолаева, Светлана Ферапонтовна Задонская, Владимир Степанович Попов, Мефодий Николаевич Коротов, Владимир Иванович Федотов. Все молодые, активные! Очень мощная, сильная была команда. Корифеи все сейчас, известные врачи!
Да, имена все известные не только в республике! Звезды!
Думаю, что чуткую, внимательную, исполнительную девушку, в отделении все любили. Вот и главный врач больницы Павел Васильевич Любимов, видимо, увидев, что человек Людмила в медицине не случайный, посоветовал ей учиться на медсестру. Девушка не стала откладывать в долгий ящик и вскоре, окончив с отличием двухгодичные курсы медсестер при Красном кресте, вернулась в больницу медсестрой. И когда новоиспеченная медсестра в августе 1972-го пришла к главврачу, Павел Васильевич Любимов задал ей три контрольных вопроса, но под строгим взглядом главврача девушка не растерялась и ответила правильно.
- Я на всю жизнь запомнила его вопросы. Они с Лидией Михайловной Большевой, которая была его заместителем, были необыкновенные люди, как тогда мы говорили, настоящие наркомы. Потом главврачом пришел Николаев Афанасий Васильевич. Прекрасный был человек. Мало того, что он знал всех работников в лицо и по имени-отчеству, он знал даже всех наших домочадцев.
В 1972 году было ее первое ночное дежурство в качестве медсестры. Можно представить себе, как Людмила волновалась, но прошло дежурство спокойно.
- В отделении было семьдесят больных, палаты большие, по десять-одиннадцать человек лежало, инсультные больные были тогда тоже нашими, очень тяжелые больные были, жалели нас, стеснялись, девчонки же совсем были. До сих пор по имени-отчеству всех пациентов наших помню. Один пациент из Алдана все пел мне «Очаровательные глазки…». Поставили его на ноги, он нам потом письма писал, все благодарил за работу. У нас огромная столовая была, свой кабинет лечебной физкультуры, кабинет окулиста, массажные, учебный кабинет. Работы было много, но я как-то быстро вошла в колею. Может быть, сказалось то, что, еще работая санитаркой, я присматривалась к работе медсестер. Да к тому же у меня мама была операционной медсестрой. Я горжусь тем, что пошла по ее стопам.
Людмила Васильевна Соловьева - потомственная медицинская сестра. Мама ее совсем молодой прошла всю войну, в военном госпитале под Москвой операционной медсестрой работала, а после войны - медсестрой в сельской больничке в Синске.
Через четыре года мою героиню назначили старшей медсестрой отделения. Случилось это неожиданно для нее.
- Любовь Семеновна Нестерук, работавшая до меня старшей, срочно уезжала на место новой службы своего мужа, военного, и однажды утром принесла мне ключи, а Лидия Ивановна Бабенко сказала: «С сегодняшнего дня ты - старшая». Поплакала, конечно, страшновато было, но согласилась.
- Как Вам работается сегодня?
- Сейчас пришло новое поколение, они молодцы, у нас и сейчас очень сильный костяк врачей, и я очень рада, что у моего родного отделения такой же высокий статус, как и прежде.
- У вас в отделении необычные для экстренной больницы пациенты…
- Да, пациенты у нас особые, тяжелые, поступают к нам неоднократно, многие с обострением. Каждому нужен индивидуальный подход. Учим молодежь, чтобы к пациентам обращались по имени и отчеству, были внимательны. Стараемся создать для больных комфортные условия, помочь каждому пациенту, увезти, если его некому забрать, знаем, куда каждый пойдет после выписки, кто его встретит. Нас радует, что наши постоянные пациенты обращаются к нам. Наверное, чувствуют доброе отношение.
Красавица с добрыми лучистыми глазами (не зря, наверное, тот пациент, что пел ей замечательный романс Лидии Руслановой, заметил ее!), певунья, активная общественница, наставница, золотые руки, медсестра Людмила Соловьева и сейчас в гуще событий отделения и больницы.
- Глядя на Вас, Людмила Васильевна, даже не верится, что у Вас за плечами полвека работы.
- Мы с Людмилой Тимофеевной еще долго-долго собираемся работать, - смеется медсестра.
- Конечно! Разве можно представить себе отделение без вас обеих? Здоровья вам, бодрости духа, а вашей молодежи вашего оптимизма и трудолюбия!
Зоя ИГНАТЬЕВА.
Больница в те годы была небольшой, деревянной, топили печи, возили воду на лошадях, все делали своими руками! И все равно это было счастье, - заключает она.