Суть претензий оленеводов и решивших попиариться на «горячей» теме местячковых (и не очень) политиков и журналистов в том, что пограничники не должны были увозить нарушителей из оленеводческого стана, а установить их личность на месте. Как именно это сделать вдали от цивилизации, то ли с помощью видеосвязи и интернета, которых в тундре отродясь не было, то ли с помощью местного шамана – не уточняется. Должны – и все тут.
Государство и его структуры вообще всегда и всем должны. Например, пограничники должны охранять границы и природные богатства государства. В год в Республике Саха (Якутия) добывается порядка 100 тонн бивня мамонта. По официальным данным, около 30 % этого объема добывается нелегальным путем, по неофициальным – более 50 %. На территории стойбища, где были задержаны граждане без паспортов, было найдено четыре единицы нелегального огнестрельного оружия и патроны к ним. А кроме того – 150 кг бивней мамонта, 1 кг которого на официальном рынке стоит около 20 000 рублей, а на черном – вдвое больше. Что характерно, также без документов, подтверждающих их законное происхождение.
Скажите, что должны были делать пограничники с неизвестными без документов, с незарегистрированным оружием (возможно, засветившемся в криминале) и нелегальным ресурсом, официальная стоимость которого приближается к 3 000 000 рублей? Может быть, отпустить, и ещё помахать ручкой на прощание? Еще более нелепо звучит претензия о том, что их, после «оформления» в Тикси, не отвезли обратно. У нас, конечно, государство гуманное, но не до такой же степени, чтобы правонарушителей везти за государственный счет домой!
Отдельного упоминания стоят обвинения пограничников в том, что они, якобы «разгромили» оленеводческий стан в процессе его осмотра – часть разбили, часть украли, остальное разбросали во все стороны, а людей похитили! Прямо не государственные служащие, а какие-то бандиты из «лихих 90-х»! Далее – еще больший накал страстей: после «похищения» трех оленеводов остальные «страшно испугались» и немедленно разбежались, кто куда! А следом за ними разбежались оставшиеся без присмотра олени. И теперь бедным оленеводам придется их собирать по всей тундре!
Как выяснилось позже, никто никого не похищал и ничего не громил, и олени оставались под присмотром, и все изъятые вещи, кроме незаконного оружия и нелегальных бивней, оленеводам вернули. И можно было бы все свести к старому анекдоту, где «ложечки нашлись, а осадочек остался». Можно было бы... если бы нелепости о «кражах» и «похищениях» писали только простые обыватели, представители «офисного планктона», или недовольные властью домохозяйки.
Но об этом от своего имени, на своей странице в соцсети рассказал целый депутат Государственной Думы Российской Федерации Федот Тумусов! Прямо так и написал, прямым текстом: пограничники вломились на базу оленеводов, угрожали оружием, устроили погром, похитили трех человек, украли телефоны, отобрали «нажитые непосильным трудом» бивни. Повторюсь: такое позволил себе высказывать публично государственный деятель в отношении сотрудников государственной структуры! Тот самый депутат Тумусов, который сравнивал останки мамонтов с нефтью и газом, и даже предлагал законопроект, регулирующий их добычу. Значит, с одной стороны депутат понимает ценность ресурса для государства, и ратует за его легальное использование, а с другой – шельмует пограничников, защищающих этот ресурс от использования нелегального. Странная логика.