Еще 20 лет назад никто и не помышлял о том, что в одном из самых холодных в мире городов, Якутске, можно наладить прибыльное овощеводство. Места за городом было предостаточно, но вот представить, что в этой местности можно успешно выращивать помидоры, огурцы и даже экзотические для этого края клубнику и арбузы, люди не могли. Кроме Григория, бывшего инженера гражданской авиации.
Он вырос и работал в Узбекистане, куда переселили его семью — корейцев с Дальнего Востока. Приехав в холодную Якутию со ста долларами в кармане в начале 90-х, он смог создать агробизнес. Сегодня семья Эм выращивает более 20 сельхозкультур. В этом и есть уникальность хозяйства — выращивать в крае вечной мерзлоты то, что до них не осмелился выращивать никто.
Китайская продукция уже не конкурент
Хозяйство семьи Эм находится недалеко от поселка Жатай в пригороде Якутска. Радуют глаз аккуратные, ухоженные поля, где все время кто-то трудится. А начиналось все с небольшого клочка земли, который семья на свой страх и риск взяла в аренду.
— По профессии я инженер по управлению воздушным движением. В 90-х остался без работы. Так как я сам родом из деревни, родители всю жизнь работали в колхозе, именно поэтому решился на такой эксперимент. А вообще я сам здесь зять, жена у меня местная, из Усть-Алданского района. Помню, приезжал в гости в 1974 году летом. Погода стояла очень жаркая, солнце светило нещадно. Тогда-то и подумал, что на якутской земле может расти абсолютно все. Догадка меня не обманула, это я могу сказать точно, — вспоминает овощевод. — В 1999 году работал в подсобном хозяйстве «Жатайстроя», а в 2001-м решился организовать собственное.
Тогда супруги Эм начинали с 4 гектаров, высадили на них огурцы и помидоры. Затем с каждым годом понемногу наращивали объемы, начали выделять земли под экспериментальные культуры. В лучшие годы возделывали 220 гектаров земли, но сейчас площадь сокращена до 120-140 гектаров.
— Все кризисные явления когда-нибудь ощущаются очень остро. Так и в нашем деле — снизилась покупательная способность якутян, это и повлияло на нашу работу. Больше всего, конечно, ударило постоянное повышение цен на ГСМ.
При этом, по словам Эм, относительно дешевая китайская продукция никогда не была им конкурентом. «Во-первых, у нас цены были ниже, во-вторых, все-таки население может на вкус отличить свежие и натуральные продукты от овощей и фруктов сомнительного качества. Просто население не способно сейчас тратить деньги на овощи в больших количествах. Сейчас у нас есть небольшая прибыль, но все же в некоторых вопросах приходится сводить концы с концами», — говорит он.
Эксперименты и опыт
Быть агробизнесменом дело не простое. Здесь надо уметь и управлять, быть самому агрономом, выстраивать логистику и заниматься финансами. У Григория это неплохо получается.
— Все, чем мы сегодня владеем, — ко всему пришли самостоятельно методом проб и ошибок. Главное — не бояться экспериментировать и внедрять новые технологии. На заре своей деятельности мы первыми в республике внедрили капельное орошение полей, метод мульчирования. Как-то, помню, спорили мы с одним профессором: «Григорий, ты никогда здесь не получишь ни арбузов, ни дынь!» Я же настаивал на своем, но уж очень был убедителен доктор наук. Сейчас же я приглашаю всех на мои поля, где растут бахчевые: посмотрите, могут расти, да еще как!
Вот с чем еще есть проблемы у хозяйства, так это с рабочей силой. Основной костяк — человек 30 из России и бывшего СССР. В сезон сбора урожая их количество вырастает до 120.
— Работа у земледельцев сложная, требующая аккуратности и физической выносливости. Рабочий день во время сбора может длиться до 14 часов в сутки. А куда деваться? Все необходимо делать вовремя. Сейчас у нас овощи открытого грунта. Поначалу была теплица в 6 гектаров, но сейчас в ней ничего не сажаем. Найти людей для работы в теплице просто невозможно. Ведь в ней условия труда совсем не тепличные: адская жара плюс ежедневный уход.
Плюсы вечной мерзлоты
Рабочая пора начинается в феврале — закладывают многочисленную рассаду. В конце октября работягам можно выдохнуть — урожай собран. А потом начинается работа по доведению всего до покупателя. У хозяйства есть овощехранилища, есть договоры на поставку небольших партий в северные районы, снабжают свежими овощами социальные объекты. Основная же часть реализуется в розницу.
Сегодня Эм выращивают на якутских полях даже сою. Правда, продукт этот не востребован у местных жителей.
Григорий Эм считает, что главное, чем отличается хозяйство, — это качество.
— Якутия — прекрасный регион, и даже суровая девятимесячная зима дает свои плюсы: здесь не так развиты сельхозболезни и паразиты. Так что, например, пестицидами мы обрабатываем растения только дважды, тогда как в Центральной России и за границей приходится применять химикаты до 17 раз за сезон. Так что, понятное дело, наши овощи экологичнее. Ну и, признаться, приятно ломать стереотипы. Так что теперь частные лица в своих теплицах даже виноград выращивают и собирают неплохой для Севера урожай.
Сегодня дело отца подхватил старший сын Артур. Молодой фермер сейчас вплотную занят выращиванием клубники. В этом году высажено 6 тысяч кустов разных сортов.
— Для нас это эксперимент, хотим посчитать экономику, насколько выгодно выращивать у нас клубнику. Сажаем в открытый грунт. Пока работаем только с оптовыми покупателями, отпускная цена — 500-600 рублей за килограмм, в зависимости от объемов закупки. Если посчитаем, что это дело выгодное, может, займемся этой культурой вплотную, — говорит Артур.
Все, что сделано с душой, от чистого сердца, всегда принесет свои плоды, считает Григорий Эм. Даже в условиях экстремального северного овощеводства.
Источник: ТАСС