Действительно, информация, поступавшая на гаджеты, была одна страшнее другой, пользователи рисовали мрачные последствия исполнения 202-го постановления кабинета министров. Справедливости ради стоит сказать, что во многих сообщениях, подписанных, в том числе и специалистами и руководителями непосредственно с мест, были не только голословные утверждения, но фигурировали конкретные параметры «добровольно-принудительных стандартов», точные даты предоставления «планов реорганизации» в вышестоящие организации и т.д. и т.п. Наиболее горячие головы призывали через всё тот же WhatsApp провести пикеты и митинги, и были готовы оказать улусам методическую помощь, даже дать практические консультации по тому, как организовать акции протеста. Разрастаясь как снежный ком, всё это не могло не вызвать паники у населения.
К сожалению, уже в который раз приходится констатировать, что министерства и ведомства в целом всухую проиграли информационную войну. Все действия ответственных лиц были похожи на усилия пожарной команды, брошенной на тушение огня, но никак не на его предотвращение. Мы опять увидели отсутствие умения работать в токсичной среде социальных сетей. Состоявшееся на неделе мероприятие – круглый стол Общественной палаты республики, лишь утвердил в этой мысли. А ведь всего этого можно было избежать, заранее организовав разъяснительную работу – по зонам, городам, улусам и наслегам.
Показательны слова председателя комиссии по социальной политике общественной палаты Елены Ефремовой, которая признала, что нужно усилить разъяснительную работу. «Сегодня прозвучало предложение выезжать на места в районы и поселения, где возможно предстоят какие-то изменения в структуре деятельности учреждений», – сказала она. Согласен.
Но почему мы приходим к пониманию необходимости этой работы только сейчас, когда уже поднялась волна народного недовольства и многие уже укрепились в мысли, что после дежурных успокоительных слов последуют «стандартные» решения? Почему только сейчас пытаемся убедить якутян, что постановление не является догмой, а устанавливает подходы, в соответствии с которыми в каждом муниципалитете должно быть разработано свое видение развития этого процесса? Слова-то правильные, но в наслегах уже уверены, что обещать – не значит не сокращать.
Круглый стол Общественной палаты республики с участием депутатов Ил Тумэна, правительства, представителей нескольких министерств, который посетил автор этих строк, наглядно показал отсутствие координированной работы. Бесконечные цифры на тему «гонки сокращений» могли утомить кого угодно, но только не самих выступающих, которых с места поправляли другие ещё не выступавшие, утверждавшие, что у докладчика «неправильные цифры». Это весьма характерно, поскольку на сегодня – спустя почти год(!) после появления постановления правительства за номером 202, никто в республике не может сказать, сколько, кого и где будут сокращать.
... Председатель постоянного комитета парламента Якутии по науке, образованию, культуре, СМИ и делам общественных организаций Феодосия Габышева, к которой я решил обратиться за комментариями, была само спокойствие. Она отметила, что в исторической ретроспективе изменения школьной сети происходили всегда. Мы немного заглянули в историю.
По данным Росстата, в 1914 году в Российской империи было 77 тыс. школ, подведомственных министерству народного просвещения, в которых обучались почти 6 млн. учеников. В то время около 85% населения проживали в деревнях, что, с учётом российских расстояний, ставило сложную задачу обеспечения доступности школ. В законе «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи» от 3 мая 1908 года ставилась задача обеспечения доступности школ для всех детей с радиусом 3 версты, т.е. чуть более 3 км.
При советской власти охват населения школами продолжился. В 1932 году их было уже 109 тыс., а обучались в них более 13 млн. учеников. Увеличение количества школ, хотя и гораздо меньшими темпами, продолжалось до начала 1950-х, превысив 120 тыс.
По официальным данным, за счет реструктуризации сети образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, в России с 2000 года сокращено 26 000 школ, из них 20 000 – сельских, причём школы начинают закрывать непропорционально быстро по отношению к численности школьников.
– Феодосия Васильевна, а как обстояли дела конкретно у нас в республике?
– В нашей республике ситуация складывалась по-иному. В 90-х годах разработана Концепция развития национальной школы. В 2004 году был разработан и утвержден новый Базисный учебный план республики, приняты новые законы и Целевая программа строительства образовательных учреждений в сельской местности на 2004-2008 годы, благодаря которым были защищены малочисленные и малокомплектные школы.
До сих пор у нас успешно действует модель кочевой школы, в сёлах сохранены малокомплектные школы, создаются инновационные модели образовательных организаций: школа-сад, технопарки, научно-образовательные центры, социокультурные комплексы и т.д. И мы всё это всегда наглядно демонстрируем представителям федерального министерства образования, которые каждый раз убеждаются в том, что Якутия должна развиваться с учетом особых условий: климатических, территориальных, демографических.
– Что мы можем сказать жителям республики сегодня? Население взбудоражено…
– Я согласна с вами, что многое было упущено в части разъяснительной работы. Свято место пусто не бывает и информационный вакуум тут же заполняется различного рода домыслами. Хочу подчеркнуть, что 18 мая я встретилась с Главой республики Айсеном Николаевым. В ходе встречи мы обсудили постановление Правительства РС(Я) от 25 июня 2018 №202 «О стандартах структуры и параметров минимальной сети объектов социальной инфраструктуры РС(Я)».
Вопрос острый, в адрес депутатского корпуса ежедневно поступают обращения граждан, взволнованных оптимизацией учреждений социальной сферы (образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обслуживания населения). Сообщаю, что данное постановление будет пересмотрено, поскольку мы всегда исходили, и будем исходить из интересов конкретных людей, в данном случае конкретных школьников каждого отдельно взятого населенного пункта.
Алексей АМБРОСЬЕВ – Сиэн МУНДУ,
писатель, переводчик.