Видео дня
Лента новостей

Дочь и отец, или В поисках счастья

Дочь и отец, или В поисках счастья
30.11.2019 01:00
Премьера драматического спектакля «Станционный смотритель» по одноименной повести Александра Сергеевича Пушкина из цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» состоялась в начале мая 2019 года. Для того, чтобы перевести бессмертную прозу великого поэта в сценическое пространство нерюнгринской сцены в Нерюнгри минувшей весной специально приехал из Санкт-Петербурга талантливый режиссер Игнатий Кириллов.

Сравнительно молодой выпускник Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства хорошо известен в театральной России постановками в разных городах, включая Нерюнгри. В частности, Игнатий Кирилов поставил молодежный спектакль «Красавица Снежана» в драматическом театре имени Пушкина города Курска, ставил спектакли в Новокузнецком драматическом театре, в Мурманске, работал в театре Вышнего Волочка и других городах.

Художником спектакля в Нерюнгри стал Ильшат Вильданов, и его сценическая работа, декорации, художественное решение спектакля «Станционный смотритель» также очень понравились зрителям.

Основой спектакля стала хорошо известная каждому из нас со школьных лет повесть «Станционный смотритель» из цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Как известно нам еще из школьных времен, темой произведения стала трагическая история разбитой жизни «маленького человека». Но спектакль республиканского Театра актера и куклы города Нерюнгри дает более широкое и, на мой взгляд, более современное толкование конфликта этого произведения, что делает его более интересным для сегодняшнего зрителя.

На спектакль пришло много учеников средних общеобразовательных школ, в первую очередь – гимназии номер города Нерюнгри, которым это произведение интересно не только само по себе, но и как предмет для изучения в школе. Признаемся сами себе, что читать самостоятельно повесть 200-летней давности, в наше время гаджетов и интернета, мало кто станет. Зато спектакль, помимо общего представления о сюжете и героях, может вызвать интерес школьников – так, что они всё-таки прочитают эту «повесть Белкина». По объему она совсем небольшая, чтение занимает 20-25 минут. Зато размышлять над ней, как и над любой другой классикой, потом можно очень долго.

Главные роли исполнили артисты нерюнгринского театра. Станционный смотритель Самсон Вырин - заслуженный артист Якутии Николай Пономарев. Дочь станционного смотрителя - Дуня, позже светская дама Авдотья Самсоновна – актриса Екатерина Федоровская. Её соблазнитель и возлюбленный, позже супруг, ротмистр Минский - артист Павел Федоровский. Гробовщик – Николай Бондаренко. Доктор (а также дворник в эпизодической роли) – Даниил Журавлев. Мужики Прошка и Гришка - Алексей Бердников и Андрей Баев.

Николай Пономарев играет «маленького человека» - простоватого, не слишком дальновидного, но искреннего и непосредственного. Все мы помним, как начинается повесть. «Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подъячим или, по крайней мере, муромским разбойникам?» В спектакле авторских слов нет, как нет и такого персонажа, как автор, но своей ролью, своим поведением на сцене Николай Пономарев именно это и показывает.

Работа у станционного смотрителя тяжелая и нервная. «Покою ни днем, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут — а виноват смотритель. Входя в бедное его жилище, проезжающий смотрит на него, как на врага; хорошо, если удастся ему скоро избавиться от непрошеного гостя; но если не случится лошадей?.. боже! какие ругательства, какие угрозы посыплются на его голову». Все это приходится терпеть несчастному Самсону Вырину.

Жена Самсона давно умерла, и он живет вдовцом. Единственная радость в жизни – дочь Дуня, которую убедительно играет Екатерина Федоровская. Дуня – красивая девушка (в повести четырнадцати лет, в спектакле немного старше). Каждый приезжий отмечает то, что героиня, хоть и не красавица, но вполне симпатична. Большие голубые глаза и миловидная внешность дают повод всем проезжающим хвалить ее и делать комплименты.

Но главное даже не внешность, а добрый характер Дуни. Девушка не избалована, покладиста, послушна и очень хозяйственная. Иначе нельзя: после того, как умерла ее мать, Дуня все домашнее хозяйство взяла на свои плечи, готовила, убиралась в доме. Она мастерица на все руки – например, шьет сама себе платье. Она умна и практична, так что простоватый и немного забитый отец называет ее «разумной».

При таком образе жизни, который ведет станционный смотритель, при его работе в их доме бывает много незнакомых людей. Дуня не затворница, она не прячется в своей келье, она помогает своему отцу. Часто, чтобы успокоить рассерженных и недовольных приезжих, выходит к ним для разговора. Видя её доброту и ласку, общительность и разговорчивость, гости сами становятся добрее и спокойнее. Возраст Дуни делает её девушкой на выданье, поэтому рано или поздно происходит то, что должно произойти. Через станцию проезжает богатый гусар – ротмистр Минский (Павел Федоровский). Как и многие проезжающие эту станцию, ротмистр увлекается юной симпатичной дочерью станционного смотрителя.

Сам гусар - симпатичный молодой человек, но довольно-таки легкомысленный и безответственный. «Положив глаз» на Дуню, он совершает несколько добрых поступков, демонстрируя свою любознательность и обходительность, добиваясь в первую очередь доверия смотрителя. Хотя для него Самсон Вырин - простой смотритель, выходец из самого низкого сословия по «табели о рангах». Яркий тип баловня судьбы, ротмистр Минский привык, чтоб ему ни в чем не отказывали. Благодаря, в том числе такой своей самоуверенности, он довольно-таки легко завоевывает сердце Дуни. Впрочем, и та, в силу возраста, общительности и дружелюбия, рада завязавшемуся роману, и готова надолго связаться с неотразимым гусаром.

Думаю, что интересной и яркой паре актёров – Екатерине и Павлу Федоровским – достаточно легко столь убедительно сыграть характер любовных отношений Дуни и ротмистра Минского, поскольку в реальной жизни они являются супругами, и наверняка переживали многое из того, что испытывали друг к другу пушкинские персонажи.

Поскольку ротмистр Минский не хочет быстро уходить из дома Вырина из-за возникшего интереса к Дуне, он довольно-таки легко идет на обман и подлость. Притворившись больным, гусар на несколько дней остаётся на станции, чтобы поближе познакомиться с Дуней и заслужить расположение отца. Для исполнения этого плана он привлекает таких же подлецов, готовых обмануть за деньги. Кто подтвердит, что он больной, поставит ему нужный «диагноз»? Конечно же, лекарь – доктор. Естественно, иностранец, говорящий с сильным акцентом, ведь русские врачи не продаются! Врача-взяточника играет Даниил Журавлев. Он приезжает лечить гусара Минского, и после осмотра «больного» предписывает ему покой. Минский дает ему 25 рублей, поскольку стеснения в деньгах не испытывает. Потом его приглашают отобедать, и они с «больным» Минским плотно кушают, пьют вино и беседуют - короче, хорошо проводят время.

Проходит три дня, Дуня вполне «созрела», и Минский излагает ей план бегства. Отца влюбленные решают в свои планы не посвящать. Почему так поступает Минский – понятно. Гусар не отличается ни порядочностью, ни щепетильностью. Станционный смотритель для него – человек низшего ранга, ротмистр относится к Самсону Вырину с полным презрением, и его чувства (как и чувства других людей) ему совершенно безразличны.

Уезжая, ротмистр Минский предлагает подвезти Дуню до церкви на окраине села, куда она собиралась к обедне. Отец, считая Минского порядочным человеком, уговаривает дочь подчиниться. Вскоре отцом овладевает беспокойство, и он идёт к церкви, но не находит там Дуню, а позднее узнаёт, что гусар увёз её в Санкт-Петербург.

Почему так поступает Дуня – пожалуй, самый главный вопрос – и повести, и спектакля. Вроде бы хорошая и добрая девушка, которая любила своего отца. Почему же она пошла на предательство? Видимо, не все так уж нормально было в их отношениях, если она променяла родного человека на легкомысленного гусара, который, кстати, хоть и обещал увезти её в Петербург, но совсем не обещал на ней жениться?

Наверное, то, что Дуня уехала от своего отца, рано или поздно должно было случиться. Учитывая то, что она росла кокетливой и общительной девушкой, совершенно неудивительно, что Дуня уехала вместе с офицером. Нельзя девушке, женщине всю жизнь жить вместе с родителями, это не нормально. Рано или поздно птичка вылетает из гнезда, создает свою семью. Девушка хотела простого женского счастья, поэтому оставила своего отца.

Другой вопрос: почему это произошло в такой жестокой форме? Отъезд держался в тайне, с отцом не согласовывался, и именно это стало самым главным ударом для несчастного Самсона Вырина. Именно эту тему, как мне показалось, играют актеры республиканского Театра актера и куклы.

То, что её поступок станет для отца настоящим горем, Дуня, конечно, прекрасно осознает. Случайные свидетели побега – исполнители ролей второго плана – рассказывают, что когда она ехала вместе с офицером, безутешно плакала, понимая, что предает своим побегом отца. В этом заключена неоднозначность характеристики Дуни Выриной, которую исполняет Екатерина Федоровская.

В спектакле нет антракта, но понятно, где он мог быть. В повести это пауза в рассказе Белкина на несколько лет, пока Самсон горюет по сбежавшей дочери и пытается найти её. В спектакле нерюнгринского театра смена декораций в буквальном смысле происходит прямо на глазах у зрителей. Здесь надо отметить блестящую сценографию Ильшата Вильданова. Сложная обстановка домика станционного смотрителя – столы, кровати, портреты на стенах - за считанные секунды с помощью персонажей Алексея Бердникова, Андрея Баева, Николая Бондаренко меняется на холодную и ветреную петербургскую улицу с парадным входом в богатый дом гусара, ротмистра Минского.

Конечно же, земля слухом полнится, тем более, что, благодаря своей работе, станционный смотритель всегда знает новости от проезжающих пассажиров. Рано или поздно Самсон Вырин узнает, что гусар увез Дуню в Санкт-Петербург. Жизнь без дочери для Вырина не имеет смысла, и он отправляется в столицу. Безутешный отец находит там Минского и требует вернуть дочь, ставшую – не женой, а содержанкой гусара.

Холодный и жестокий Минский прогоняет Вырина, говоря, что Авдотья Самсоновна, Дуня будет счастлива с ним, отвыкла от прежнего состояния и совсем не хочет видеть отца. Самсон узнаёт, где живёт Дуня, и пробирается к ней. Дуня, увидев отца, которого она предала, падает в обморок, а Минский опять выбрасывает его на улицу. Больше они не встретятся.

Дальнейшее мы узнаем из рассказов второстепенных героев. Это гробовщик (Николай Бондаренко), дворник (Даниил Журавлев), мужики в тулупах (Алексей Бердникова, Андрей Баев). Вырин возвращается на свою станцию, от горя спивается и умирает. Домик станционного смотрителя уходит новому хозяину.

Горе Самсона Вырина стоило ему жизни, но финал показывает, что прагматичный и жестокий Минский был все-таки прав. Дуня действительно счастлива с ним, и отказываться от свей жизни не собирается. Единственное, что её гложет, – чувство вины перед отцом. По хорошему, Самсона надо было тоже взять в дом к ротмистру, но гусару его судьба безразлична.

Прийти к своему отцу просить прощения за свой проступок она решилась лишь после смерти Самсона Вырина. На могиле своего отца она проводит много времени, потому что хочет выпросить у него прощения за то, что бросила его. Об этом рассказывают случайные свидетели: «На его могилу приезжает богато одетая барыня с тремя маленькими детьми и долго лежит на кладбищенском холмике»...

Спасибо республиканскому Театра актера и куклы города Нерюнгри за эту щемящую душу, прекрасную постановку! Добротный спектакль, убедительная игра актеров, прекрасная сценография и декорации. В зале – интеллигентные люди, преподаватели, гимназисты. Уютная и теплая атмосфера праздника.

В заключение еще раз назовём актеров. Николай Пономарёв (Самсон Вырин), Екатерина Федоровская (Дуня), Павел Федоровский (ротмистр Минский), Николай Бондаренко (гробовщик), Даниил Журавлёв (доктор и дворник), Алексей Бердников (Прошка), Андрей Баев (Гришка). Режиссер – Игнатий Кириллов.

Поклоны и аплодисменты!


Олег СОЛОДУХИН.

Фото автора.

Сайт источника:  http://www.1sn.ru/237785.html
Информационное агентство SakhaTime
КОММЕНТАРИИ
Возврат к списку
Подписаться на новости

Получайте самые свежие и актуальные новости от SakhaTime!

Управление рассылками

Сайт работает на системе: "1С-Битрикс: Управление сайтом"
Разработка: Компания "Инфомастер"
Яндекс.Метрика