Непролазная грязь, отсутствие нормальных дорог даже в центре, и там же – засилье деревянных покосившихся трущоб – всё это сейчас вспоминается с трудом. Конечно, много чего ещё нужно делать – один снос 17 квартала чего стоит. Но всё же у нас появились Старый город, памятники Петру Бекетову и Абакаяде и Дежнёву, Якутск украсили здания Национального художественного музея РС (Я), Государственного цирка РС (Я), спортивного комплекса «Триумф» и много чего другого. Как же теперь развиваться городу, на что сделать особый упор? Об этом – в интервью со вторым Президентом Республики Саха (Якутия) Вячеславом Штыровым.
— Вячеслав Анатольевич, как, на ваш взгляд, сегодня развивается город Якутск?
— Конечно, зримые позитивные изменения в городе есть. На мой, может быть, субъективный взгляд современный Якутск – один из лучших городов на Дальнем Востоке.
Конечно, у нас ещё очень большое количество ветхого и аварийного жилья. Если такового в целом по России насчитывается 2,6 процента, то у нас в республике это 14 процентов от общего количества жилья. К сожалению, по этому показателю мы занимаем далеко не радостное первое место в стране. Понятно почему – север, вечная мерзлота, недолговечные деревянные материалы, времянки… Например, в Алдане, Томмоте есть целые микрорайоны, которые были построены как временное жильё для бамовцев, а люди живут в нём до сих пор. Или взять Мирнинский район: строился тот же Удачнинский горно-обогатительный комбинат, для строителей сделали временное жильё, которое должно было простоять двадцать пять лет, а оно используется уже более полувека. И так почти во всех районах Якутии.
Поэтому и в целом в республике, и в городе Якутске предстоит вплотную заниматься сносом старого жилья. Федеральное правительство выделило довольно большие суммы, республика получит 4 млрд. рублей в ближайшие годы на эти цели, а в целом планируется выделение 60 млрд. рублей до 2024 года. И глава республики Айсен Сергеевич Николаев поставил правильную задачу, чтобы дойти хотя бы до среднероссийского уровня по показателю наличия аварийных домов и весь наш этот позор уничтожить.
Поэтому и в Якутске развитие должно идти так, чтобы в первую очередь обращалось внимание на снос трущоб.
Вот почему ещё в 2002 году, когда мы разработали первый пятилетний план развития города Якутска, эта проблема была одной из центральных. Одновременно необходимо было решить и другие сложнейшие задачи: построить канализационные очистные сооружения и коллекторы; обеспечить энергобезопасность города; создать опорную сеть транспортных магистралей. Если мы посмотрим на Якутск сверху, увидим, что город имеет радиально-кольцевую структуру. Это полукруг, который упирается в реку Лена, от неё идут кольца и радиусы улиц и проспектов. В том пятилетнем плане была поставлена сложная задача – превратить основные кольца и радиусы в главные городские магистрали. Помните, была реконструкция Проспекта Ленина, потом улицу Пояркова с её мостами делали, потом Лермонтова, Петровского, Кальвица, Кирова, Вилюйский тракт и новый Намский — не тот, который через Марху, а который идёт вдоль берега реки и одновременно служит защитной дамбой, мимо Даркылаха и дальше.
Это были объёмные, сложные работы, которые заняли несколько лет. Кажется, что там? Положил асфальт и всё, а на самом деле – перекладывали трубы и кабели, раскапывали, меняли грунт. В итоге с большим трудом дорожную основу удалось создать. Теперь она получает новое своё развитие. Вот сейчас надо закончить кольцевую автодорогу – от въезда в город из аэропорта, направо — на Покровский тракт, налево – в Якутский речной порт.
А с точки зрения жилья было категорически запрещено застраивать 203 и 202 микрорайоны. Потому что там, конечно, удобно и хорошо строить, но наша первоочередная задача – сносить ветхое и аварийное жильё. Поэтому план развития города предусматривал следующее: вот первая граница – улица Пояркова, всё от неё до реки надо снести. Помните, там, где сейчас стоит бизнес-центр «Айсберг» по улице Кирова, стояли покосившиеся деревянные дома. Их сносили и продвигались дальше. Или кварталы «А», «Б», семнадцатый и другие. Следующий рубеж был – улица Лермонтова. От Пояркова до Лермонтова всё надо было снести. Строители не получали лёгкой жизни, перед ними ставилась задача новой застройки на месте снесённой.
Эта линия в основном выдерживалась. Не скажу, что всё сделано. Есть ещё на улице Губина домишки, которые собирались снести. Там, кстати, должен был быть новый Театр эстрады. Кое-где и внутри кварталов всякое старьё осталось. Но в принципе план выполнялся.
Надо эту линию продолжать, установив теперь новый рубеж. Надо сносить 17 квартал, в целом северо-западом города заниматься. 16 квартал вроде бы сделали более-менее, а всё дальше надо сносить. Поэтому в Якутске задачи остаются сложные для строительства. Легко объекты строить, но перед этим трущобы надо сносить.
Последние годы мэрия активно этим занималась. Что-то получилось, что-то – нет. Например, с 17 кварталом проект не удался. Но думаю, если упорно заниматься дальше, подыскивая новые подходы, и здесь будет успех.
Так город должен дальше развиваться: молодеть на старом месте.
Мы сейчас с Вами рассуждали на чисто градостроительные и социальные темы. А надо иметь ввиду, что решение этих вопросов должно опираться на надёжную экономическую базу. Развитие города возможно только при динамичном росте его градообразующих отраслей и производств. В этом плане многое должен дать мост через реку Лену, если он будет совмещённым автомобильно-железнодорожным. Тогда резко усилится транспортная функция Якутска, по сути дела, город станет крупнейшим логистическим центром всего северо-востока страны. Раньше планировалось, что автомагистраль с моста придёт в город по Покровскому тракту, а железнодорожная ветка обойдёт город по верхней террасе, спустится в районе Мархи и направится в речной порт и к аэропорту. Вы, наверное, обращали внимание, что когда из аэропорта выезжаешь, там есть пустая площадка справа. Это место было оставлено под железнодорожный вокзал. Получалось бы очень удобно: прилетели на самолёте, сели на поезд или на междугородный автобус.
Сейчас возникли другие идеи. В основном упор делается на автомобильный мост. На мой взгляд, надо настаивать, чтобы мост был совмещённым автомобильно-железнодорожным, потому что надо же думать и о будущем. Убеждён, что жизнь заставит Российское государство для сохранения своей целостности строить и железную дорогу Усть-Илимск -Ленск – Якутск, и магистраль на Магадан. Да и транспортный коридор из Китая (Мохэ – Джалинда – Сковородино – Якутск – Севморпуть) в будущем станет вполне реальным делом. Эти проекты послужат мощнейшей основой экономики города. Транспортно-логистическая функция вместе с административной, научной, культурной и образовательной получит новое развитие, а с ними – и город возможности для стабильности и процветания.
Вместе с тем, хочу особо подчеркнуть, что говоря о развитии Якутска, мы должны понимать одну очень важную вещь. Каждая местность, и наша долина Туймаада не исключение, имеет свою рекреационную способность. Она должна постоянно и непрерывно самовосстанавливаться как природно-экологический комплекс. А эта способность у нашей долины невелика. Если мы настроим всего много чересчур, начнётся засоление почв, деградация вечной мерзлоты, и природная обстановка будет нарушена. Вполне вероятны многочисленные техногенные катаклизмы. Поэтому надо думать, что 300-350 тысяч населения для Якутска – это оптимальное число жителей. Необходимо, в этой связи, планировать развитие спутников города. В первую очередь, это посёлок Нижний Бестях – очень хорошая точка, особенно если мост будет построен. Там надо начинать многоэтажное строительство. Надо посмотреть что-то в районе Покровска. Могут быть и другие варианты. То есть мы должны оптимально рассредоточить население.
А ещё более глобальная задача заключается в следующем. Сейчас люди покидают сёла, переезжают в районные центры, а потом в города. Не буду останавливаться на причинах, мне уже приходилось говорить об этом. Но это характерно не только для нашей республики, но и для всей страны, и даже в глобальном мировом масштабе.
Плохо, что у нас поток внутренней миграции имеет одно направление – Якутск. А ведь есть же перспективные точки роста – Ленск, Южная Якутия. Надо, чтобы этот поток расходился и в их направлении. То есть этот процесс должен быть определённым образом направляемым. Идти не просто так стихийно. Иначе через некоторое время получится, что все якутяне будут жить в одном городе.
— В бытность Президентом республики вы особое внимание уделяли национальному стилю в облике зданий. С учётом изменений в сфере строительства, как в этом отношении Якутску развиваться дальше?
— Якутск с архитектурной точки зрения заметный в России город, далеко не стандартный. Например, во многих крупных городах идёт всё больший упор на однообразное индустриальное строительство. Да, конечно, появились новые технологии. Но если раньше построенные по ним здания выделялись своеобразием, то теперь стали уже такими же типовыми как «панельки». Сплошное стекол и бетон. А в Якутске же всё-таки определённое разнообразие есть.
У нас очень хорошие архитекторы и очень хорошая архитектурная школа. Например, Иван Степанович Андросов. На мой взгляд, он вообще один из лучших архитекторов в России. У него много замечательных проектов, которые воплотились или не воплотились, остались на бумаге, но они есть. Я могу сказать, что когда я работал президентом Якутии, некоторые губернаторы просили меня прислать наших архитекторов к ним, чтобы они там что-то запроектировали. Во многих регионах специалистов не стало из-за их невостребованности и просто некому было работать.
Конечно, своих архитекторов мы старались сохранить и поэтому (открою небольшой секрет) даже госзаказ немного регулировали так, чтобы каждая из мастерских получала хоть один объект под проектирование, работала и не исчезала.
В этом отношении мы, конечно, продвинутая республика. Но всё равно эта рыночная стихия – строить больше и прибыльнее – увлекает и нас. Якутск тоже становится несколько более однообразным. Остекление, примерно одинаковые балконы, углы – вот и весь арсенал творчества. Надо, вообще-то говоря, поработать над архитектурой.
Глава республики создал Совет по архитектуре, вывел его из структуры строительного комплекса. Потому что, находясь внутри него, архитекторы тоже вовлечены в погоню за квадратными метрами, а здесь творчество. Может быть это поможет. Очень хорошо, что Глава лично этим занимается.
А в старые времена проекты с точки зрения внешнего облика по любому более-менее значимому объекту – будь то комплекс «Триумф» или стадионы в Нерюнгри, Мирном, Олёкминске, цирк и здание аэропорта города Якутска, железнодорожных вокзалов в Томмоте, Алдане, да любого значимого объекта – утверждались строго президентом.
Я думаю, у нас есть возможности продолжить свою линию в архитектуре, потому что творческий потенциал, самое главное, сохранился.
Маргарита НИФОНТОВА.