Только вот, хотелось бы заметить, что именно эти наши ветераны нефтегазовой отрасли виноваты в том, что, как они сами пишут, «у Якутии сегодня нет своих орудий производства, нет производительных сил. Ни одного бурового станка, ни одной нефтесервисной или углесервисной организованной компании».
Конечно, эти ветераны обвиняют во всех грехах бывших руководителей республики, но простому народу плевать на тонкости их разборок между собой, так как и нынешнее экс-руководство республики, и обиженные ими ветераны нефтегазовой отрасли сегодня ни в чем не нуждаются, у них обеспеченная старость с возможностью передвигаться не на такси, а на вертолетах. Единственный, кто у разбитого корыта сегодня – это население республики.
По факту, наши высокопоставленные политики и топ-менеджеры нефтегазовой отрасли в 2000-е годы перегрызлись между собой, не смогли найти компромисса, в результате чего последним массово навесили судимости, но по итогам не они, а республика, потеряла все свои основные активы.
А начало этим разборкам, приведшим к краху, было положено в 2001 году, когда президент РС(Я) М.Е.Николаев подписал с Ходорковским Михаилом меморандум о стратегическом партнерстве.
Краткая эпопея отчуждения у Республики Саха (Якутия) нефтегазовых предприятий.
1. В феврале 2001 года Ходорковский и президент республики Михаил Николаев подписали меморандум о стратегическом партнерстве, в соответствии с которым «ЮКОС» становился единственным поставщиком ГСМ в навигацию в республике, брал на себя обязательства по строительству АЗС, социальных объектов и т.д.
2. 4 апреля 2001 года под эти обещания с санкции М.Е. Николаева отменяется «золотая акция» Якутгазпрома. 10 апреля проходит конкурс на Талакан, где Климент Иванов выкатывает сумму бонуса в 501 млн дол. Денег у СНГ («Саханефтегаз») и Республики Саха нет, и в результате ЮКОС получает контрольный пакет акций в «Саханефтегазе». Недостающий пакет для ЮКОСА формирует «Сахаинвест» во главе с А. Федоровым. Ил Тумэн прокатывает все хитроумные схемы ЮКОСа и «Саханефтегаз» и СНГ в итоге теряет лицензию на Талакан.
3. В январе 2002 года Вячеслав Штыров становится президентом Республики Саха. В конце 2003-начале 2004 года стало окончательно ясно, что у ЮКОСа нет никаких шансов на Талакан и ЮКОС начинает уже в открытую выкачивать деньги из республики.
4. В декабре 2003 года президентом СНГ, по инициативе ЮКОСа, становится Афанасий Максимов. Он начинает активно помогать ЮКОСу, несмотря на то, что Ходорковского уже посадили.
5. В апреле и июне 2004 года Максимов подписал договор с ОАО НК «ЮКОС» (незадолго до возбуждения в отношении «ЮКОСа» дела о банкротстве) о предоставлении займа в сумме 1 200 000 000 рублей под 14 % годовых. Впоследствии эти долги купила «Роснефть» и стала захватывать «Саханефтегаз».
5. Республика Саха решила спасти стратегический Якутгазпром под своим контролем и через допэмиссию акций передать его в новую компанию – «Сахатранснефтегаз». Сначала допэмиссию акций ЯГП покупают подставные фирмы и перепродают их «Сахатранснефтегазу» (добросовестный приобретатель по закону). Так было задумано, чтобы ЮКОС и «Роснефть» не смогли акции отсудить обратно.
6. Для этого привлекли предпринимателя Александра Аммосова, который должен был организовать эти фирмы. В пользу этих фирм ЯГП объявил закрытую допэмиссию. Но Аммосов перепродал эти фирмы Алросе, где президентом был Ничипорук. Он тоже хотел нажиться на ЯГП.
7. После того, как о перепродаже стало известно, Максимов стал срочно искать другие фирмы с таким же названием. Такая фирма «Славия» была у Магомедова. Максимов договорился с ним о том, что ЯГП временно передадут ему в «Славию», а потом он передаст акции «Сахатранснефтегазу».
8. За проведение этой операции Максимов получил часть имущества ЯГП к себе в ЯКОЛ. Но этого ему показалось мало, и он стал требовать буровые установки «Ленанефтегаза» - они ему были нужны для работ на месторождениях другой своей компании – «Сунтарнефтегаз». Но это было невозможно, так как ЛНГ работал на Талакане на подряде у «Сургутнефтегаза» и разрыв контракта дорого бы обошелся республике.
9. Не получив своего от правительства, Максимов намерился получить буровые установки через банкротство «Ленанефтегаза» и стал действовать на стороне «Роснефти», которая пыталась вернуть акции ЯГП обратно в «Саханефтегаз». Магомедов этого делать не хотел и в отместку начал отбирать назад имущество из ЯКОЛа. Параллельно АЛРОСА пыталась отсудить акции ЯГП от Магомедовской «Славии» в свою «Славию». Этим занимались Виталий Киприянов и Эрнст Березкин.
10. В итоге этой войны всех со всеми Магомедовы отказались передавать ЯГП в «Сахатранснефтегаз» и он остался у них, а уже позже ЯГП (нынешняя Якутская топливно-энергетическая компания) перешел к Альберту Авдоляну.