Адвокаты Александра Габышева намерены обжаловать решение о его принудительной госпитализации в Верховном суде РФ, рассказал “Ъ” адвокат «Правозащиты Открытки» Алексей Прянишников. По его словам, господин Габышев находится в психоневрологическом диспансере с 12 мая. При этом суд только 2 июня вынес решение о принудительном лечении.
В заключении медиков говорится об идее шамана «навредить правительству и свергнуть Путина, так как тот является демоном и антихристом» и о «переоценке своей личности» пациентом.
«Очевидно, это политика, так как нет никаких свидетельств опасности человека, нет жалоб от людей на его нападения»,— уверена адвокат Ольга Тимофева, также представляющая интересы господина Габышева.51-летний безработный из Якутска Александр Габышев стал известен после того, как в марте 2019 года пешком отправился в Москву, чтобы «изгнать Путина». Он планировал добраться до столицы к 2021 году. По пути к шаману присоединялись сторонники. В сентябре группу задержали на границе Бурятии и Иркутской области. Позднее было возбуждено уголовное дело о призывах к осуществлению экстремистской деятельности (ч. 1 ст. 280 УК РФ) «в устной форме и в неустановленном месте». После этого Александр Габышев заявлял “Ъ”, что собирается в очередной поход в Москву, чтобы «изгнать демона». Старт планировался на дни после празднования Ысыаха (праздник лета), отмечаемого в день солнцестояния 22 июня.
Экс-депутат якутского Госсобрания Сулустаана Мыраан, блогер Сергей Попов (Тихий) и общественник Виктория Постникова были вызваны в качестве свидетелей защиты на суд по делу господина Габышева во вторник, но полицейские задержали их за нарушение режима самоизоляции. «Сергею (Попову. — “Ъ”) применили удушающий прием, он потерял сознание, пришлось вызывать скорую»,— рассказала госпожа Мыраан. В отношении Сергея Попова составили протокол по ст. 19.3 КоАП РФ (неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции), Сулустааны Мыраан и Виктории Постниковой — по ст. 20.6 КоАП РФ (нарушение режима самоизоляции).
Несколькими часами ранее мэр Якутска Сардана Авксентьева сообщила в соцсетях, что действия в отношении шамана могут являться мерами «избирательной карательности», и отметила, что «приносила присягу охранять права и свободы человека и гражданина». Однако в среду она отказалась комментировать “Ъ” решение суда.
Вопросов к экспертизе, которая признала господина Габышева невменяемым, «больше, чем к самому шаману», заявил “Ъ” глава Госсобрания Якутии, первый секретарь Якутского рескома КПРФ Виктор Губарев:
«В республике поддерживают Александра Габышева, в том числе потому, что он задает правильные вопросы о состоянии дел в стране и в регионе. Конечно, это отчасти политическая история. Независимая экспертиза, на которой должна настаивать защита Габышева, покажет, что он вполне вменяем».
Депутат Госдумы от Якутии Федот Тумусов («Справедливая Россия») направил запрос генпрокурору с требованием проверить экспертов-медиков на профпригодность. «У меня вызывают большие сомнения компетенции комиссии и соблюдение всех норм (во время судебного разбирательства и учета экспертного заключения.— “Ъ”),— пояснил “Ъ” господин Тумусов.— Жители Якутии возмущены этим громким делом».
29 мая глава Республики Саха Айсен Николаев ответил на просьбу жителей освободить Александра Габышева из ПНД: «Не я его сажал, не мне его освобождать». В среду “Ъ” не удалось получить его комментарий. Пресс-секретарь Ирина Ефимова пояснила “Ъ”, что глава республики «не отдавал распоряжений задерживать людей» 2 июня, и отметила, что господином Габышевым, «человеком с большими проблемами в психике и личной жизни», могут пытаться воспользоваться в политических целях представители оппозиции. «Глава региона уже не раз комментировал свое отношение к Александру Габышеву — оно ровное»,— сказала госпожа Ефимова.
Собеседник “Ъ” в правительстве Якутии, попросивший не называть его имени, сообщил, что «команду изолировать шамана получили из Кремля», а сам шаман не представляет угрозы ни обществу, «ни муниципальной или федеральной власти». «Напротив, жители Якутии не уверены, что подобное не произойдет с ними, не чувствуют себя в безопасности и крайне возмущены действиями силовиков в отношении Габышева»,— отметил он. Один из источников “Ъ” в администрации президента России сказал, что «не слышал о том, чтобы кто-то из коллег занимался этой темой».