09.12.2025 14:09
Мэрии Якутска принудительно подарили фонтаны и скверы, теперь их содержать будет городской бюджет.
Компания СЗ «Прометей» застроила 68 квартал в Якутске многоквартирными домами, а территорию благоустроила несколькими фонтанами, возвела пару скверов, установила декоративные объекты, провела освещение, а после окончания продаж отказалась от аренды земельных участков и попросила мэрию Якутска принять в дар все хозяйство.
Спор продолжался несколько лет, ООО СЗ «Прометей» (Григорий Сальва) даже подключил к делу прокуратуру, которая выступила на стороне застройщика и обратилась с иском в Арбитражный суд Якутии, который 24 ноября вынес беспрецедентное решение: Мэрия Якутска обязана взять на баланс два сквера с музыкальными фонтанами, элементы благоустройства и систему наружного освещения 68 квартала.
Позиция мэрии заключалась в следующем:
✔️«Это не наше!» Скверы и фонтаны — это не объекты общего пользования, а «придомовая территория» жилого комплекса «Прометей», созданная застройщиком для коммерческого привлечения покупателей.
✔️«Денег нет!» В бюджете нет средств на дорогое содержание (электричество, вода, ремонт) сложных фонтанных комплексов и освещения.
✔️«Опасно!» Создается прецедент, когда любой застройщик будет «дарить» городу объекты, построенные для привлечения покупателей, а потом оставлять муниципалитет с расходами.
✔️«Технически не готовы!» Указывала на неполный пакет документов и старые замечания по монтажу освещения, которые застройщик якобы не устранил.
Позиция прокуратуры и застройщика «Прометей» свелась к доводам, что:
✔️«Это ваша прямая обязанность!» Ссылались на федеральный закон об организации местного самоуправления, который возлагает на городской округ вопросы благоустройства и наружного освещения.
✔️«Это территория общего пользования!» Скверы открыты для всех, там останавливается общественный транспорт, а ограничения (шлагбаум) касаются только проезда авто ночью. Пешеходам вход свободен круглосуточно.
✔️«Объекты уже часть городской земли!» Фонтаны, скамейки, деревья стали частью муниципальных земельных участков. По закону, собственник земли (муниципалитет) становится и собственником всего, что на ней прочно установлено.
✔️«Бездействие нарушает права жителей!» Непринятие объектов лишало жителей права на благоустроенную среду и создавало риски, например, отключение освещения.
Суд встал на сторону прокуратуры и застройщика, указав, что вопросы уличного освещения и благоустройства — исключительная компетенция муниципалитета. Нельзя ссылаться на отсутствие денег: финансовые обязательства по таким вопросам исполняются за счёт местного бюджета.
Доказано, что скверы доступны для неопределённого круга лиц, а контрольно-пропускной пункт ограничивает лишь ночной проезд машин, но не пешеходный доступ.
При этом, мэрия знала о строительстве скверов и фонтанов, но годами не требовала их демонтировать и даже приняла освещение во временную эксплуатацию, то есть фактически согласилась с их существованием. А отсутствие техдокументации или старые замечания не являются основанием для отказа от принятия имущества, которое уже является частью городской инфраструктуры.
Последствия решения: Мэрия обязана в 10-дневный срок (после вступления решения в силу) принять скверы, фонтаны и освещение по акту. Все расходы на содержание, ремонт лягут на городской бюджет. Создан прецедент для других застройщиков: город не может отказываться от объектов благоустройства, созданных для привлечения покупателей.
P.S. А как думаете вы, кто прав в этой истории, мэрия, посчитавшая, что это опасный прецедент, поощряющий других застройщиков к самовольному оставлению созданных ими в коммерческих целях объектов для избежания расходов на их содержание или же застройщик «Прометей» и прокуратура сделали правильное дело, заставив мэрию выполнять её прямые обязанности?
Спор продолжался несколько лет, ООО СЗ «Прометей» (Григорий Сальва) даже подключил к делу прокуратуру, которая выступила на стороне застройщика и обратилась с иском в Арбитражный суд Якутии, который 24 ноября вынес беспрецедентное решение: Мэрия Якутска обязана взять на баланс два сквера с музыкальными фонтанами, элементы благоустройства и систему наружного освещения 68 квартала.
Позиция мэрии заключалась в следующем:
✔️«Это не наше!» Скверы и фонтаны — это не объекты общего пользования, а «придомовая территория» жилого комплекса «Прометей», созданная застройщиком для коммерческого привлечения покупателей.
✔️«Денег нет!» В бюджете нет средств на дорогое содержание (электричество, вода, ремонт) сложных фонтанных комплексов и освещения.
✔️«Опасно!» Создается прецедент, когда любой застройщик будет «дарить» городу объекты, построенные для привлечения покупателей, а потом оставлять муниципалитет с расходами.
✔️«Технически не готовы!» Указывала на неполный пакет документов и старые замечания по монтажу освещения, которые застройщик якобы не устранил.
Позиция прокуратуры и застройщика «Прометей» свелась к доводам, что:
✔️«Это ваша прямая обязанность!» Ссылались на федеральный закон об организации местного самоуправления, который возлагает на городской округ вопросы благоустройства и наружного освещения.
✔️«Это территория общего пользования!» Скверы открыты для всех, там останавливается общественный транспорт, а ограничения (шлагбаум) касаются только проезда авто ночью. Пешеходам вход свободен круглосуточно.
✔️«Объекты уже часть городской земли!» Фонтаны, скамейки, деревья стали частью муниципальных земельных участков. По закону, собственник земли (муниципалитет) становится и собственником всего, что на ней прочно установлено.
✔️«Бездействие нарушает права жителей!» Непринятие объектов лишало жителей права на благоустроенную среду и создавало риски, например, отключение освещения.
Суд встал на сторону прокуратуры и застройщика, указав, что вопросы уличного освещения и благоустройства — исключительная компетенция муниципалитета. Нельзя ссылаться на отсутствие денег: финансовые обязательства по таким вопросам исполняются за счёт местного бюджета.
Доказано, что скверы доступны для неопределённого круга лиц, а контрольно-пропускной пункт ограничивает лишь ночной проезд машин, но не пешеходный доступ.
При этом, мэрия знала о строительстве скверов и фонтанов, но годами не требовала их демонтировать и даже приняла освещение во временную эксплуатацию, то есть фактически согласилась с их существованием. А отсутствие техдокументации или старые замечания не являются основанием для отказа от принятия имущества, которое уже является частью городской инфраструктуры.
Последствия решения: Мэрия обязана в 10-дневный срок (после вступления решения в силу) принять скверы, фонтаны и освещение по акту. Все расходы на содержание, ремонт лягут на городской бюджет. Создан прецедент для других застройщиков: город не может отказываться от объектов благоустройства, созданных для привлечения покупателей.
P.S. А как думаете вы, кто прав в этой истории, мэрия, посчитавшая, что это опасный прецедент, поощряющий других застройщиков к самовольному оставлению созданных ими в коммерческих целях объектов для избежания расходов на их содержание или же застройщик «Прометей» и прокуратура сделали правильное дело, заставив мэрию выполнять её прямые обязанности?
Автор:
Торбозное радио
Реклама на сайте
КОММЕНТАРИИ





