Гордость семьи Ольги Александровны Сидоровой и Ивана Ефимовича Негенбля – роскошная библиотека. Это осуществленная мечта, в детстве Иван Ефимович уже начинал собирать книги, но в послевоенные годы это было не по карману, да и найти хорошее издание было трудно. Книги – общая страсть супругов. Уже в современные дни, несмотря на обилие литературы, Ольге Александровне в книжных магазинах, библиотеках по-особенному предлагали новинки. Знают, что в этой семье в литературе разбираются.
Особое место занимают полки с книгами, автор которых - сам хозяин дома. Их больше полусотни. Посвящены они истории авиации Якутии. Первое издание - «Формула подъемной силы» было позднее дополнено и переиздано, чем особенно гордится автор. Как заметила Ольга Александровна, написано интересно и легко. А ей точно можно верить, ведь она первый читатель и критик произведений мужа.
Писать Негенбля стал в какой-то мере неожиданно для себя, а теперь он признанный исследователь истории авиации республики, первый, кто защитил кандидатскую диссертацию, досконально изучив героический путь авиаторов на трассе «Аляска – Сибирь».
В этих исследованиях огромная роль жены Ивана Ефимовича Ольги Александровны, которую он по праву называет соавтором. Но кроме этого, Ольга Александровна имеет свое собрание – летопись семьи. Еще в молодости она стала делать красочные альбомы, посвященные событиям и датам семейной жизни. Альбомов тоже не один десяток. «Страсть моя». Яркие, где все систематизировано, проиллюстрировано фотографиями, вырезками из газет, по качеству они могут поспорить с профессиональными изданиями. Душа чувствуется. Настолько скрупулезно все подобрано, что, к примеру, рассматривая альбом о поездке семьи в Фэрбэнкс (США), путешествие можно представить до мелочей.
Несколько лет назад Ольга и Иван впервые за долгие годы путешествовали - побывали в Фербэнксе. Именно это событие, которое состоялось в жизни исследователя, супруги и сегодня вспоминают с удовольствием.
"Тут я купилась! Едем! Почти командую, - вспоминает Ольга Александровна. - А Иван Ефимович, оказывается, мне в шутку предложил. Но, посмотрев маршрут (всего-то одна пересадка!) и зная, что муж мечтал побывать на Аляске, согласилась. Но поездка по разным причинам откладывалась, и мысленно мы уже распрощались с путешествием, пока однажды не попала на глаза заметка в газете. Оказалось, маршрут-то наш уже расписан. Пора собирать котомку. Уже во Владивостоке выяснилось, что предстоят четыре пересадки. Если бы знали, вряд ли бы нас уговорили.
Но мир не без добрых людей. Организовано все было так здорово, да и переводчик Сергей Хатылыков оказался не из слабеньких в прямом смысле, что все перелеты прошли удачно. Коляску столько раз пришлось разбирать..."
Об этой поездке они рассказывают в два голоса - столько впечатлений! А сколько проектов после нее родилось… Даже одно то, что Иван Ефимович смог встретиться с американскими ветеранами перегоночной авиатрассы, побывать в музее в Фербэнксе, посвященном ее участникам, в университете, многого стоит. И радость в глазах Ольги: "Сколько людей нам помогли!"
До сих пор со многими из тех, кто помог осуществить поездку, семья поддерживает дружеские отношения.
Профессиональное увлечение историей у Ивана Ефимовича началось после того, как врачи поставили неутешительный диагноз. Болезнь мужа могла развиваться по любому сценарию. И когда случилось худшее, Ольга купила… портативную пишущую машинку. Иван открыл глаза и не поверил: перед ним стояла… мечта. Столько лет прошло, а до сих пор этот сюрприз жены волнует. Это сейчас компьютер в каждом доме. В те годы, чтобы найти машинку, надо было приложить неимоверные усилия… Короче, привезли ее друзья из Ленинграда.
В тот момент Ольга меньше всего думала, где и как приобретет технику, она просто искала варианты, чем сможет заниматься муж, чтобы ему было интересно и удобно. Увлечение историей и любимой им авиацией - вот что принесет ему радость и удовольствие, а значит, дело за малым.
…В первый год прогрессирования заболевания вокруг Ивана появилось много друзей, которые предлагали скрасить одиночество за бутылочкой. Ему было неудобно объяснять, что такие посиделки совсем ни к чему. И только Ольга с присущей ей корректностью смогла отдалить этих людей от него.
С того момента вот уже несколько десятилетий она, как прозвали ее знакомые, секретарь-референт Ивана. Пока работала (при этом ездила в командировки), совмещала все домашние заботы и успевала сделать множество дел для Ивана. Ее до сих пор знают и помнят во многих редакциях: приносила материалы мужа (ведь электронной почты в те годы не было), договаривалась о встречах, необходимых Ивану Ефимовичу, обязательно посещала библиотеки, книжные магазины, готовила подборки статей и материалов…
Супруги вспоминают, как началось изучение трассы АлСиба. На тот момент у Негенбли вышло уже несколько книг и статей по истории авиации Якутии. Но однажды к нему пришел ветеран Юрий Иванович Спиридонов, в его голосе чувствовалась обида: «Про все пишешь, а вот про нас, ветеранов-перегонщиков самолетов, ни слова». Тема заинтересовала, оказалось, многие летчики и техники жили в Якутске, в районах республики. Собирались, конечно, в хлебосольном доме у Ивана и Ольги. Вспоминали, обсуждали. Это было неимоверно интересно - и гостям, и хозяевам. Сколько документов тогда перелопатили, им присылали письма из многих городов Советского Союза, ветераны с готовностью откликались. И сегодня Иван Ефимович бережно хранит те архивные записи.
Уже много позднее по стопам Ивана Ефимовича пойдут исследователи из других сибирских городов.
Вспоминают, как приходил французский продюсер Арно Юмман. Когда снимали фильм о волках в Томпонском районе, побывал в музее, увидел карту перегоночной трассы самолетов по ленд-лизу, сделанную Негенблей, заинтересовался. Пришел познакомиться. И таких встреч не перечесть.
… Ольга и Иван очень похожи. Внутренне. Не унывать, не пищать и хвост пистолетом – это норма жизни для обоих. Ощущение, что позитивная энергетика во всем доме, даже несмотря на то, что в силу возраста и здоровья, сейчас все реже выходят из дома.
Жизнерадостные, увлеченные. Они даже пошутили, что встретиться им было предопределено: оба приехали в Якутск в 1961-м году. Иван – выпускник престижного Киевского института гражданской авиации, у которого в кармане было приглашение в аспирантуру, так что ехал, чтобы поднабраться практического опыта, Ольга – медсестра, которая только получила диплом. Это уже здесь она закончит мединститут, и всю жизнь проработает вначале медсестрой в глазном отделении городской больницы, а затем врачом-офтальмологом. Большую часть жизни в санчасти аэропорта и ВЛЭКе.
А ведь первый день знакомства не предвещал никакого продолжения. Свадьба друзей, на которую он шел без особого желания. За столом – рядом. Судьба. Уже на своей свадьбе Ольга подписала шуточный договор, мол, не будет препятствовать увлечениям мужа, и безропотно ждала его из турпоходов, в которых он пропадал во время отпусков, делила страсть к филателии. Ольга из тех женщин, которые увлечения мужа воспринимает как свои.
Ольга Александровна – отличник здравоохранения республики, почетный работник столичного здравоохранения, участвовала в конкурсе «Легенда городского здравоохранения». Ее, конечно, знает весь авиационный «городок». Сегодня династию врачей-офтальмологов, там же, в санчасти, продолжает их старшая дочь Наталья.
За годы совместной жизни супруги ни разу по-крупному и не ссорились. Только нюансы во мнениях. И еще одн совпадение. Оба привыкли жить по четкому распорядку. Ни минутки свободной.
В прошлом году семье вручили российскую медаль «За любовь и верность», а также Грамоту главы республики Айсена Николаева за крепость семейного союза, основанного на взаимной любви и верности, за воспитание детей достойными членами общества.
…Улыбка у Ольги Александровны застенчивая. Глаза молодые, словно нет за плечами полвека работы. И то, что недавно у нее был солидный юбилей, не верится. Сегодня, 17 августа, Ивану Ефимовичу исполняется 85 лет.
"Иногда слышу от знакомых: скучно, заняться нечем. Как же так, тут бы успеть все дела переделать. Вокруг столько интересного!..", - недоумевает Иван Ефимович.
"Конечно, у нашей семьи есть много прекрасных воспоминаний, но были и испытания. Благодаря моей жене, ее заботе, вниманию до сих пор живу и радуюсь жизни. С Ольгой Александровной живем дружно уже более 50 лет. Счастливы быть родителями, дедушкой, бабушкой, а также прадедом и прабабушкой. Ольга – мой ангел-хранитель. Некоторые врачи так говорят: контроль жены до того строг, что им просто делать нечего. - И после паузы добавляет. – Она - мое все".
В один из юбилейных дней рождения Иван Ефимович подарил Ольге Александровне медаль, на которой выгравировано: «Повесть о настоящей любви пишут двое».
Лия САХАУТДИНОВА
Справка:
Негенбля Иван Ефимович родился 17 августа 1938 г. в с.Снетин Лубенского района Полтавской области Украинской ССР, СССР. Школу окончил с серебряной медалью.
После окончания в 1961 году Киевского института инженеров гражданской авиации работал инженером, начальником технического отдела, старшим инженером цеха Якутской авиационно-технической базы, с 1968 г. – начальником АТБ Маганского авиапредприятия, с 1974 г. – начальником штаба, затем старшим преподавателем 17-го учебно-тренировочного авиаотряда.
С 1990 по 2000 г. – корреспондент газеты «Северная трасса».
С середины 1960-х начал публикацию очерков и путевых заметок в газетах «Социалистическая Якутия», «Молодежь Якутии» и «Северная трасса».
С 1985 г. занимается изучением истории авиации. Его очерки и статьи на эту тему, а также посвященные актуальным проблемам воздушного транспорта публикуются в местных и ведомственных изданиях.
В 1990 г. издал первую книгу очерков об авиаторах Якутии «Формула подъемной силы»; с тех пор вышло 30 книг. Наиболее значительные из них: «Крылья Республики Саха (Якутия)», «Над безграничной Арктикой», «Его жизнь - вертолеты. О заслуженном пилоте Е.Ф.Алькове», «Небо и земля Валерия Кузьмина», «Аляска-Сибирь. Трасса мужества», «Аляска-Сибирь. Над тундрой и тайгой», «История инженерно-авиационной службы Якутии (1925— 1985 гг.)», «Жизнь Валерия Кузьмина в фотографиях и документах», «Малая гавань неба Якутии: очерк истории Маганского авиапредприятия», «Якутяне - заслуженные пилоты и штурманы СССР и Российской Федерации», совместно с Э.Лонгом - фотоальбом «"Кобры" над тундрой» (США), совместно с В.Гоголевым - «"Сопвич" - первый самолет в небе Якутии», сборники (как составитель и один из авторов) «Трасса мужества и дружбы», «Авиаторы Якутии в годы войны», «Авиации Якутии - 75 лет. События и люди», «Возродить славные традиции». Написал отдельные главы в книге «Небо без границ», «Солдаты XX века», «Нюрбинский улус: история, культура, фольклор», «Allies in Wartime. The Alaska - Siberia Airway During World War II» (Аляска, США, 2007). Все книги, публикации созданы на основе углубленного изучения архивных документов и, как правило, доносят до читателей ранее неизвестные сведения из истории авиации республики.
Принимает активное участие в создании экспозиций музея авиации Якутии, является одним из инициаторов открытия в Якутском аэропорту мемориала, посвященного авиаторам, погибшим на перегоночной трассе Аляска-Сибирь.
Кандидат исторических наук (2004).
Заслуженный работник культуры РС(Я), почетный работник воздушного транспорта РС(Я), член Международного сообщества писательских союзов и Союза журналистов России, лауреат премии им. В.И.Кузьмина, лауреат конкурсов журналистов РС(Я), посвященных 50-летию и 60-летию Великой Победы, лауреат премии Союза журналистов РС(Я).





