

Крупная энерговавария, переросшая в масштабы коммунальной, вскрыла, что в Сатале накопилось немало больших многолетних проблем, решать которые руководству СОНТ и жителям в одиночку не представляется возможным. Нужна помощь со стороны властей - не только города, но и республики, так как некоторые из них, к примеру, резервирование части участков под железную дорогу, связаны с работой федерального центра, насколько мы верно поняли, Минтранса России.
Если по порядку, то, во-первых, оказывается, в новом, густонаселенном микрорайоне Якутска, (где по озвученным сегодня нашему изданию данным председателя СОНТ Шадрина, - порядка 950 домов, в которых проживают примерно 3000 человек) – множество проблем, связанных с документацией, оформлением объектов недвижимости – земельных участков, жилых домов, гаражей, других капитальных объектов – в собственность граждан и, соответственно, их постановкой на кадастровый учет.
В результате этого многие жители Сатала не могут застраховать свое имущество. И, возможно, не смогут добиться каких-то возмещений ущерба в случае чрезвычайных ситуаций или пожаров. Подобная ситуация была в пострадавшем от лесных пожаров селе Бясь-Кюель Горного улуса Якутии, где у отдельных семей право собственности на дома и участки также не было оформлено. Но им тогда помогли всем. Значит, сегодня власти могут помочь и всем жителям Сатала?
Если в сельской местности подобная ситуация может быть связана с отсутствием кадастровых инженеров, других необходимых специалистов и структур, то в Якутске с этим проблем нет. Но винить жителей Сатала в отсутствии права собственности на имущество нельзя, так как причины на то у них - уважительные. По информации жителей Сатала, озвученной нашему изданию, многие из них не могут оформить право собственности потому, что их участки оказались в «Красной линии» или же в охранной зоне, в данном случае, насколько мы верно поняли, – недалеко от ручья.
Еще одна масштабная проблема – линия электропередач принадлежит самому СОНТ «Сатал», а не Якутскэнерго. То есть энергообеспечение микрорайона – на ответственности администрации мкр «Сатал» в лице Виталия Шадрина, в свое время сменившего покойного (как помните, убитого) Иннокентия Макарова.
«Авария произошла на объекте СОНТ, а не Якутскэнерго. Долг за электроэнергию сколько у СОНТа? Говорят, около 50 миллионов. Вы живете в квартире? За состояние труб в квартире отвечает хозяин квартиры. Тут дело в другом: были ли проверки со стороны надзорных органов и как СОНТ получил паспорт готовности к зиме? Мэрия отвечает за ОРГАНИЗАЦИЮ теплоснабжения, электроснабжения на территории города. Выводы нужно делать всем», - считает один из экспертов издания.
«Председатель СОНТ «Сатал» Виталий Шадрин понимает, что он ответственен сегодня за все. И что ущерб возмещать придется ему. Деньги-то он собирает. Жильцам нужно думать, как теперь быть: к энергетикам переходить или оставаться, как сейчас», - подчеркивает наш собеседник.
Третья масштабная проблема – многие жители «Сатала» не могут провести себе газ. Тоже по причине того, что у них не оформлено право собственности на дома и земельные участки. Таким образом, в микрорайоне не может быть в полной мере реализована президентская программа социальной газификации.
Следующее. Случившееся ставит под удар еще одну федеральную программу – «Дальневосточная ипотека». Потому есть те жители Сатала, которые построились именно по этой льготной ипотечной программе. И что в результате они получили? Массу проблем. От бездорожья - до отсутствия уличного освещения. От отсутствия какой-либо социальной инфраструктуры (нет ни школы, ни детского садика, ни аптеки, ни банкоматов) - до, как видим, постоянной угрозы замерзания в экстремальную якутскую зиму с ее минус 50 градусами.
У жителей микрорайона в связи со всем этим – немало претензий в адрес руководства администрации Сатала, которая, по их словам, чуть ли не за каждый шаг собирает с них деньги. В том числе не только за вывоз мусора, а даже за то, насколько мы правильно поняли информацию жителей, чтобы довезти мусор до баков, которых в районе мало и которые далеко.
Думается, эта ситуация – не только в Сатале. Во многих СОТах и СНТ Якутска всегда идут сборы (если не сказать, поборы) денег – на свет, на летний водопровод, на отсыпку дорог, на прокладку или замену труб, на то, на се, чуть ли не за то, что дышишь, что в итоге, если подсчитать, в конце лета оказывается, что как будто сам у себя арендовал дачу: выходит круглая сумма.
Наконец, сегодня, 5 января, в ходе собрания и индивидуального приема граждан в администрации Мархи, стало известно о том, что часть земельных участков в Сатале зарезервирована под строительство железной дороги. А часть участков вообще даже не размежевана.
Все это вкупе дает возможность предположить, что в будущем, в случае прихода железной дороги, предусматривающей широкие санитарные и иные зоны, зарезервированные под ее территорию домовладения могут снести, к примеру, в градостроительных целях. Подобное по закону должно производиться с возмещением, однако при наличии у собственников домов и земельных участков правоустанавливающих и иных документов.
Информация об этом властям была известна еще в далеком 2005 году. Однако руководство СОНТ "Сатал" в лице Виталия Шадрина в ответ на многочисленные возмущения жителей сегодня ответило, что об этом они узнали недавно - в 2018 году...
В комментарии нашему изданию господин Шадрин подтвердил задолженность СОНТ перед энергетиками, а также по аренде земли. Однако назвать точные суммы он отказался - как в ходе собрания, так и в комментарии нам.
Добавим, что многие жители Сатала не могут оформить свои участки как ИЖС, они у них под садоводничество-огородничество. Не исключено, что у части микрорайона нужно изменить категорию земель и (или) вид разрешенного использования участков.
Одним словом, жителям Сатала нужна системная помощь властей города и республики. Хотя бы в нынешний выборный год. Ведь все они - не просто горожане, они - тысячи ваших избирателей.