КНИГА, ОСНОВАННАЯ НА ОПЫТЕ
— Максим Владимирович, как начинался ваш путь в иппотерапию?
— Когда я жил в Узбекистане, в городе Ташкент, я занимался верховой ездой и там же впервые увидел детей-инвалидов верхом. А позже, на юрфаке, мне нужно было написать эссе об уголовной ответственности лиц с ментальными расстройствами.
Тема меня несколько удивила, ведь я, как, наверно, и многие другие люди, искренне считал, что раз есть ментальное расстройство, то человек недееспособный. А раз недееспособный, то никакой уголовной ответственности не несёт.
Стал разбираться — выяснил, что как минимум умственная отсталость — это не характеристика человека, а только диагноз, и что даже имея его, подозреваемые могут подвергаться уголовной ответственности.
И потом, уже через много лет и переезда в Россию, я сам начал ходить в клуб «Мустанг», к 2016 году руководительница клуба предложила мне вести иппотерапию. И после прохождения обучения в Уфимском центре иппотерапии для взрослых и детей, потихоньку начал заниматься с ребятами. Из смежных специальностей я ещё педагог-дефектолог, социальный педагог и специалист по инклюзивному образованию.
— Почему вы решили написать книгу?
— Накопилось определенное количество информации и знаний по теме реабилитации с помощью лошади, которые надо было систематизировать, и в простом сжатом формате доступно довести информацию до родителей по этой теме. Даже несмотря на то, что иппотерапия существует достаточно давно, единого мнения и подхода в этой области нет. Соответственно, не все родители понимают, как это работает на практике и ждут каких-то результатов, которых в реальности добиться невозможно. И чтобы развеять мнения и выводы из некорректных источников, я решил всю проверенную на практике информацию изложить в книге.
— Что раскрывается в книге?
— Я пишу об истории развития лошади как вида и сельскохозяйственном коневодстве в период со времен античных авторов до наших дней. Даны исторические справки о том, как проходила эволюция лошади, развитие коневодства и верховой езды. О том, как люди пришли к использованию лошади в терапевтических целях и как её используют в наше время.
Вообще изначально первая часть была написана на 200 страниц, но было принято решение разбить эту информацию на несколько частей и так как в первой только общая информация, вся остальная информация ляжет в основу второй и третьей части книг.
— Что ожидать во второй части книги?
—Пока я собирал информацию для второй части, произошло несколько ключевых изменений. В начале следующего года вступит в силу новый стандарт социально-медицинской реабилитации, а также ГОСТ по оказанию услуг иппотерапии. Поэтому вторая часть пока притормозилась в ожидании этих двух явлений. Я столкнулся с рядом ситуаций и понял, что нужно обучиться на нутрициолога, чтобы осветить некоторые моменты в плане питания, которое должно быть у ребенка.
ЗАНЯТИЯ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СИСТЕМАТИЧЕСКИ…
— В чем уникальность вашей методики? Чем она отличается от других?
— Моя методика основана на ранее существующих наработках. Определенная эффективность моих занятий состоит в том, что основной костяк моей группы по иппотерапии – это ребята из АНО «Особый ребёнок». Благодаря этому я с одним ребенком могу заниматься на протяжении многих лет, наблюдать его взросление и то, что мы не можем реализовать в рамках занятий в АНО, мы добиваем на занятиях иппотерапией. Поэтому развитие ребенка получается наиболее всесторонним.
— Как проходят сами занятия?
— На каждое занятие у нас ставятся свои определенные цели, которые должен достичь ребенок. Поскольку иппотерапия – это частный случай адаптивной физкультуры и адаптивного спорта в дальнейшем развитии, цели ставятся соответственно на развитие в ребенке на координации, ловкости, общее физическое развитие и укрепление мышц. Плюсом прививаются зачатки гуманного обращения с животными и бережного отношения к ним.
— Как долго длится курс иппотерапии, и какие он дает результаты?
— Первый заметный результат появляется благодаря систематическим нагрузкам, благодаря чему тело ребенка развивается. Заметное улучшение осанки. координации, опорно-двигательного аппарата, определенный интеллектуальный рост. Но все результаты сугубо индивидуальны и зависят от постановки задач и диагноза ребенка, который пришел на занятия. Кстати говоря, верховую езду мы практикуем не только на территории клуба, но и выходим в окрестности.
По поводу продолжительности занятий, каких-то ограничений у курса нет, детям надо постоянно развиваться, поэтому я считаю, что посещать занятия нужно регулярно и на постоянной основе, а если брать локально, то занятия, по нормативам, длятся около часа.
— Расскажите подробнее о методах реабилитации с использованием лошади без посадки на неё, которые описаны в книге.
— Верховая езда — занятие достаточно специфичное и не всем она подходит, поскольку существует ряд противопоказаний, при которых не рекомендуется верховая езда.
Один из основных методов реабилитации без посадки — это управление повозками с лошадьми. Есть даже такой вид спорта — драйвинг.
Драйвинг, или соревнования конных упряжек — одна из дисциплин конного спорта, в которой спортсмены участвуют в турнирах или соревнованиях на запряжённых в экипажи лошадях.И ребят с ОВЗ можно привлекать к этому вид спорта. Пока что мы сажаем ребят только как пассажиров, но в дальнейшем планируем приобрести заточенный под это дело экипаж и тренировать ребят в этом направлении.
— Сколько у вас подопечных?
— Как показала практика, стабильно занимаются шесть человек, в основном это те же ребята, с которыми я занимаюсь в АНО «Особый ребенок». Некоторые занимаются уже 2-3 года. Все-таки верховая езда несколько опасное занятие и не каждый родитель выносит, когда их ребенок занимается чем-то таким.
Одну из наших подопечных зовут Ксюша. Сначала она занималась у нас иппотерапией, после перешла на верховую езду и на данный момент занимается уже почти четвертый год. И сейчас она работает с нами в качестве инструктора, во время занятий водит коня, для этого она, несмотря на вторую группу инвалидности, освоила ряд дисциплин, связанных с техникой безопасности и механики лошади.
И на самом деле человеку, с какой бы то ни было степенью инвалидности, если ему создать условия, где бы он мог учиться, развиваться, хотя бы в рамках своих возможностей, он бы смог приносить пользу, а не быть «обузой». В этом важная задача каждого из нас, в любой сфере, не обязательно занятой напрямую с реабилитацией.
Автор: Марианна Шадрина.
Фото: Марианна Шадрина.