Сотрудники лаборатории, прошедшие стажировку под его руководством, при сдаче зачетов на получение допуска к самостоятельным работам неизменно показывают высокий уровень мастерства. У Семена Николаевича множество наград, благодарностей, почетных грамот. Он является ветераном авиации республики, лауреатом премии им. Валерия Кузьмина, имеет благодарность от Министерства транспорта России и другие юбилейные знаки. Мы побеседовали с ним о работе и жизни.
— Семен Николаевич, считается, что человеческая личность формируется с раннего детства. Расскажите пожалуйста, страсть к небу и авиации у вас, как и у огромного количества коллег по отрасли, с детских лет?
— Это несомненно так. Я родился в 1969 году в с. Хаяхсыт Чурапчинского района Якутской АССР в многодетной семье. К сожалению, нас коснулась «чурапчинская трагедия», когда из-за неурожая, связанного с засухой, в годы Великой Отечественной были принудительно переселены в арктические улусы свыше 5000 человек (более 40 колхозов в Чурапче в те годы были силовым решением бюро Якутского обкома ВКП(б) брошены на рыбодобычу, это повлекло за собой гибель более 1700 человек. — Ред.). Отзвуки этих трагических событий еще долго отдавались в нашей семье – родители, которым пришлось пройти через это тяжелое время, рано покинули этот мир, и я их почти не помню. На воспитание всех нас взяла старшая сестра Анна Николаевна Иванова. А нас у нее, вместе с ее родными детьми, стало десять человек. Ещё трое детей воспитывались в других семьях. Несмотря на трудный период, работая в совхозе, Анна достойно воспитала и вырастила нас, ни в чем не ограничивала, относилась как к собственным детям. Я очень благодарен ей за это.
Вопреки всем тяготам жизни детство оставило в моей памяти только приятные воспоминания. Мне очень нравилось смотреть на пролетающие через наше село самолеты и вертолеты. Помню, услышав знакомый звук, мы, деревенские мальчишки, бежали со всех ног, чтобы взглянуть вживую на этот, как нам тогда казалось, волшебный летательный аппарат. В эти мгновения в моей душе зарождалась любовь к небу. Еще я любил разглядывать ночное небо - сказочная красота звездного великолепия до сих пор остается для меня загадкой. Но интереснее всего было смотреть на пролетающие спутники.
В 1983 году по семейным обстоятельствам я переехал к старшему брату Анатолию в Верхневилюйск. Там, в 1987 году, я окончил известную в Якутии среднюю школу № 2 с углубленным изучением физики и математики. Инициатором и основателем школы был народный учитель СССР Михаил Андреевич Алексеев. Учиться я любил всегда, и сейчас постоянно занимаюсь самообразованием: много читаю, пишу, углубленно изучаю английский язык, стараюсь всесторонне развиваться. Возможно, сказалась моя профессия, ведь в авиации всегда надо обучаться, время не стоит на месте, а с ним идет вперед и технический прогресс.
— Получается, что вы могли бы стать физиком или математиком, но выбрали авиационное образование.
— Да, склонность к техническим специальностям я начал проявлять уже в старших классах — всегда успевал по математике, физике и химии, но и остальные предметы не упускал из виду. Но тяга к небу пересилила. Поэтому сразу после окончания школы я решил поступить в УТО-17 (сейчас оно называется «Якутское авиатехническое училище гражданской авиации»). Последовавшая затем служба в рядах Вооруженных сил укрепила решение о выборе профессии – я всерьез увлекся изучением военного авиационного оборудования и оснащения. Всё это представляло для меня огромный интерес, поэтому вопросов и сомнений не было.
После службы в 1991 году я поступил в Киевский институт инженеров гражданской авиации на специальность «техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей». Форма обучения была заочной, что позволило мне параллельно начать работать в АТБ Якутского объединенного авиаотряда. Позвали меня туда знакомые авиаторы, с которыми мы подружились в студенчестве.
- Чем вам запомнилось время, когда вы только начали трудовой путь? Может были интересные или забавные моменты?
- Я долгое время работал авиатехником СиД (самолеты и двигатели) ЦТР. Тогда авиапарк компании состоял из четырех типов воздушных судов: Ту-154, Ан-24, Ан-12, Ил-76. Работали по две бригады, по сменам. В одной бригаде насчитывалось примерно двадцать человек. Заместителем начальника цеха был Сергей Иванович Евсиков, ныне технический директор нашей авиакомпании. Коллектив был большой и дружный. Начал я с работы в бригаде Ту-154, затем обслуживал самолеты Ан-24. Трудностей в работе я не испытывал. Меня окружали опытные специалисты своего дела, у которых я всегда мог получить необходимую информацию и поддержку. Я достаточно многому у них научился, за что очень благодарен.
Особенно запомнилось то, что во времена работы с самолетом ТУ-154 на гонке двигателей (гонка - это запуск двигателей на земле на гоночной стоянке до взлетного режима) приходилось стоять под ними часами. После такой работы в ушах стоял шум, который мог сохраняться до трёх дней. Сейчас, конечно, смешно вспоминать об этом, а тогда было не до смеха. Ну а в целом особо каких-то забавных ситуаций на работе не помню - считаю, что в нашей работе важно серьезно относиться к процессу, ведь очень многое завязано на нашей деятельности.
— Многим, наверное, интересно, в чем заключается основная задача сотрудников лаборатории технической диагностики и неразрушающего контроля. Чем вы ежедневно занимаетесь?
— В лаборатории мы занимаемся контролем качества прочности, целостности и надежности воздушного судна или отдельных деталей. Это делается для поддержания летной годности самолетов и обеспечения безопасности полетов. Работа очень интересная, ведь мы ежедневно пытаемся выявить уязвимости и дефекты, используя для этого обширный спектр специальных инструментов. Методы проверки у нас тоже разнообразные: ультразвуковой, токовихревой, магнитный, капиллярный и прочее.
Одна из сложнейших работ – это бороскопический осмотр двигателя самолета. Двигатель обычно делится на «горячую» и «холодную» части. Так вот, по достижении определенного количества времени, все двигатели проходят проверку у нас. В горячей части двигателя можно найти такие дефекты, из-за которых можно приостановить полеты. Конечно, иногда можно ограничиваться уменьшением полетных циклов, но все равно лучше перестраховаться.
Заниматься таким ответственным делом могут только профессионалы высокой квалификации. В нашем отделе сейчас работают шесть специалистов. Взаимная поддержка в коллективе - прежде всего.
Еще один плюс нашей работы заключается в том, что нас могут когда-угодно отправить в командировку в любой город, куда наши самолеты выполняют рейсы. Так что помимо проверок мы можем открывать для себя другие города, знакомиться с интересными людьми.
— Вы сказали, что работают только профессионалы высокой квалификации. Получается, что требования к кандидатам в сотрудники лаборатории повышенные?
— Да, профессиональные требования у нас достаточно высокие. Сотрудник должен уметь проверять и настраивать оборудование, использовать письменные инструкции для оценки, уметь оформлять результаты контроля, правильно пользоваться рабочими процедурами, соблюдая все требования, знать международные стандарты, разрабатывать методики контроля и еще многое другое. Знание английского языка в нашей работе очень важно. Ведь в основном мы пользуемся документами, написанными на английском языке, поэтому сотрудник, открыв книгу, должен прекрасно понимать, о чем там идет речь.
Наша работа, как и всех отделов авиакомпании «Якутия», требует внимательности, ответственности. Мы работаем 24/7. В любое время и в любой день недели могут позвонить и вызвать на службу, ведь в авиации многое не предугадаешь заранее, планы корректируются в соответствии с текущей обстановкой и могут меняться вне зависимости от утвержденного плана полетов. Летаем на курсы повышения квалификации несколько раз в год в другие города.
- Как соотносятся подобный подход к работе и семейная жизнь? Принято считать, что у тех, кто отдает себя полностью профессиональной деятельности, не остается времени на личную жизнь.
- Когда я дома, я полноценно включен в семью. Для меня семья — мой тыл и место, где я набираюсь сил и энергии. Супруга Таисия Николаевна работает начальником отдела обеспечения Государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования Якутии. Дочь Яна-Мария учится на втором курсе Медицинского колледжа.
Во многом благодаря моей работе, мы всей семьей увлекаемся путешествиями. С супругой обычно выбираем отпуск в одно время и стараемся отдыхать на море с пользой для здоровья. Вот до пандемии успели побывать в Китае и в Южной Корее.
Еще ездим на дачу, которая в период пандемии стала нашей отдушиной, где каждый занимался своими делами. Любим поездки на автомобиле по родным местам, отдыхать на природе, собирать ягоды, грибы. Всей семьей вечерами смотрим фильмы. Мои любимые киноленты: «В бой идут одни старики», «Экипаж», «Чудо на Гудзоне» и «Салют-7».
— Была ли у вас какая-нибудь большая, высокая мечта, связанная с профессией? Удалось ли воплотить ее в жизнь?
— Самое большое мое желание на данный момент — процветание гражданской авиации Якутии. Помню, еще в институте преподаватели нам говорили: «На Севере без авиации никуда». Так и есть.
Анна Кириллина, пресс-служба авиакомпании «Якутия».