«Все это – результат системной работы наших педагогов и учеников при поддержке родителей», - с гордостью говорит о своих подопечных директор гимназии Александр Валерьевич Новгородов.
Мы решили поговорить с опытным педагогом о методах обучения и воспитания, традициях этого образцового образовательного учреждения республики, тем более уже третий год Намская гимназия является одной из ведущих школ Якутии в том числе по рейтингам RAEX и базовой школой Академии наук Республик и Саха (Якутия).
Александр Валерьевич, расскажите, как начался большой путь улусной гимназии, в каком году она была образована и при чьей инициативе?
- У истоков создания нашей гимназии стоит дальновидная политика первого президента республикиМихаила Ефимовича Николаева. Именно он в сложные для всей страны 1990-е годы смог объединить нашу республику и дать всему народу надежду на новую жизнь, которую мы могли построить сами и под свою ответственность. И активные учителя стали объединяться и создавать новые авторские, нетиповые школы для раскрытия талантов детей своего района и республики. И коллектив Намской гимназии не стал исключением. Так, под руководством всеми уважаемого Валерия Николаевича Попова сформировался молодой коллектив инициативных учителей главной целью которых было создать уникальный, неповторимый «храм знаний» для юных талантов.
Как часто любит вспоминать наш наставник и первый директор Валерий Николаевич, тогда была дана полная свобода действий, практически все надо было начинать с нуля - от выбора учебников, учебного плана до содержания учебной программы, предметов и вообще содержания всего образования. И молодой и амбициозный коллектив успешно справился с заданием и за короткое время создал прочный фундамент для качественного обучения и воспитания гимназистов в Намской земле.
Уже в 1997-м году гимназия была включена в первую плеяду Сети Президентских школ Республики Саха (Якутия). Это событие стало прорывным шагом для прогрессивного развития. Мы осознали всю ответственность перед всей республикой, перед нашими детьми и будущими поколениями. Каждый из нас почувствовал, что не просто каждый день идет на работу, а каждый является творцом будущего – нашего будущего.
Какими достижениями гимназии вы гордитесь особенно?
- В те годы гимназия добилась больших успехов: за высокие достижения в обучении детей и методические разработки в 2000 году гимназия стала опорной школой республики - центром научно-методической работы министерства образования республики, а с 2003 года присвоен статус «республиканская экспериментальная площадка» для реализации проекта «Образовательная среда сельской гимназии, как условие самореализации личности школьника» и стали ресурсным центром республики по внедрению профильного обучения.
В 2006 году мы стали победителями Всероссийского конкурса школ, внедряющих инновационные образовательные программы министерства образовании России. В 2009 году - «Золотая школа 2009» по результатам государственных итоговых экзаменов. В 2012 и 2015 годах мы попали в «Топ 200» лучших сельских школ России. В 2015 году гимназия оказалась в числе шести лучших сельских школ Республики Саха (Якутия) по рейтингу, опубликованному «Учительской газетой» и Центром непрерывного математического образования МИА «Россия».
В 2020 и 2021 годах - гимназия в рейтинге RAEX, ТОП 20 школ Республики Саха (Якутия). В 2020 году коллектив гимназии награжден благодарственным письмом Российского Совета олимпиад школьников. Письмо подписал ректор МГУ им. М.В. Ломоносова, академик В.А. Садовничий.
Но самая главная гордость — это наши выпускники. Всего с 1994 года гимназию закончили: 1 011выпускников в т.ч. с золотой медалью - 124, с серебряной медалью - 82. Наши выпускники поступали и оканчивали лучшие ВУЗы страны, такие как МГУ им. М.В. Ломоносова, МГТУ им. Н.Э. Баумана, РЭУ им. Г.В. Плеханова, РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, РУДН, МГПУ, ГИРЯ им. А.С. Пушкина, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Санкт- Петербургский горный университет и наш родной СВФУ им. М.К. Аммосова. Поступаемость в ВУЗы 100 процентов.
Среди выпускников за этот короткий период 17 кандидатов наук, врачи и учителя по всей республике, руководители самих высших звеньев государственной службы и производства, инженеры и программисты.
Какие сегодня происходят преобразования в гимназии?
- Безусловно школа не стоит на месте. Мы стараемся внедрять самые передовые технологии, всегда быть в ногу со временем, ведь только тогда можно быть интересными для современных детей. При этом очень важно сохранять традиции, воспитывать ценностям нашего общего, сохранять и приумножать традиции народов Якутии и России.
На сегодняшний день в связи с модернизацией общества и вызовом времени содержание образования меняется в сторону технологического прогресса. Сегодня гимназия делает упор на внедрение новых технологий в образовательную деятельность. Например, только за последние пять лет мы реализовали более 27 инновационных проектов с нашими выпускниками и обучающимися, направленными на раскрытие способностей и раннюю профессиональную ориентацию.
К примеру, по нацпроекту «Образование» распахнула двери «Точка роста» - площадка для освоения обучающимися основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей; обновление содержания и совершенствование методов обучения предметов «Технология», «Информатика», «ОБЖ».
В «Точке роста» наши ученики проектируют и создают собственные проекты, начиная от небольших сувениров и шкатулок до макетов летательных аппаратов. Также предметом гордости является наш инновационный проект «Система менеджмента качества образования», который был внедрен в 2016 году совместно с факультетом довузовского образования Северо-восточного федерального университета. Под менеджментом качества в образовании понимается планомерное воздействие на всех этапах на факторы и условия, которые обеспечат качественную реализацию образовательного процесса.
Безусловно, о качестве образования судят по качеству выпускников, базируясь на трех составляющих: цели и содержание образовательного процесса; уровень профессионализма преподавателей и организации преподавательской деятельности; состояние материально-технической базы и уровень научно-информационной базы учебного процесса. Сегодня данный проект представлен на всероссийском уровне и получил высокую оценку экспертного совета, также рекомендацию для внедрения в образовательные учреждения республики.
Как поступают к вам дети? Из каких населенных пунктов больше желающих?
- Поступление в гимназию проводится на основе вступительных испытаний, которые прописаны в Положении об индивидуальном отборе. Ребята сдают экзамены по математике и русскому языку. Помимо этого, мы проводим чемпионат юных математиков и знатоков русского языка среди учащихся четвертых классов, победители которого имеют право поступления в гимназию без вступительных испытаний. В основном к нам поступают из Намского района, села Намцы, но есть и дети из города Якутска и других районов. Это стало возможно благодаря интернату, где мы постарались создать для воспитанников домашний уют и тепло. Здесь действует метод наставничества, старшие присматривают за младшими, помогают в учебе. И дети, и воспитатели как большая семья - поддерживают друг друга и очень дружны.
А какой методики, программы придерживается гимназия?
- Как и все образовательные учреждения Российской Федерации, в гимназии с первого по 11 класс реализуется федеральный государственный образовательный стандарт, но у нас есть свои разработки, методическое содержание и наполнение на основе стандартов авторское. По части методики преподавания хочется отметить, что с 2016 года реализуется проект «New level» для профессионального роста педагогических работников. Данный проект направлен на совершенствование и овладение сингапурской методикой обучения, согласно которому 50 процентов коллектива прошли стажировку в городе Казань, дистанционно изучили методики в Сингапурской школе.
Ежегодно проводится внутришкольный конкурс профессионального мастерства, победители и призеры которого выезжают на стажировку в различные школы Москвы, Казани, Новосибирска. Там педагоги обучаются и сами проводят уроки с применением сингапурской методики.
Какие самые большие достижения гимназии на сегодня?
- Мы с гордостью отмечаем, что гимназия стала лауреатом Всероссийского конкурса «Лучшая сельская школа-2015» на Всероссийском образовательном форуме в городе Санкт- Петербург, дважды, в 2013 и 2019-м годах становилась «Школой года СВФУ», включена в список «Топ 200 лучших сельских школ РФ» в числе «шести лучших сельских школ РС (Я)» по рейтингу, опубликованному «Учительской газетой» и Центром непрерывного математического образования МИА «Россия сегодня».
Гимназия стала победителем республиканского конкурса на грант главы РС (Я), входит в ТОП-15 школ республики по рейтингу RAEX. Ежегодно наши ученики становятся победителями, призерами регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников, научно-практических конференций Всероссийского уровня, а также активно принимают участие в национальном чемпионате профессионального мастерства «World skills». Так, в 2019 году в Москве принимал участие в национальном чемпионате по компетенции «Видеопроизводство» ученик девятого класса Артур Иванов, в 2020 году по компетенции «Инженерный дизайн CAD» принимал участие ученик 10 класса Гаврил Слепцов и по компетенции «Лабораторный химический анализ» принимала участие ученица 11 класса Ксения Степанова.
Какой упор делается по направлению дополнительного образования?
- Сегодня вся программа внеурочной деятельности совместно с программой дополнительного образования полностью реализует практико-ориентированную направленность в освоении детьми Soft и Hard компетенций и работа в команде. Иными словами, нами выстроена такая система, которая обеспечивает ребятам освоить профессиональные навыки, которые имеются в перечне компетенций «World skills». Весь образовательный процесс - это есть деятельность, направленная на обучение и воспитание детей.
В свою очередь, главным в воспитании подрастающего поколения считаю воспитание своим примером. В семье, в школе и в обществе. Но основным критерием и конечным продуктом воспитанности является успешная социализация ребенка во взрослой жизни. В связи с этим в нашей школе мы уделяем большое внимание учителю и его культуре.
Вы помните свои первые шаги в качестве директора учреждения, когда это было и какие впечатления остались?
- Свой педагогический путь начал в стенах гимназии в 1995 году в качестве учителя черчения. В эти годы делал упор на популяризацию своего учебного предмета для учащихся. Разработал основы авторской олимпиады по черчению на республиканском уровне. Олимпиадное движение – это мощнейшая система углубленного обучения предмета, она охватывает весь учебный процесс и большую часть внеурочной деятельности. Результатом данной работы стало издание методического пособия для учителей черчения.
Следующий этап работы связан с участием во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Учитель года России». Движение «Учитель года» мы развили далеко за пределами профессионального конкурса и сегодня успешно занимается профессиональным становлением педагогов клуб «Учитель года РС(Я)», созданный по инициативе учителей в 2011 году. Председателем мы избрали Юрия Васильевича Кынатова.
В те годы я работал заместителем директора по информатизации и моей целью работы было внедрение новых технологий в учебный процесс. И нам это удалось. Сегодня гимназия - это место, где каждый ученик найдет дело по душе, соответствующее вызовам современного мира: управление беспилотными летательными аппаратами, печать на 3Д принтерах, работа на ЧПУ станках, робототехника и многие другие направления, которые в полной мере оснащены оборудованием.
Директором родной гимназии был назначен в 2015 году. К тому времени был достаточно подготовлен к данной должности, чему безмерно благодарен своему предшественнику, первому директору гимназииВалерию Николаевичу Попову. За годы работы директором нами внедрены множество проектов, которые получили признание и сейчас апробируются по всей республике. Считаю, что основными отличием образовательных учреждений, в условиях внедрения ФГОС, является наличие инновационных проектов, направленных на повышение качество образования.
С уверенностью могу отметить, что выбранные нами направления доказали свою эффективность, о чем свидетельствуют достижения наших учителей и учащихся. При этом мы стараемся сохранить самое главное, что было заложено в начале пути гимназии – творчество учителя. ФГОС – это направление деятельности, а вот основа образования - это творческий подход учителя.
Каждое образовательное учреждение славится выпускниками. Кто у вас сегодня на главной Доске почета?
Каждая школы славится выпускниками. Мы гордимся каждым, многие из них, в знак благодарности к родной гимназии учреждают именные стипендии и всячески поддерживают школу во всех начинаниях. Доска почета – это в первую очередь мотивация для учеников, таким образом, мы стараемся выстроить портрет идеального выпускника гимназии. Сегодня на экскурсии по гимназии вы можете увидеть каждого выпускника начиная с первого выпуска, но есть отдельная доска, которая посвящена лидерам разных лет, золотым медалистам, победителям и призерам международных, всероссийских олимпиад, конференций и конкурсов.
Какие они, современные школьники, что им важно дать в первую очередь?
Меняется общество, а вместе с ним и современные школьники. В каждой эпохе и в каждом поколении есть свой романтизм, свои приоритеты и свои герои. Сегодня школьники - это быстроразвивающееся, мобильное звено общества. Современный школьник — это человек, который максимально быстро адаптируется под технологически прогрессивную модернизацию современного мира, они эрудированы, обладают большим количеством информации и вы знаете они очень умные, смышлёные, порой кажется не такие наивные, как мы в свое время. Но, наряду с этим, в учителях и родителях они видят образец для подражания, важно понимать, что основным инструментом воспитания подрастающего поколения является «Воспитание примером».
В первую очередь, необходимо дать школьникам возможность общения и место для самовыражения, под чутким руководством грамотного наставника. Так, хотелось бы привести в пример наш проект, который показал себя как эффективный инструмент для ранней профессиональной ориентации – «Деловой завтрак», проект представляет собой встречу с успешными и интересными людьми ранним утром за чашкой чая. На данных встречах обсуждаются вопросы и проблемы профессионального становления личности на примере приглашенного гостя.
К примеру, в День государственности РС(Я) неизменно к нам приходит в гости глава нашего района Юрий Иннокентьевич Слепцов. Но сегодня, в связи с ограничительными мерами, данный формат претерпел трансформацию и перешел на дистанционный «Митап с интересными людьми». На днях, члены Совета науки гимназии и ученики Сети школ первого gрезидента встречались с проректором СВФУ им. М.К. Аммосова с доктором педагогических наук - Алексеем Иннокентьевичем Голиковым. Встреча была организована в формате митап и приурочена к Году науки и технологий в РФ.
Что вы посоветуете родителям современных школьников, на что стоит обращать свое внимание в современных условиях?
Как говорил Антон Семенович Макаренко, воспитательный процесс – процесс постоянно длящийся, и отдельные детали его разрешаются в общем тоне семьи, а общий тон нельзя придумать и искусственно поддерживать. Самое пристальное внимание нужно уделять способностям и потребностям детей и важно уважать их выбор. Хочется отметить, что на протяжении многих лет в нашей гимназии успешно работают Совет родителей и Совет отцов, которые повсеместно помогают раскрытию талантов детей.
Ведется системная работа по данном направлению, с целью активизации совместной деятельности детей и родителей в выходные дни внедрен проект «Дневник выходного дня». А также хочется отметить конкурс «Отец и дочь», который приурочен к 8 марта и направлен на укрепление семейных отношений через приобщение к общему делу.
Как вы думаете, как будет развиваться образование в ближайшем будущем?
На мой взгляд, вектор развития современного образования будет выстроен на основе использования современных технологий, с применением дистанционного образования и здесь очень важно сделать большой упор на воспитательную работу. Безусловно, школа останется и никуда не денется. Школа - прежде всего институт воспитания, социализации и развития ребенка. Без живого общения учителя и ученика, самих детей между собой это самое важное в школе. Это и есть, наверное, жизнь.
Безусловно, наша всеобщая задача усилить воспитательную работу с учетом нашей региональной специфики, с учетом культурных традиций и особенностей нашей громадной республики. Очень важно, чтобы мы все жили на этой благословенной земле в мире и согласии.
С какими проблемами сталкиваются учителя и школы в современности?
Учителя сегодня столкнулись с проблемой смешанного обучения в условиях пандемии. Если мы легко адаптировались под дистанционное образование, то большое затруднение вызвала ситуация, при котором учителя взяли на себя двойную нагрузку. Проводя уроки в две смены или параллельно на очные уроки включая детей, которые сидят на самоизоляции. Если рассматривать данный вопрос глобально, то на ряду с внедрением профессионального стандарта педагога, основной задачей учителей и школы является обеспечение доступности качественного образования детям вне зависимости от их проживания.
Я верю в то, что не ребенок должен адаптироваться под школу, а школа под ребенка и дать максимально качественное образование, как в центральных городах нашей большой страны, так и в маленьких селах. За все годы работы в системе образования я четко убедился, что наши учителя особенные и прежде всего трудяги. Они никогда не сдадутся, они всегда будут стремиться к самосовершенству, и, самое главное, они искренне верят в своих учеников.
Я бы призвал всех родителей верить в своих детей и их безграничный талант, доверять и помогать учителям, тогда мы и вправду сможем раскрыть талант каждого ребенка.
Пресс-служба Академии наук РС(Я).