По данным ИАС Seldon, ООО «Респект-Интер» - микроорганизация из Ростовской области, состоящая из одного сотрудника, бухгалтерский баланс которой по итогам 2020 года составил 25 тысяч рублей, а убыток 1,2 млн рублей, имеет низкую финансовую устойчивость и повышенный риск кредитоспособности. За все время своего существования с 1997 года организация не заключила ни одного государственного или муниципального контракта, то есть соответствующий опыт у нее отсутствует. Единственным учредителем и одновременно директором организации являлся некто Чуйко Александр Григорьевич.
Для окончательного понимания масштабов этой организации, приведу пример – последний судебный процесс с ООО «Респект-Интер» был связан со взысканием в конце 2017 года с этой организации Управлением пенсионного фонда в Ростове-на-Дону финансовых санкций в размере … 500 рублей.
По данным Росавиации и авиационного портала, ООО «Респект-Интер» владеет одним самолетом Ан-2 RA-33669, которому 32 года (произведен в 1989 году), базируется в г. Шахты Ростовской области.
Как правило, «единственным поставщиком», когда необходимо выполнение срочных работ, становятся организации, которые либо имеют успешный опыт взаимодействия с заказчиком, либо у них репутация добросовестного исполнителя по госконтрактам, хорошая финансовая устойчивость, а также собственные материальные и финансовые ресурсы для быстрого и качественного выполнения работ.
Подходит ли ООО «Респект-Интер» для того, чтобы этой организации было доверено решение важной проблемы – защита сотен тысяч гектаров якутской тайги от сибирского шелкопряда и наделение в связи с этим статусом «единственного поставщика» при заключении госконтракта на сотню миллионов бюджетных средств (в сравнении с другими авиакомпаниями, к примеру, "Полярными авиалиниями")?
Начальник ГБУ «Авиалесоохрана» Владимир Леонов посчитал, видимо, что исключительно только эта компания из Ростовской области может качественно и в срок выполнить в Якутии авиационно-химические работы по уничтожению сибирского шелкопряда, заключив на основании приказа Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Якутии 18 июня с ООО «Респект-Интер» без проведения конкурентных торгов (как с единственным поставщиком) соответствующий государственный контракт на 129 350 677,50 рублей.
Стоимость одного летного часа определена в размере 174,2 тыс рублей, что, как мы уже ранее сообщали, остается одной из самых высоких на Дальнем Востоке, превышая аналогичную стоимость в соседних с Якутией регионах в 2-3 раза.
Согласно данному контракту, ООО «Респект-Интер» обязалось до 15 июля выполнить работы на территории лесного фонда Якутского, Намского и Хангаласского лесничеств, налетав за 29 дней 759 летных часов. При этом контрактом оговорено, что полеты должны выполняться в ранние утренние и вечерние часы (так как при жаркой погоде химаппарат не эффективен), а в случае обнаружения на участке или в 500-метровой санитарной зоне людей или домашних животных, авиационно-химические работы должны быть прекращены.
Очевидно, что ООО «Респект-Интер», обладающее одним самолетом Ан-2 физически просто не в состоянии самостоятельно выполнить условия контракта. Даже если этот единственный самолет будет круглосуточно находиться в полете без отдыха и посадок для дозаправок все 29 дней, то он налетает 696 часов, но никак не 759, предусмотренных контрактом.
Несмотря на то, что согласно сертификату эксплуатанта ООО «Респект-Интер» имеет право выполнять авиационные работы только на одном самолете Ан-2, в контракте и в техническом задании к нему указано, что данная организация обязуется выполнять полеты на нескольких самолетах. При этом, точное количество самолетов в техническом задании не указано, в то время как это обстоятельство, с нашей точки зрения, является существенным условием любого контракта на авиационные работы.
Что же это, такое ноу-хау ГБУ «Авиалесоохраны», которое позволяет исключать возможные претензии надзорных органов к исполнителям в связи с предоставлением меньшего количества самолетов, чем это предусмотрено контрактом? Как, к примеру, с микроавиакомпанией «МиАн», которая на основании заключенных с ГБУ «Авиалесоохраны» контрактов в марте-апреле этого года должна была выполнять авиапатрулирование для выявления и предотвращения лесных пожаров на 44-х самолетах Ан-2, а по факту в четыре раза меньше…
22 июня Минэкологии Якутии разместило на своем сайте извещение о начале авиационных работ, опубликовав в подтверждение фото самолета Ан-2, оборудованного опрыскивателями, но принадлежащего не ООО «Респект-Интер», а… «Регион-Авиа».
4 июля на аэродром с.Ой Хангаласского района, где по условиям контракта ООО Респет-Интер» обязано было базировать свои, выходит, несуществующие самолеты, прибыли председатель правительства Якутии Андрей Тарасенко и его первый заместитель Дмитрий Садовников, которым на месте объяснили, что на борьбу с вредителями привлекли семь бортов Ан-2 с опрыскивателями. Однако, чьи эти семь самолетов, какая или какие авиакомпании по факту выполняли авиационные работы, об этом тактично умолчали. Из фотоотчета поездки вип-гостей, опубликованного на правительственном сайте, мы не нашли самолетов ООО «Респект-Интер».
Комментрируя одну из наших публикаций о том, как в Якутске работы по берегоукреплению были выполнены без контрактов, один из читателей написал, что ему все равно как оформляются документы, для него главное то, что по факту работы выполнены халтурно, мол, об этом и нужно писать. Однако в ответ, другой читатель резонно возразил ему, что вопрос правильного оформления конкурентных процедур, заключения контракта и выбора подрядчика напрямую увязан с качеством работ.
Также в нашем случае, неустойчивая, с финансовой точки зрения, авиакомпания из одного человека и самолета не только взялась спасать сотни тысяч гектаров якутской тайги от пожирающего ее вредителя, но и по условиям контракта обязалась не проводить распыление химикатов в присутствии людей, животных, а также предоставила гарантию 12 месяцев на выполненные работы, в то время как по факту мы не заметили в официальных фотоотчетах самолетов этой организации.
Однако якутяне видели самолет авиакомпании «Регион-Авиа», который, по их словам, «уже 7 раз пролетел над СОТ «Атлант» и СОТ «Эрэл», жилыми дачами, распыляя что-то. Видимо, шелкопряд решили потравить, но в нашем лесу его нет, это 7-8 км Маганского тракта. Теперь в лесу ни ягоды, ни грибы видимо собирать нельзя?». Такое видео было распространено в телеграмканалах и в социальных сетях.
Кому в этом случае жители республики должны предъявлять претензии, каким субподрядчикам? Осуществляло ли ООО «Респект-Интер» контроль за их работой? Сможет ли эта микроорганизация через год выполнить гарантийные работы в случае претензий и выявления некачественно проведенных работ?
Возникает и масса других вопросов. Зачем вообще изначально заключать контракт с авиакомпанией, которая обладает низкой финансовой устойчивостью, не имеет своих ресурсов и априори не может самостоятельно выполнить условия контракта? Зачем заключать контракт с организацией, которая фактически будет прокладкой между государственным заказчиком и авиакомпаниями, которые реально будут выполнять авиационные работы?
По итогам всех этих странных историй, связанных с авиапатрулированием лесов от пожаров и борьбой с шелкопрядом, учитывая «внезапно проснувшуюся этим летом любовь» ГБУ «Авиалесоохраны» и Минэкологии Якутии к микроавиакомпаниям из южного региона страны и заключенные с ними госконтракты почти на треть миллиарда рублей, у нас появилось предложение - может, стоит наше министерство экологии переименовать в Министерство по развитию малой авиации Ростовской области?!
Егор ДАВЫДОВ.