На мой взгляд выступление не дало ответы на вопросы – «почему автомобильный?» и «почему вантовый?», а сентенции интервьюируемого по поводу того, что он не любит читать критические статьи, дабы не портить настроение и не тратить время – вообще произвели неизгладимое впечатление.
Вернёмся к вопросам. Дмитрий Викторович видимо не знаком с историей решения вопроса строительства мостового перехода через реку Лена. Поэтому, во-первых, привожу полностью письмо Российской Академии наук от 02.02.2012 года в адрес Министра транспорта РФ Левитина И.Е.:
«Глубокоуважаемый Игорь Евгеньевич!
В связи с дискуссией, развернувшейся вокруг выбора варианта транспортного перехода через р. Лена в районе г. Якутска, направляю Вам, а также Президенту Республики Саха (Якутия) заключения, подготовленные Экспертным советом по крупным инвестиционным проектам СОПС Минэкономразвития России и РАН и Советом по криологии РАН с участием ведущих специалистов в области строительства и эксплуатации инженерных сооружений на многолетнемерзлых грунтах профильных институтов РАН, представителей отраслевой и вузовской науки, крупнейших проектно-изыскательских и строительных организаций.
Считаю, что приведённые материалы вполне обоснованно позволяют сделать однозначный выбор в пользу совмещённого автомобильно-железнодорожного перехода в Табагинском створе.
Хотел бы отметить, что российская наука накопила значительный опыт и общепризнанный международный авторитет в обеспечении инженерной деятельности в регионах с экстремально холодным климатом, что позволяет ставить и успешно решать самые сложные задачи. Безусловно, необходимо, расширять соответствующие исследования для сохранения и реализации имеющихся конкурентных преимуществ, и Ваша поддержка этих направлений была бы чрезвычайно важна.
Устройство подводных тоннелей в условиях мерзлоты могло бы стать из таких направлений, поскольку практическая реализация подобных проектов, тем более для рек масштаба Лены, должна быть предварительно всесторонне обоснована как теоретически, так и экспериментально, с разработкой и утверждением соответствующих нормативных документов и рекомендаций, особенно учитывая отсутствие аналогичного мирового опыта.
Приложение: на 31л.
Президент
Российской академии наук
академик
Ю.С. Осипов»
Во-вторых. В отчёте счётной палаты РФ в 2020 году по «Проверке результативности использования бюджетных ассигнований на реализацию инвестиционного проекта строительства пускового комплекса Томмот – Якутск (Нижний Бестях) железнодорожной линии Беркакит – Томмот – Якутск в РС (Я)» в 2016-2018 годах и истёкшем периоде 2019 года в целях повышения транспортной доступности региона» в выводах сказано:
«10.1 Реализация инвестиционного проекта по строительству пускового комплекса Томмот-Якутск (Нижний Бестях) осуществлялась с 2004 года до 2019 года в целях повышения транспортной доступности Республики Саха (Якутия), транспортного обеспечения развития ее минерально-сырьевой базы, улучшения социальных и экономических условий развития Республики в части обеспечения круглогодичного завоза грузов. Указанные цели были достигнуты не в полном объёме.
Одной из причин недостижения целей является отказ в 2016 году от строительства совмещённого мостового перехода через р. Лена в районе г. Якутска до станции Якутский речной порт (левый берег) (конец цитаты)».
В предложениях счётной палаты пункт сказано:
«11.1. Направить информационное письмо в Правительство Российской Федерации с предложением поручить Минтрансу России проработать вопрос о продолжении строительства железнодорожной линии до г. Якутска с целью обеспечения круглогодичной транспортной доступности региона и эффективного использования построенной в рамках реализации Инвестиционного проекта железнодорожной инфраструктуры на станции Нижний Бестях, а также об определении совместно с Правительством Республики Саха (Якутия) и ОАО «РЖД» способа выделения доли и распределения прав на имущество Пускового комплекса».
В- третьих. Математика стоимости мостового перехода. Дмитрий Викторович Бердников в интервью назвал стоимость автомобильного, двух полосного, мостового перехода 83,4 млрд. рублей. Положительным заключением Государственной экспертизы от 23 сентября 2008 года стоимость совмещённого автомобильно -железнодорожного перехода, включающего однопутную железную дорогу и двух полосную автомобильную дорогу, определялась в 61,6млрд. рублей в ценах 2008 года. Посчитаем инфляционное удорожание 4% в год на 12 лет, получим 91,168 млрд. рублей. Теперь посчитаем удорожание в 1,5 раза, которое озвучил Бердников, если предусматривать железнодорожную часть к нынешнему автомобильному мосту – получаем 83,4 Х 1,5=125,1 млрд. рублей. Математика стоимости говорит в пользу совмещённого моста.
В-четвёртых. Конструкция вантового моста небезопасна. Обледенение вантового моста на остров Русский показала все последствия такого решения. У нас природные катаклизмы круче. Минус 64,1 градуса официально зарегистрировано в районе города Якутска. Обледенение, и остановка ветряных электростанций в Техасе (США) тоже должна быть учтена. Ежегодное обледенение ЛЭП в Якутии, так же подсказывает будущие неприятности.
В-пятых. Для эксплуатации вантового моста создают специальную Дирекцию. Вместе с рабочими и специалистами это будет примерно от 50 до 90 человек, как на мосту на остров Русский. Совмещенный, автомобильно-железнодорожный мост с классическими фермами, не требует для эксплуатации отдельной дирекции. На железной дороге содержание моста осуществляет дистанция искусственных сооружений железнодорожной организации в объёме всех железнодорожных мостов на линии.
В-шестых. Плата за автомобильный проезд по совмещённому авто-железнодорожному мосту не предусматривалась.
В-седьмых. Рассчитывать на автоперевозки из Новосибирска по дорогам Вилюй, Колыма - до Магадана через мост - это экономическая нелепица. Сегодня грузы из Новосибирска до Нижнего Бестяха доставляются по железной дороге, по тарифам РЖД на всём протяжении.
В-восьмых. Аргумент об отсутствии железнодорожной логистики на левом берегу в Якутске, так же не верен. Ещё в период руководства Республикой Президентом Штыровым В.А. было принято решение о сосредоточении всей железнодорожной инфраструктуры на станции Нижний Бестях. Там расположены – локомотивное депо, вагоноремонтное депо, экипировка песком, дом отдыха локомотивных бригад, дистанции пути, связи, СЦБ. Пассажирская служба с экипировкой вагонов, тёплые гаражи, склады различных служб. Всего сто два объекта, из которых двадцать три крупных. Якутск рассматривается как крупнейший город РС (Якутия) с грузополучателями и грузоотправителями, то есть как грузообразующий. Город с трёхсоттысячным населением образующий пассажиропоток для перевозок по всем железным дорогам России. Сегодня ОАО АК «ЖДЯ» начало подготовку по пуску скоростного поезда Якутск – Владивосток, к которому будут по станции Сковородино, Белогорск прицепляться беспересадочные вагоны из Иркутской, Читинской и Амурской областей.
В-девятых. Сегодня самые низкие цены на продукты и товары народного потребления в Якутии в городе Нерюнгри. Почему? Да потому что там железная дорога, низкие транспортные расходы и возможность быстрой, сохранной доставки крупных партий товаров.
Вывод напрашивается сам собой. Правительству РС (Якутия) новый год необходимо начать с критической оценки концепции мостового перехода через реку Лена в варианте автомобильного вантового моста и вернуться к варианту совмещённого автожелезнодорожного моста.
Дудников А.Н.-
Заслуженный строитель РФ,
Почётный транспортный строитель РФ,
Почётный железнодорожник РФ,
кавалер ордена «Полярная звезда»,
Республики Саха (Якутия).
Подписаться на новости
Получайте самые свежие и актуальные новости от SakhaTime!
Управление рассылками