Казалось, что еще немного….врачи смогут…увы…
Сегодня Владимира Михайловича не стало.
Это было его последнее интервью. Сегодня мы предлагаем его читателям нашего сайта.
-Владимир Михайлович, когда вы в первый раз увидели поезд?
-В младенческом возрасте. Я появился на свет в роддоме, который находился в 50 метрах от железнодорожного пути, рядом с вагонным депо.
Поэтому мое первое восприятие мира происходило под стук вагонных колёс и гудки паровозов. Не могу утверждать, в какой именно день я это осознанно понял, ведь детство и юность прошли на железной дороге. В четыре года, помню точно, отец взял меня в кабину паровоза. Он работал
машинистом на станции Абдулино Куйбышевской железной дороги, а мама -- 45 лет, до выхода на пенсию - техником расшифровщиком скоростимерных лент локомотивного депо. Запах креозота, которым пропитаны шпалы, я знал с колыбели.
В нашей семье все были железнодорожниками – инженеры, техники вагонного и локомотивного депо, учителя и кассиры работали в системе Министерства путей сообщения СССР. Дом, где мы жили, ясли и детсад, куда меня водили, школа, клуб, спортзал, футбольная и хоккейная команды, за которые выступал, принадлежали тем, кто трудился на «железке». Неудивительно, что после 9 класса пошел работать слесарем – инструментальщиком на завод по ремонту путевых машин и изготовлению запасных частей МПС.
-Что сегодня для вас значит железная дорога, часто пользуетесь поездами?
-Часто. Пока жива была мама, ездил к ней по несколько раз в год, сейчас один, но обязательно. Путь от Москвы на родину, расположенную между Уфой и Самарой, откуда меня призвали в армию и направили служить в арктический поселок Тикси, так я попал в Якутию, занимает почти сутки. Этого времени хватает, чтобы вспомнить все, что меня с ней связывает на протяжении долгих лет.
Поезда обязательно ходят по маршрутам и расписанию, это непреклонное правило. Покупая билет, уже знаешь цель поездки - служебная командировка, отпуск, юбилей друзей, может быть, горе у родных. Причин и поводов оправиться в дорогу множество. Объединяет всех пассажиров особый железнодорожный дух, традиции, сервис и нередко незабываемое общение с попутчиками.
Из окна вагона видится лучше, как и чем живет земля с мелькающими городами и селами, полями и лесами, реками и озёрами, мостовыми переходами, инфраструктурными объектами и историческими памятниками... Глядя на них, чувствуешь себя в этом мире не одиноким человеком... А навстречу идут и идут поезда, которые везут миллионы тонн грузов для жизнеобеспечения и защиты россиян. Железная дорога олицетворяет империю добра!
Так было, и так будет всегда.
Уверен, что освоение новых месторождений, повышение транспортной доступности населения, всепогодная и всесезонная железная дорога в Якутии будет прирастать и на Запад-от Якутска до станции Лена Иркутской области и на Восток. Об этом думали наши предки, это записано и в Стратегии развития железнодорожных путей Российской Федерации.
Мы свидетели и участники строительства Байкало-Амурской магистрали в 70- 80 годы прошлого столетия и железной дороги АЯМ до Якутска видели, как меняются способы изысканий и проектирования, технологии строительства железнодорожного полотна, высокоэффективная техника и многое другое. Это внушает уверенность, что строительство будет вестись в разы быстрее, чем раньше, а результат даст ожидаемый эффект.
- Приход железной дороги в Нижний Бестях для Вас что?
- Исполнение мечты и долгих ожиданий, связанных с улучшением условий жизнедеятельности людей, живущих в зоне тяготения к железной дороге. Дороги построили Америку, Европу и Амуро-Якутская магистраль создаст новую Якутию, будет стимулировать быстрое развитие территории.
Нижний Бестях - часть агломерации города Якутска, его правобережного района, похожего на расположение городов во многих странах и у него большое будущее.
Как он будет называться, зависит от жителей и формирующегося здесь транспортно-логистического центра, который со временем может трансформироваться в точку роста развития промышленных производств, в том числе перерабатывающих предприятий аграрного комплекса заречной группы улусов.
Такие примеры есть: город Усть-Кут, железнодорожная станция Лена и порт Осетрово представляют собой один субъект с многопрофильной деятельностью. А назвать его можно, например, Омогой в честь главы - прародителя современного народа Саха, жившего в этих местах более 1300 лет назад.
С грузовых причалов Нижнего Бестяха экспортные грузы, производимые в странах Азиатско-Тихоокеанского региона и Японии, будут отправляться по реке Лене на судах до порта Тикси, а дальше по Севморпути на Запад, в Европу.
От станции Нижний Бестях будет продолжено строительство железнодорожной магистрали на Восток через Хандыгу и Мому, с ответвлением на Магадан и далее до Чукотки, Берингова пролива, на Аляску, и до соединения с сетью железных дорог североамериканского континента. Это создаст условия для наиболее полного использования транзитного потенциала нашей республики как сухопутного моста между Европой, Азией и Америкой.
-Вы являетесь Президентом Торгово–промышленной палаты Якутии, какими вопросами она занимается?
-Мне очень приятно, что АО «Железные дороги Якутии» и Ассоциация строителей «АЯМ» являются членами ТПП. В Якутии членов 390 и все объединены одной целью - развивать свой бизнес, используя возможности палаты. Мы работаем в рамках закона о Торгово-промышленной палате республики, оказываем различные виды услуг предпринимателям.
Проводим различные экспертизы, выдаём сертификаты происхождения товаров для вывоза за рубеж, ведём реестр с предоставлением официальных документов на товары и услуги «Сделано в Якутии», оформляем трудовые патенты для иностранных граждан, организуем выставки и ярмарки, дополнительное профессиональное образование, участвуем в разработке нормативно-правовых актов для малого и среднего бизнеса, развиваем семейное предпринимательство, экспортно-импортные операции, способствуем внедрению новых технологий и товаров, делаем многое другое.
Я работаю в Палате 10 лет, в сентябре подведём итоги, утвердим «дорожную карту» на предстоящие годы. Конкретных, а главное полезных дел проведённых с участием ТПП много, и с ними можно ознакомиться на нашем сайте www.tppsakha.ru
-Расскажите, пожалуйста, о Вашей депутатской деятельности?
-Народным депутатом РС(Я) работаю третий созыв, в общей сложности более семи лет. Депутатская деятельность заключается не только в написании законов, но и отстаивании интересов избирателей, выражении их мнения и чаяния по улучшению условий жизни на территории Центрального округа города Якутска, который представляю в Госсобрании (Ил Тумэн) от фракции партии «Единая Россия.
До этого пять лет был депутатом от Арктического 35 избирательного округа, куда входят Усть-Янский, Аллаиховский, Нижнеколымский и Абыйский улусы. Проблемы и задачи заполярных районов знаю хорошо. Моя программа «Жителям Арктики – достойную жизнь!» по многим вопросам реализована. Но трудности в оленеводстве, рыбодобыче, олово- и золотодобывающей промышленности, других отраслях - строительстве, к примеру, новых школ, детских садов, фельдшерско-акушерских пунктов, обеспечении жителей Арктики товарами первой необходимости, молочной продукцией, фруктами и овощами, занятость населения - требуют значительной поддержки государства.
Продолжаю помогать северянам как депутат и руководитель общественной организации «Якутская Арктика», объединяющей 13 арктических улусов республики.
-Что думаете о развитии Арктики?
-С освоением арктических территорий Якутии, всей России связано процветание и будущее страны. Наш великий учёный Михаил Ломоносов триста лет назад сказал: «Богатство России будет прирастать Сибирью и Северным океаном»... Сегодня именно так и происходит.
Арктика обеспечивает 14% национального дохода России, здесь создается 22% объема общероссийского экспорта. Добываемые в пределах Арктики полезные ископаемые, составляют основную часть минерально-сырьевой базы РФ.
Разведанные запасы газа промышленных категорий арктической зоны достигли 80% общероссийских. Стоимость минерального сырья арктических недр превышает 30 трлн долларов США, причем две трети из них - это стоимость энергетических ресурсов.
В настоящее время в Арктической зоне РФ добывается 100% алмазов, сурьмы, апатита, редкоземельных металлов, 95% газа, 90% никеля и кобальта, 60% меди и нефти, а общая стоимость разведанных запасов минерального сырья арктических недр составляет примерно $1,5-2 трлн.
Поэтому, почему зарубежные соседи проявляют к российской Арктике, а значит и якутской, исключительный интерес - все понимают.
-Давайте, вспомним вашу работу на посту министра транспорта. Что осталось в памяти?
- В Правительстве Якутии я проработал 30 лет, начинал заместителем министра мясомолочной промышленности, возглавлял Департамент материальных ресурсов, затем Министерство материальных ресурсов, торговли, транспорта и связи, совмещая эту работу с обязанностями заместителя председателя Правительства республики. В 2010 году перешел из органов государственной власти на выборную общественную работу в Торгово-промышленную палату Якутии.
За годы работы в сфере государственного управления я стал участником огромных преобразований, которые происходили во всех отраслях экономики и социального развития республики. Внедрение рыночных отношений в нашей северной, оторванной от промышленных и сельскохозяйственных краев и областей, где производились основные нужные товары, оборудование, продовольствие, необходимые для развития производства и жизнеобеспечения населения, подорвали привычный уклад жизни республики. На наших глазах закрывались предприятия, разваливались оловянная, золотодобывающая, лесная промышленности, авиационный и речной транспорт, почти прекратилось строительство, начался массовый отток трудоспособного населения из промышленных центров, появились огромные задолженности по выплате заработной платы и пенсий.
Все, что происходило, было мало кому понятно. В сложившихся условиях нужно было много работать с федеральными органами, которые тоже не до понимали во что это выльется. Приходилось мотаться по всей стране, искать необходимые продовольственные товары, нефтепродукты, обеспечивать их завоз, срыв которого представлял большую угрозу национальной безопасности республики.
Командировки доходили до 280 дней в году, дома бывал редко, дети выросли без меня, спасибо супруге Ирине и теще Анне Хаимовне, взявших на себя все заботы.
Огромный вклад в сохранение, стабилизации, а затем и развитие северного региона внесли президенты республики Михаил Ефимович Николаев, Вячеслав Анатольевич Штыров, Егор Афанасьевич Борисов, которые сменяли друг друга на этом ответственном посту и с которыми я работал рука об руку при полном доверии и поддержке.
Главное, мы старались не топтаться на месте, внедрять по тем временам самые современные технологии. Так, Якутия стала в России вторым регионом, где появилась сотовая связь, спутниковые системы телефонии, теле- и радиовещания.
Несмотря на колоссальные трудности, связанные с отсутствием средств, республика продолжала строить железную дорогу - единственную в те годы в стране. Мы добились ликвидации грунтовых разрывов на дороге Вилюй, передачи ее в федеральную собственность.
Сегодня 120 тысяч жителей вилюйской группы улусов и 50 тысячного города Мирный, не ощущают больших ограничений в круглогодичном проезде автомобильным транспортом, что раньше было возможно только зимой, и то по бездорожью.
-Какой Вам видится республика через десять лет?
-Наша республика неповторима во всех проявлениях и делах. Уже рассмотрена и утверждена Стратегия социально-экономического развития Якутии до 2032 года с целевым видением до 2050-го. Смело и правильно! Сегодня нужно не только мечтать, но и знать, что ждет наших детей и внуков в будущем. Влиять на процессы развития надо постоянно и настойчиво. Еще недавно были в планах, а сегодня действуют нефтепровод «Восточная Сибирь-Тихий океан», газопровод «Сила Сибири», республика добывает 35 тонн золота, увеличивает добычу и экспорт угля.
Возрождение Северного морского пути и судостроения, укладка в асфальт федеральных дорог Лена и Вилюй, всемирное признание духовного наследия Олонхо, скоростной Интернет, окутавший своей сетью 80 процентов населения, цифровое телевидение. Все, чего мы достигли, было необходимо для достойной и благополучной жизни жителей Якутии проходило при полном взаимодействии и взаимопонимании с федеральными органами власти и руководством страны. Поэтому понимание и поддержку нам нужно оказывать действующему главе республики Айсену Сергеевичу Николаеву, его команде. Как бы ни было сложно, нам нужно сохранить лидирующие позиции в бурлящем жизненном океане.
-Ваше мнение о деятельности компании АК «ЖДЯ»?
-Я один из тех, кто был у истоков создания акционерной компании «Железные дороги Якутии». Всегда был в курсе текущей деятельности железнодорожников, одно время возглавлял Совет директоров компании. Очень рад, что работая министром транспорта, активно участвовал в подготовке инженерных кадров в Новосибирском и Хабаровском вузах, создании транспортного техникума в Нижнем Бестяхе. Все руководители компании отличаются высоким профессионализмом, творческим подходом, повышенной ответственностью и внимательным отношением к проблемам людей.
Якутские железнодорожники всегда находятся в поиске новейших эффективных технологий. Произведена модернизация подвижного состава, тепловозов, активно внедряется применение сжиженного природного газа, компьютерных программ и автоматизации, строится жилье и решаются многие социальные вопросы для сотрудников и членов семей. Ежегодный прирост грузов на 1 миллион тонн и перевозки 100000 пассажиров, говорят о том, что железнодорожники Якутии находятся на подъеме и способны на большее.
- Расскажите о наиболее запоминающихся событиях своей жизни…
- Особо запоминающимся стало рождение внуков. У меня их пятеро, хочется, конечно, еще. Самому младшему - Матвею немногим более трех лет, Даниилу- четыре года. Парни новой формации, без гаджетов, новых цифровых продуктов уже себя не представляют и родителям жизни не дадут. Я им по-хорошему завидую, растут продвинутые, на ходу все схватывающие дети.
Если говорить об общественно знаковых событиях, то одним из них стало посещение Северного полюса в 2000 году, куда я прибыл с группой полярников во главе с героем Советского Союза, а в последствии и героем России Артуром Николаевичем Чилингаровым, президентом Ассоциации полярников, депутатом Государственной Думы, старшими товарищами М.Е. Николаевым, В.А Штыровым, известный режиссёром С.С Говорухиным, председателем олимпийского Комитета России, заместителем председателя Госдумы А.Д Жуковым.
Я мечтал об этом десять с лишним лет, когда жил и работал в заполярном посёлке Тикси.
-Можно немного о семье?
-Семья у меня большая и дружная, с женою в прошлом году справили гранатовую свадьбу. Дочь Ирина подполковник, работает в УФСИН, у нее двое детей. Старший внук уже отслужил в армии, закончил финансовый колледж, работает бухгалтером. Внучка Виктория в 5 классе, успехи хорошие, она обучается игре на хомусе у знаменитой Альбины Дягтеревой, является победителем конкурса юных хомусистов.
Старший сын Михаил предприниматель, у него тоже двое детей. Внучка Алина десятиклассница, ее брат Даниил очень смышленый, подающий надежды человечек. У младшего сына Юрия, по специальности инженера-строителя, подрастает жизнерадостный, непоседливый Матвей. Невестки Наталья и Александра замечательные, дружат семьями. Все мы живем в Якутске, праздники и будни всегда вместе.
-Вы раньше держали коз, как сейчас с этим дело обстоит?
-Занимаюсь козами больше 20 лет. Интерес к этим животным перерос в хобби, составляющем часть нашей жизни. Были разные породы, доходило до 23 голов. Сегодня у меня три дойных козочки, красавец - козел Султан и три молодняка. Молока достаточно, пьём с удовольствием, особенно младший внук, угощаем коллег на работе и друзей. Для себя делаем домашний сыр, очень вкусный. Мне нравится ухаживать за козами, очень чистоплотными, чрезмерно ревнивыми и брезгливыми. В этом деле здорово помогает сосед по даче, хороший специалист-зоотехник и практик Пётр Сергеевич Кондаков.
Отправил шесть лет назад своих козлят на самолете в Чокурдах, а оттуда в село Оленегорск. Теперь там есть небольшое стадо, от которого ребятишки пьют в детском саду и школе целебное молочко. Коз надо разводить, не лениться, особенно на селе, как и другие скороспелые виды животных и птиц – свиней, овец, кроликов, индюков, кур, гусей, уток. Экологически чистые и полезные мясо, молоко, яйца – залог нашего здоровья, которое надо беречь.
-Владимир Михайлович, ваши пожелания читателям бортового журнала «Под стук колес».
-Выражаю слова благодарности ветеранам желдорпути, которые отдали много сил и труда для развития стальной магистрали. Уверен, что высокий профессионализм, компетентность и созидательная энергия каждого сотрудника дороги позволят сохранить и приумножить трудовые традиции.
Большое спасибо всему коллективу поездной бригады за умелый, кропотливый труд и огромную самоотдачу. Желаю вам и вашим семьям благополучия, здоровья и мира. Пусть каждый день придает вам новые силы, приносит хорошие новости и приятные сюрпризы. Пассажирам-попутчикам желаю ярких и разнообразных впечатлений, как пейзажей за окном движущего поезда по маршруту Нижний Бестях до конечной станции, зеленых семафоров на всем пути следования.