
Сегодня Василий Владимирович нам расскажет о планах «ЖДЯ», поделится новыми маршрутами, раскроет, как предприятие справляется с мировой пандемией, расскажет, безопасны ли наши поезда. Об этом и многом другом читатели узнают из первых уст.
СПРАВКА. Шимохин Василий Владимирович родом Красноярского края. Трудовую деятельность начал во время учебы в институте. В Якутию попал в 1985 году после окончания Красноярского института цветных металлов.
С 1985 по 1988 г. работал в спецуправлении «Бамтрансвзрывпром». В 1988 году был избран вторым секретарем РК ВЛКСМ в г. Алдане. 1989-1991 г. — работа начальником штаба ЦК ВЛКСМ всесоюзной ударной стройки железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск в г. Алдан. С 1991 по 2000 г. — продолжение трудовой деятельности в должности генерального директора Ассоциации предприятий строительства Амуро-Якутской магистрали в г. Алдане. В 2000 году был назначен генеральным директором в ООО «БСК-19» в г. Тынде. 2002-2005 г. — работал в должности исполнительного директора ОАО АК «Железные дороги Якутии». С 22.03.2005 г. и по настоящее время трудится в должности генерального директора Акционерной компании «Железные дороги Якутии».
- Василий Владимирович, вопрос, который не может не волновать многих. Насколько пандемия отразилась на деятельности вашего предприятия?
- На этот вопрос однозначно ответить сложно. Конечно, как любая транспортная организация, мы не оторваны от складывающегося экономического положения в стране. Пандемия, в первую очередь, коснулась пассажирских перевозок - по итогам года снижение пассажиропотока прогнозируется нашими специалистами до 30% по сравнению с показателями 2019 года, когда, как мы помним, с открытием в июле пассажирского движения до станции Нижний Бестях рост пассажиропотока доходил до 40-45%.
Что касается грузовых перевозок, с июля прошлого года наблюдается рост объемов перевозки грузов на север до станции Нижний Бестях, уровень которых за текущий год возрос почти вдвое по сравнению с прошлым годом. С ростом курса доллара поднялась цена на полезные ископаемые, в том числе на золото, уголь. Зашевелились горнодобывающие предприятия, в том числе магаданские, якутские и другие, идут перевозки металла, строительных грузов. Активно строится инфраструктура «Сила Сибири», ФСК ЕЭС строит линию электропередач, уже четвертую ЛЭП – Куранах – Нерюнгри, строятся другие инфраструктурные объекты. Усилилась работа автодорожников, они везут битум, цемент для строительства, то есть, сказать, что замерла хозяйственная деятельность, нельзя. Немного просели перевозки угля за пределы республики в связи с отсутствием рынков сбыта угольной продукции. Но в целом по году общий объем перевозок, надеемся, сохранится на уровне прошлого года. Так что в финансовом плане мы остаемся на плаву.
- Все эти грузы везутся по железной дороге? Особенно продовольственные, контейнеры?
- Да, так называемые массовые грузы, везут в основном по железной дороге, часть по воде, ну и автотранспорт тоже не исключается. Что касается контейнеров, продовольственных грузов из Хабаровска и Владивостока –рыба, сельхозпродукты, грузопоток из Китая - этот сектор пока не охвачен железными дорогами, в основном везут автотранспортом. Тут играет роль и состояние автомобильных дорог, которое в последние годы заметно улучшилось. Но все-таки ценовая политика дает о себе знать, и здесь железнодорожный транспорт плавно переходит на первое место. Это намного выгоднее в финансовом плане, хотя и дольше. Если хочешь побыстрее довезти груз, ты, конечно, выберешь машину, но те же базовые продукты – мука, соль, сахар - выгоднее перевезти «железкой», а не автотранспортом.
- В грузовых перевозках конкурировать с железной дорогой, конечно, сложно, а что вы делаете для привлечения пассажиров?
- Мы очень активно работаем в этом направлении, не только посредством проведения рекламной кампании. В первую очередь, стараемся максимально создать удобства для пассажиров, несмотря на наши сложные климатические условия и логистику. Ведь большая часть территории республики не имеет круглогодичного транспортного сообщения. Основной поток пассажиров из Якутска или в Якутск, а это на противоположном берегу от станции Нижний Бестях. Поэтому уже к запуску пассажирского движения мы проработали так называемую мультимодальную схему, когда мы для своих пассажиров организовали трансфер из Якутска до железнодорожного вокзала, причем этот трансфер они могут оформить одновременно с приобретением железнодорожного билета.
То есть пассажиру не надо ломать голову и искать самостоятельно пути, как ему добраться до поезда, переплачивая за проезд через реку на катере или воздушной подушке и затем на такси до ж.д. вокзала. С сентября мы запустили ежедневный график курсирования пассажирского поезда. 25 ноября мы открыли новую железнодорожную кассу в городе Якутске. Теперь гостям и жителям столицы не нужно будет переплачивать коммерческим кассам, сервисный сбор которых достигает до 700 рублей. У нас он составляет 153 рубля, а в связи с открытием мы запустили месячную акцию – при покупке билета в новой кассе пассажир заплатит сервисный сбор всего 50 рублей.
- Кто основные пассажиры ЖДЯ?
- Это люди среднего достатка, пенсионеры, работающие, вахтовиков много, студентов. Ездят туристические группы, творческие коллективы, артисты.
- Компания ЖДЯ не пострадала от пандемии, во всяком случае, в отличие от других, коммерческую прибыль не потеряла. Выгодны вам сейчас пассажиры?
- Пассажирские перевозки – это социально значимый вид деятельности, и они уже по определению являются убыточными. Поэтому для перевозок в плацкартных и общих вагонах, тарифы на которые регулируются государством, предусмотрена федеральная дотация за каждый проданный билет. И мы, благодаря этой программе, компенсируем выпадающие доходы. Это позволяет нам работать безубыточно. Кроме того, принятие закона об обнулении НДС на пассажирские перевозки дальнего следования, позволяет сегодня нам направлять освободившиеся средства на обновление пассажирского парка. Конечно, наши объемы не сравнишь с объемами РЖД, которые на эти средства могут приобрести, условно говоря, сто вагонов, но нам хватает на приобретение одного вагона. Тем не менее, есть предпосылка, если будешь больше работать, будет больше пассажиров, больше заработаешь - больше новых вагонов купишь. Потому мы за каждого пассажира буквально бьемся.
- А как вы поступаете если билет приобрел только один человек? Например, АК «Якутия» в таких случаях попросту отменяет рейс.
- Чем отличаются пути общего пользования от путей необщего пользования или авиакомпании? Авиакомпании имеют разную возможность, у них нерегулируемые тарифы. Они вправе сами устанавливать тарифы. ЖДЯ - пути общего пользования, и мы не вправе менять тарифы, и обязаны оказать услугу человеку, который купил у нас билет. Пусть он даже будет один! Мы не можем отменить рейс ни в коем случае. Вот этим моментом мы и отличаемся от авиакомпаний.
- Бывало, что в вагоне ехал один человек?
- Бывало, и реально. Ехал один человек и было нормально, его обслуживали, как положено, доехал с комфортом. Вот сегодня мы привезли с Нижнего Бестяха 21 пассажира, а уже с Якутска забрали всего 11 человек. И весь пассажирский состав снова поехал из Бестяха. Нам дается дотация на пассажира, мы обязаны довезти его до места назначения, даже если поезд идет с неполной загрузкой .
- В декабре вы перешли на новое расписание и добавили новый маршрут…
- Дело в том, что компания сейчас на пути не только постепенного возвращения ранее действовавших маршрутов, мы запускаем и новые. С 13 декабря мы запустили новое расписание, это связано с более удобным графиком для пассажиров. Уже не нужно возить людей в пять утра, что приносило большой дискомфорт для них. Мы сдвинули время прибытия на станцию Нижний Бестях на более комфортное время – 12.26 часов дня. В это время уже работают все инфраструктуры, автобусы, кто-то может спокойно приехать и встретить человека с поезда. Ночью никто обычно не встречает. Новое расписание должно понравиться нашим пассажирам, особенно пожилым людям, которые испытывали некоторые трудности ночного расписания. Ну и самое основное преимущество нового расписания – существенное сокращается время в пути для беспересадочных вагонов до Благовещенска и Хабаровска из-за удобных стыковок к поездам РЖД.
- А про новый маршрут можно поподробнее?
- ЖДЯ расширяет свои границы. Наше новое направление - Иркутск – очень удобный путь железнодорожного сообщения. Самолетом добираться дороже, да и летают они не каждый день. Этот маршрут особенно привлекателен для туристических групп – тех, кто едет на Байкал. И студенты, которые учатся в Иркутске, будут рады этому направлению - сел на поезд в Нижнем Бестяхе и приехал прямиком до Иркутска, Байкала. Туда будет ходить наш купейный вагон беспересадочного сообщения. С 15 ноября уже открыта продажа билетов. В свой первый рейс вагон по новому маршруту отправился из Нижнего Бестяха 20 декабря, а из Иркутска – 25 декабря 2020 года. Время в пути составит чуть более 3-х суток. Пока вагон будет курсировать 1 раз в 8 дней. Но при повышении востребованности планируем увеличить периодичность курсирования.
Сейчас перед нами новая задача – мы планируем запустить скорый поезд до Владивостока. Основная идея - объедиинить весь Дальний Восток в один маршрут, который охватит крупные города Якутск, Тында, Благовещенск, Хабаровск, Владивосток. Это будет тоже комфортно Допустим, приехать в Якутск, провести совещание и в этот же день уехать по своим городам. Система позволяет все это организовать. Поезд будет идти быстро по твердой нитке графика - примерно до Хабаровска всего двое суток, до Владивостока двое с половиной суток. Это и удобнее, и дешевле. Для осуществления этих планов, нам нужно приобрести новые вагоны, все это осилить сразу сложно, но постепенно мы пополним свой парк. Надеемся на помощь Федеральной пассажирской компании. Это очень важно. Фирменный поезд будет наш – формирования ЖДЯ, но к нашему поезду будут прицеплять вагоны РЖД. Состав в пути дополнится вагонами из Улан-Удэ и Иркутска.
Сейчас мы работаем с Дирекцией по движению ОАО «РЖД» и предварительно прорабатываем наш дальнейший план. Единственное узкое место – приобретение новых вагонов.
- А сколько стоит один вагон?
- Один вагон стоит порядка 60 миллионов, вагон-ресторан примерно 80 млн. У нас на данный момент есть около двадцати собственных вагонов. На общую схему для запуска фирменного поезда нужно примерно 80 вагонов. Если ФПК нам поможет, то нам нужно будет докупить порядка 25-30 вагонов. Этот вопрос сразу не решается, потребуется время, но это вполне осуществимая задача.
- Население постоянно интересует вопрос: почему вокзал расположен так далеко?
- По первоначальному проекту вокзал должен был располагаться в Якутске возле аэропорта. А станция и вокзал Нижний Бестях были рассчитаны только на Нижний Бестях и транзит на Магадан. Вокзал и спроектирован только на 70 пассажиров. Однако, время внесло свои коррективы. И сейчас, как говорится, мы имеем, что имеем.
- Какая основная задача решена за четверть века работы на железнодорожных путях в Якутии?
- Скажу так: последние 25 лет мы шли к тому, чтобы построить путь до Якутска. И вот в прошлом году этот знаковый для северной магистрали рубеж преодолен, решена самая главная задача – наконец построена дорога до Якутска. Сегодня вся якутская железная дорога – это инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования. Мы включены в прямое сообщение с общей сетью российских железных дорог с перевозкой грузов по единым тарифам Прейскуранта РЖД 10-01 и пассажиров по тарифам Федеральной пассажирской компании, которые действуют по всей России.
Мы не останавливаемся на достигнутом. Продолжаем планомерно работать над увеличением перевозки высокодоходных грузов, в первую очередь, таких как уголь, нефтепродукты и продукты питания. Одним из наиболее перспективных направлений для нас является также перевозка грузов в контейнерах, темпы прироста которой находятся на уровне 10–15% ежегодно. Добавлю, что прошлый год стал успешным во всех направлениях. В 2019 году мы впервые преодолели 6-милионный рубеж в перевозках грузов и завершили его на отметке около 7 миллионов тонн груза.
Наши планы также нацелены на дальнейшее наращивание объемов ремонта. Мы должны быть уверены в том, что инфраструктура нас не подведет, безопасность движения будет обеспечена.
Активно развиваем дополнительные транспортные сервисы – открытие дополнительной кассы в центре Якутска, расширение географии маршрутов. И работа в этом направлении продолжается дальше, чтобы сделать процесс еще проще для пассажиров, для партнеров-грузоотправителей.
Дальнейшая перспектива - это строительство железной дороги до Магадана. Что это даст? Во-первых, это доступность пассажирского движения для заречных улусов. Во вторых, это развитие наших промышленных оймяконских предприятий развитие магаданских предприятий, которые находятся на границе с нами. В какой-то мере облегчатся вопросы северного завоза.
- Проблемы у компании на сегодняшний день есть?
- У каждого предприятия они есть. Самые основные -это нехватка вагонов. А также доведение до соответствующих норм инфраструктуры участка Беркакит – Томмот. Мы этот участок в свое время приняли с большими недоделками. Есть обязательства республики довести его до определенных норм. Мы это постепенно из года в год доделываем и очень надеемся, что скоро эта проблема будет решена.
- Как проходит Ваш рабочий день?
- Очень активно. Например, сегодня я утром только приехал из Алдана в Якутск, завтра лечу в Москву, потом в Хабаровск, и возвращаюсь в Якутск. Вот мой недельный план.
- Как выдерживаете такой график?
- У меня такой ритм жизни на протяжении многих лет, железные дороги – это 24 часа работы. Моя должность не позволяет мне расслабиться даже тогда, когда я нахожусь в отпуске или в отъезде. Я постоянно на пульсе, на связи, в любое время суток веду переговоры с коллегами, коллективом. Это уже у меня в крови.
- Вопрос про коллектив и компанию. Вам выпало нелегкое испытание, как и другим руководителям, управлять компанией во время пандемии. Как показал себя коллектив и партнеры в такое трудное для всех время?
- Пандемия очень объективно проверила нашу систему управления. Мы и до пандемии всегда работали эффективно, а в трудное для всех время коллектив и наши партнеры только подчеркнули свою работоспособность и сплоченность. Никто не ушел, все работают, мы проводим большую профилактическую работу по борьбе с Ковид-19. Безопасность пассажиров и сотрудников для нас сейчас самое основное, поэтому большое внимание уделяем проведению противоэпидемических мероприятий.
- То есть, пассажиры могут быть уверены, что едут в безопасном вагоне?
- Абсолютно. В этом не может быть никаких сомнений: персонал очень четко следит за чистотой белья, стаканов, регулярной обработкой вагонов, соблюдением масочного режима и т.п..
- Ваши ближайшие планы Вы нам уже рассказали. А какие планы компании на предстоящий Новый год?
- Мы работаем 24 часа в сутки. Кто-то встретит его под стук колес. Корпоратива не будет, это однозначно, как и каникул. Так что встретим Новый год в рабочем режиме и боевом настрое.
- В 2019 году в Алдане и Томмоте пассажиров ждал приятный сюрприз – их поздравили с наступающим Новым годом Дед Мороз и Снегурочка от вашей компании. Сказочные символы Нового года заглянули в каждый вагон и вручили памятные подарки пассажирам. В этом году планируется что-то неожиданное?
- Скорее всего, такой сюрприз станет традиционным. Мы любим наших пассажиров и хотим доставлять им радость, дарить им новогоднее настроение, чтобы те, кто окажется в вагоне в праздничные дни, ощутили заботу и внимание компании. Устанавливаются новогодние елки на вокзалах Алдан, Томмот и Нижний Бестях, будут украшены и сами вокзалы. Привокзальную площадь станции Нижний Бестях украшают ледяные скульптуры с подсветкой, изготовленные лучшими мастерами Якутии. Все желаем для комфорта наших якутян, гостей и пассажиров!
- Василий Владимирович, спасибо большое за интересную беседу. И напоследок: ваши новогодние пожелания пассажиром?
- В наступающем 2021 году искренне желаем каждому из вас исполнения желаний и реализации задуманных планов! Пусть сбудутся все ваши мечты, а год будет наполнен только положительными впечатлениями и яркими событиями! Желаем здоровья вам и вашим близким, успехов во всех начинаниях, любви и чистого неба над головой. До новых встреч в 2021 году в вагонах акционерной компании Железные Дороги Якутии!
Юрий ГОРОДЕЦКИЙ.