Что такое конфликт интересов? Какие меры следует предпринять служащему или работодателю, чтобы не допустить таких нарушений? Каковы механизмы защиты граждан, сообщивших о фактах коррупции?
Эти и другие вопросы мы обсудим сегодня с прокурором отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Республики Саха (Якутия) младшим советником юстиции Акимовой Евгенией Васильевной.
– Насколько в нашей республике распространены коррупционные нарушения?
– В 2020 году выявлено 144 преступления коррупционной направленности, из них 68 – это преступления, связанные с мошенничеством с использованием служебного положения.
Кроме того, органами прокуратуры республики ежегодно выявляется более 2 000 иных нарушений в сфере исполнения законодательства о противодействии коррупции, в целях устранения которых прокурорами принимается свыше 1 000 актов прокурорского реагирования.
– Ситуация улучшается или, наоборот, ухудшается?
– За 11 месяцев 2020 года прокурорами выявлено около 2 000 нарушений законодательства о противодействии коррупции, что соответствует показателю прошлого года.
В большинстве случаев эти нарушения связаны с соблюдением обязанностей, запретов и ограничений, лицами замещающими государственные и муниципальные должности, а также государственными и муниципальными служащими, в том числе по регулированию конфликтов интересов, предоставления сведений о доходах и расходах.
Вместе с тем, могу отметить, что правовая культура, в том числе среди должностных лиц, значительно выросла в последнее время. А рост показателей, наверное, скорее свидетельствует об активизации работы прокуроров, поскольку противодействие коррупции остается приоритетным направлением в Генеральной прокуратуре Российской Федерации.
– Какие сферы можно назвать самыми коррупционными в нашем регионе?
– Анализируя практику, можно сказать, что наиболее коррумпированными являются бюджетная сфера, сферы использования государственного и муниципального имущества, размещения заказов для государственных и муниципальных нужд.
Прокурорами выявляются факты присвоения денежных средств должностными лицами бюджетных организаций. Например, прокуратурой Вилюйского района по выявленным нарушениям бюджетного законодательства в следственные органы были направлены материалы проверки для решения вопроса об уголовном преследовании заместителя главы и главного бухгалтера администрации МО «Город Вилюйск», организовавших хищение денежных средств, выделенных на оплату труда работников администрации, путем незаконного авансирования себе заработной платы на сумму 530 тыс. руб. По результатам их рассмотрения в отношении указанных лиц были возбуждены уголовные дела по ч.3 ст.160 УК РФ, в настоящее время по ним проводится предварительное следствие.
Аналогичного характера нарушения вскрыты прокурорами г.Нерюнгри, Алданского, Горного, Ленского, Мегино-Кангаласского и Усть-Янского районов, которыми приняты меры по восстановлению нарушенных интересов государства путем инициирования уголовного преследования виновных лиц.
В ходе совместной проверки прокуратуры республики и Управления ЭБиПК МВД по РС(Я) вскрыты существенные нарушения прав субъектов предпринимательства, а также факт хищения денежных средств на сумму свыше 70 млн руб., совершённый должностными лицами МКК «Фонд развития предпринимательства Республики Саха (Якутия)», с применением схем легализации доходов, добытых преступным путём.
По данному факту материалы проверки направлены в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании. По результатам их рассмотрения возбуждено уголовное дело в отношении руководителя Фонда, её заместителя и других лиц по признакам составов преступлений, предусмотренных ч.4 ст.159 УК РФ, п.«б» ч.4 ст.174.1 УК РФ, п.п.«а», «г» ч.7 ст.204 УК РФ. Ход и результаты расследования уголовного дела находятся на контроле прокуратуры республики.
– Что такое конфликт интересов?
– Согласно статье 10 Федерального законом от 25 декабря 2008 г. номер 273-ФЗ «О противодействии коррупции» конфликт интересов, конфликт интересов – это ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью следует понимать возможность получения широкого круга благ самим сотрудником, его близкими родственниками либо лицами, связанными иными корпоративными и близкими отношениями.
Конфликт интересов может возникать, например, при выполнении служащим управленческих функций в отношении родственников или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность; при взаимодействии с бывшим работодателем и трудоустройстве после увольнения с государственной службы; выполнении иной оплачиваемой работы; нарушение установленных законодательством запретов и ограничений, связанных с прохождением службы.
– Если такой конфликт возникает, какие меры должен предпринять служащий?
– Служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника и представителя нанимателя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему стало об этом известно. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов со стороны служащего осуществляется путем его самоотвода или отказа от выгоды, явившейся причиной конфликта интересов, а со стороны представителя нанимателя – путём отвода, изменения должностного или служебного положения служащего, являющегося стороной конфликта, вплоть до его отстранения от исполнения служебных обязанностей.
Непринятие служащим, а также руководителем, которому стало известно о наличии у подчиненного личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по его предотвращению и (или) урегулированию является правонарушением, влекущим увольнение в связи с утратой доверия.
Например, прокуратурой г.Якутска в отделе подготовки и сопровождения строительства Управления образования Окружной администрации ГО «город Якутск» установлен факт несоблюдения его руководителем обязанности по уведомлению в установленном законом порядке работодателя о возникшем конфликте интересов, стороной которого он являлся, в связи с участием в закупках по муниципальным контрактам, исполнителем которых являлась аффилированная с ним коммерческая организация.
По представлению прокуратуры города трудовые отношения с указанным работником были прекращены.
– В обязательном ли порядке лицо, допустившее конфликт интересов, подлежит увольнению?
– Несмотря на то что Федеральный закон предусматривает ответственность в виде увольнения в связи с утратой доверия в отношении лиц, допустивших и неурегулировавших конфликт интересов, практика позволяет применять и более мягкие виды дисциплинарной ответственности– замечание, выговор и т.д.
Об этом, кстати, также указано в июльских методических рекомендациях Минтруда РФ, изданных во исполнением Национального плана противодействия коррупции на 2018-2020 годы, утверждённого указом Президента Российской Федерации.
Итоговое решение о применении или неприменении взыскания и его вида принимает работодатель. И даже решение комиссии для него носит лишь рекомендательных характер.
– Могут ли государственные и муниципальные служащие заниматься иной работой? Не нарушает ли это запрет?
– Для лиц, замещающих государственные должности, будь то министры, депутаты Ил Тумэна (сразу оговорюсь, что на не постоянной основе) есть запрет заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме творческой, преподавательской или научной. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счёт средств иностранных государств, граждан и организаций, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Для государственной и муниципальной службы такого ограничения и запрета нет. Есть лишь обязанность по уведомлению работодателя. И, конечно же, обязанность по недопущению конфликта интересов.
Но чем-чем, а коммерцией служащим заниматься нельзя. Государство запрещает служащим заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией. Оговорюсь, если это не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
– Какие административные правонарушения коррупционного характера выявляются в республике?
– Наиболее распространенный характер носят нарушения, связанные с незаконным привлечением к трудовой деятельности бывших муниципальных или государственных служащих (ст.19.29 КоАП РФ).
Так, за истекший период 2020 года прокурорами было возбуждено 40 дел по указанной статье. К административной ответственности привлечены 28 лиц, общая сумма штрафов составила около одного миллиона рублей.
Характер нарушений при трудоустройстве бывших государственных и муниципальных служащих выразился в ненаправлении уведомления о принятии на работу либо представлении такой информации с нарушением установленного законом 10-дневного срока.
– Какие меры следует предпринять работодателю, чтобы не допустить таких нарушений?
– В первую очередь ему необходимо выяснить у бывшего служащего, включена ли замещаемая ранее им должность в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, поскольку данный факт является основным критерием необходимости сообщать представителю нанимателя (работодателю) о приёме на работу вышеуказанного лица.
При этом следует учитывать, что, согласно части 2 статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции», гражданин при заключении трудового договора обязан сообщить работодателю сведения о последнем месте своей службы.
Далее необходимо определить, прошёл ли двухлетний период после освобождения от замещаемой должности государственной или муниципальной службы и увольнения со службы.
Если после увольнения бывшего служащего с должности государственной или муниципальной службы, включённой в соответствующий перечень, прошло:
- менее двух лет – требуется сообщить в десятидневный срок;
- более двух лет – сообщать о заключении трудового договора не требуется.
Сообщение о приёме на работу бывшего служащего направляется в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. номер 700, в письменной форме, оформляется на бланке организации за подписью ее руководителя или иного уполномоченного лица, подписавшего трудовой договор.
– Имеется ли у нас в республике практика привлечения к административной ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического лица?
– Конечно, имеется. В текущем году прокуратурой республики возбуждено подобное административное дело в отношении акционерного общества «Якутская ярмарка». Поводом тому послужили предоставленные следственным органом материалы, содержащие сведения о том, что в январе 2019 года генеральный директор АО «Якутская ярмарка», действуя от имени и в интересах акционерного общества, передал региональному министру предпринимательства, торговли и туризма взятку 200 тыс. рублей за способствование в решении вопроса о передаче туристических объектов «Царство вечной мерзлоты» и «Дом рыбака» в пользу руководимого им предприятия.
Решением мирового судьи юридическое лицо признано виновным в административном правонарушении и подвергнуто штрафу 500 000 рублей. Решение суда вступило в силу, назначенный судом штраф оплачен в полном объёме.
– Привлекаются ли к административной ответственности за нарушение законодательства о противодействии коррупции органы местного самоуправления?
– Да, городскими и районными прокурорами ежегодно выявляются нарушения в местных администрациях, связанные с неразмещением предусмотренных антикоррупционным законодательством сведений на официальных сайтах органов местного самоуправления.
Например, по постановлениям прокурора Момского района к административной ответственности по ч.2 ст.13.27 КоАП РФ привлечены глава МО «Индигирский национальный наслег» и глава МО «Чыбагалахский национальный наслег» за неразмещение на официальных сайтах муниципальных образований сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, занимающих муниципальные должности, муниципальных служащих и членов их семей.
– А какие существуют ограничения, которые обязаны соблюдать бывшие государственные и муниципальные служащие?
– Гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включённую в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности или выполнять работы (оказывать услуги) на условиях гражданско-правового договора в организации, если отдельные функции государственного, муниципального управления данной организацией входили в должностные обязанности служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных и муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Несоблюдение данного требования влечет расторжение трудового договора.
Например, в ходе проверок вскрыты факты принятия на работу в АО «Якутскгеология», АО «Туймаада-Агроснаб» бывших госслужащих. Несмотря на то, что замещаемые гражданами должности и выполняемые в государственных органах полномочия были непосредственно связаны с осуществлением отдельных функций государственного (административного) управления в отношении коммерческих организаций бывшими служащими факт своего трудоустройства не был согласован с Республиканской комиссией по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.
По выявленным нарушениям прокуратурой республики в адрес руководителей организаций внесены представления, по результатам их рассмотрения трудовые договора с работниками расторгнуты.
– Помогает ли общественность в борьбе с коррупционными проявлениями?
– Конечно основным источником информации, как для прокуратуры, так и для остальных правоохранительных органов, являются сообщения граждан о совершённых коррупционных преступлениях и правонарушениях.
К сожалению, большинство из них, сводятся к оспариванию решений или действий должностного лица. При этом считают данное должностное лицо коррупционером только из-за занимаемой должности. В быту распространено мнение, что раз чиновник, то значит коррупционер.
Вместе с тем, мы каждому обращению выделяем особое внимание, проводим полный комплекс проверочных мероприятий, чтобы установить истину.
– Многие лица не хотят сообщать о фактах коррупции, поскольку боятся, что впоследствии на них могут оказать давление? Есть ли какие-нибудь механизмы защиты?
– Защита лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях и преступлениях это важная государственная задача.
Так, Указом Президента номер 309 от 02.04.2013. установлен особый порядок применения мер, в том числе дисциплинарного характера, к лицам, сообщившим о фактах коррупции.
Согласно данному порядку, рассмотрение вопросов их привлечения к ответственности или увольнения осуществляется на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению с возможностью участия прокурора.
Следующей гарантией является освобождение лица от уголовной ответственности за сообщение о факте дачи взятки должностному лицу. Это очень действенная мера для лиц, которые осознали последствия совершенного ими преступления и готовы сотрудничать со следствием.
С августа текущего года в законодательство внесены изменения, согласно которым от административной ответственности освобождается юридическое лицо, в интересах которого давалась взятка или коммерческий подкуп, если руководство данного юридического лица способствовало выявлению данного правонарушения.
Кроме того, для лиц, сообщивших о коррупционных преступлениях, по их заявлению могут рассматриваться вопрос о государственной защите как участника уголовного судопроизводства.
В любом случае при обращении в прокуратуру, и мы обдумаем какой комплекс мер и гарантий применить для конкретной ситуации.
Подписаться на новости
Получайте самые свежие и актуальные новости от SakhaTime!
Управление рассылками