Почему ответственные руководители республики, принимающие решение о строительстве вантового автомобильного моста через реку Лену думают, что они не попадут в такое же положение? Я уверен, что попадут.
Прокуратура Приморского края обратила внимание на длительность процесса очистки вант моста на Русский остров от льда после обледенения и необходимость выработки новых технологий очистки.
Я предлагаю прокуратуре Республики Саха и другим компетентным органам вникнуть в проблему сейчас, до принятия столь рискованного, неоправданного с экономической, конструкционной и эксплуатационной точки зрения решения о строительстве вантового автомобильного моста через реку Лена.
Вопрос первый. Обледенение.
Энергетики Якутскэнерго каждую весну и осень борются с обледенением проводов – в результате налипания мокрого снега, осаждения на проводах переохлаждённой воды, находящейся в воздухе в виде тумана, мороси, дождя. Образование куржака в результате колебания температур тоже будет обязательно. Но у энергетиков хотя бы есть технологи удаления льда: путём плавления гололёда на проводах или путём возбуждения интенсивных изгибных колебаний провода. На очистку вант таких технологий нет.
Вопрос второй. Резонансные явления.
Это явление резкого нарастания амплитудных колебаний системы (конструкции моста) при периодическом внешнем воздействии (например, порывы ветра). Самая известная катастрофа в результате резонансных явлений – это обрушение Такомского моста в США в 1940 году.
Вопрос третий. Надёжность вант.
Как стало известно из средств массовой информации, ванты для моста на остров Русский изготавливали французы. Испытать ванты в полномасштабной модели Ленского моста французы не могут. Где они возьмут минус 64,40 градуса мороза, что официально зарегистрировано самой низкой температурой в районе города Якутска. Лабораторные испытания можно соотносить с реальными условиями только с определёнными допусками.
Вопрос четвёртый. Экономика мостового перехода.
Если будет построен чисто автомобильный мост, это не приведёт к снижению цен, не вызовет взрывного роста перевозки грузов. Мы получим в Якутске те же товары привезённые дорогим автомобильным транспортом – только по авто мосту, а не паромом или по льду. Тарифы на автоперевозки не регулируются государством. В отсутствии альтернативных видов транспорта, автомобилисты будут держать их максимально высокими. Наоборот, строительство автомобильного моста, а не совмещенного автомобильно-железнодорожного, приведет к удорожанию стоимости товаров за счет платы за проезд через мост, поскольку мост строится на условиях возвратных средств.
Да, жителям будет удобно ездить на личном транспорте через мост. Это оздоровит домохозяйство граждан, но не более того.
Если же будет построен совмещенный автомобильно-железнодорожный мост и железная дорога придет в Якутск – это даст снижение цен, так как грузы везутся АК «Железные Дороги Якутии» по тарифам РЖД. В Якутск придут крупные торговые операторы, что приведёт к снижению цен на товары народного потребления.
Сегодня самые низкие цены на продукты питания по РС (Якутия) в городе Нерюнгри, куда железная дорога везёт грузы уже более 40 лет.
Все действующие предприятия смогут перейти с сезонного, досрочного завоза на ритмичные поставки, без необходимости долгосрочных запасов.
Дальнейший приход железной дороги в Западную Якутию оздоровит экономику находящихся там предприятий, сделает реальными новые бизнеспроекты.
Вывод – строить надо совмещённый автожелезнодорожный мост, с применением в конструкции классических железнодорожных ферм.
Дудников А.Н.,
Заслуженный строитель РФ,
Почётный транспортный строитель РФ,
Почётный железнодорожник РФ,
кавалер ордена «Полярная звезда», Республика Саха (Якутия).
Подписаться на новости
Получайте самые свежие и актуальные новости от SakhaTime!
Управление рассылками