В заголовок вынесены слова Мохортова Константина Владимировича – легендарного, первого начальника Главбамстроя, заместителя министра Транспортного строительства СССР. Они были им сказаны в 1985 году на митинге посвящённом укладке «серебряного звена» - начале строительства магистрали. Тем самым была подчёркнута значимость этой линии для всей страны.
Акционерная компания вобрала в себя лучшие бамовские традиции и является сегодня современной инфраструктурной железнодорожной компанией, занимающейся успешно, в том числе и строительством. Именно это позволило ей завершить в 2019 году пусковой комплекс линии Беркакит – Кердем – Нижний Бестях и сдать его в постоянную эксплуатацию. Аксиома известная каждому транспортному строителю – «железная дорога строит себя сама», в данном случае приобрела буквальное значение. Все эти годы компания находится в постоянном поиске, до недавнего времени это диктовалось борьбой за выживание, сейчас это - качественное развитие услуг железнодорожного транспорта в Якутии.
Пуск пассажирского движения на участке Беркакит – Томмот в 2004 году, обозначил формирование компании как железнодорожной структуры отвечающей всем лицензионным требованиям. Это имело определяющее значение при принятии генподрядчиком строительства – «ЗАО «Инжтрансстрой» решения в 2005 году о передаче перевозки грузов по новостройке Томмот – Кердем – Нижний Бестях ОАО АК «ЖДЯ» и отказе от возрождения собственных железнодорожных мощностей. С тех пор компания эксплуатирует линию на всех этапах строительства – рабочей, временной и постоянной эксплуатациям.
Считаю, что сегодня, опыт строительства и эксплуатации железной дороги Беркакит – Томмот – Якутск недооценён правительством РФ. Недорогое строительство магистрали, эксплуатация, адаптированная к жёстким северным условиям и малолюдности территорий несёт огромный запас прочности и является ключом к решению логистических проблем Северо – Востока России. Эти преимущества на долгие десятилетия обеспечат ОАО АК «Железные Дороги Якутии» устойчивое развитие в объёмах перевозимых грузов и увеличении протяжённости эксплуатируемых участков.
Железнодорожный транспорт считается самым «народным» видом транспорта, что подтверждается удобством, развитостью сети, доступностью цен, безопасностью. Преимущества станут очевидными для всех якутян с его приходом в город Якутск. Компании необходимо к этому готовиться. Своё слово в этом вопросе сказала счётная палата России - без Якутска полного экономического эффекта от эксплуатации железной дороги Беркакит – Томмот – Якутск нет. Ждём решений федеральных и региональных властей. Неплохо было бы получить его в юбилейный год.
А.Н. Дудников
Заслуженный строитель РФ
Почётный транспортный строитель РФ
Почётный железнодорожник РФ
Кавалер ордена «Полярная звезда».
Из истории создания компании:
Первое распоряжение о создании акционерной компании было сделано в Постановлении Правительства РФ от 04 января 1992 года 32 «О мерах по завершению строительства Байкала – Амурской железнодорожной магистрали (БАМа) и сооружении железнодорожной линии Беркакит – Томмот – Якутск». Подписано оно было Ельциным Б.Н. Пункт 2 постановления гласил –
«2.Для осуществления строительства железнодорожной линии Беркакит – Томмот – Якутск считаю необходимым создание акционерной компании.
Министерству экономики и финансов Российской Федерации, Совету Министров Республики САХА (Якутия), Государственной корпорации «Трансстрой» с участием Министерства транспорта Российской Федерации до 01 февраля 1992 года внести предложения Правительству Российской Федерации по вопросам, связанным с организацией указанной компании и источникам финансирования железнодорожной линии Беркакит – Томмот – Якутск с учётом привлечения банковских кредитов, средств заинтересованных предприятий и организаций, суверенных государств, иностранного капитала».