Хороший документ. Правильный. Своевременный. Хочется думать, что после этого Правительство РС (Якутия) и Минтранс России откажутся от ошибочного решения строить только автомобильный мост в Табагинском створе.
Всё дело в том, что сегодня движение грузовых автомобилей прерывается всего на три-четыре месяца в году. Это не критично для экономики республики. Торговые организации, промышленные предприятия научились планировать свои поставки с учётом этого обстоятельства. Теперь же, задача упростилась с открытием железной дороги до станции Нижний Бестях, куда грузы доставляются из любой точки России по тарифам РЖД. В последние годы, нет очередей на речные паромы, только в выходные дни. Но это не очереди на несколько суток как бывало ранее, сейчас 2-3 часа не более.
В зимние месяцы по льду идут грузовые машины любой грузоподъёмности, без ограничений. Какую услугу предлагает нам автомобильный мост? От Якутска до Табаги - 30 км и ещё 30 км - от Табаги до Нижнего Бестяха. Итого - 60 км. Время в пути грузового автомобиля, в условиях плотного городского движения, будет не меньше полутора часов. А грузовой речной паром из Нижнего Бестяха в Якутск идёт один час сорок минут.
В чём выигрыш? Во времени выигрыша нет! Более того, паром доставляет грузовые автомобили в промышленную зону и город не чувствует этого грузопотока, в том числе, с опасными грузами. Автомобильный мост направит поток грузовых машин с другой стороны, со стороны Табаги, через ДСК и они пойдут до пункта назначения через город, или потребуется протяжённая объездная дорога. Вы скажете, что совмещенный автожелезнодорожный мост предлагает так же движение грузовых машин с юга. Нет. Грузы пойдут в вагонах, на новые станции Якутск-грузовая и Якутск – Речной порт. Причём железная дорога обойдёт город по коренному берегу в пяти-десяти километрах от долины Туймада и подойдёт к нему с северной стороны. Станция Якутск-пассажирская планируется в непосредственной близости от аэропорта «Якутск».
При этом надо помнить, что один грузовой поезд будет везти 3600 тонн, что равнозначно 120 грузовым машинам по 30 тонн каждая. То есть, два-три грузовых состава в день уберут полностью автомобильное грузовое движение до города Якутска. Будут целыми дороги, существенно улучшится безопасность движения и экология. С вводом автомоста, цены на товары народного потребления не снизятся. Они же не снижаются, когда машины идут по льду напрямую - в город. Как пример, цены в Крыму не снизились с пуском автомоста, снижение ожидается с запуском железнодорожной его части. Цены на автоперевозки не регулируются государством.
А рынок устроен так, что сегодня стоимость перевозки груза от станции Нижний Бестях до Якутска по льду, на 28 км, искусственно завышена и стоит столько же, сколько перевозка этого груза по федеральной автодороге на 150 километров. Вывод : автомобильный мост снимет трёх-четырёх месячный перерыв в автодвижении через реку Лена, но это не даст роста экономики республики, не улучшит социальное положение граждан.
Теперь о железной дороге. В начале о социальных вопросах.
Цены. Сегодня в Якутии самые низкие цены на продукты питания в Нерюнгринском районе. Чем он отличается от остальных районов? Правильно, наличием железной дороги и присутствием крупных торговых операторов, у которых цены ниже. С приходом железной дороги в Якутск, снизятся цены и у нас.
Свобода передвижения граждан увеличивается, как в поездах дальнего следования, так и в пригородных, маршруты которых будут, безусловно, открыты. Недельное путешествие Якутск-Москва - на любителя, но двое суток до Благовещенска и Читы вполне комфортны. Алдан, Нерюнгри – маршруты выходного дня на поезде для любителей лыжного спорта, экскурсий на золотодобывающие предприятия, водного туризма.
Здравоохранение – железная дорога снимает вопрос доставки тяжёлых больных, инвалидов к медицинским центрам в Якутске. Концентрация высокотехнологичной помощи в крупных городах - это устойчивый путь развития здравоохранения, ему нужен удобный, надёжный, безопасный, недорогой транспорт.
Культура, образование, спорт – уже сегодня в каждом пассажирском поезде едут спортсмены, артисты, преподаватели, студенты, учащиеся Якутии и других регионов.
Теперь о экономике, бизнесе и рабочих местах. Приход железной дороги меняет региональную экономическую географию. Наличие надёжного, круглогодичного, дешёвого вида транспорта, способного перевозить огромные объёмы груза, создаёт условия для мультипликативного роста экономики региона. Например, перевозка по железной дороге Беркакит-Томмот труб большого диаметра и других грузов для строительства нефтепровода ВСТО, газопровода «Сила Сибири». Или создание угледобывающего предприятия «Колмар», которое уже сегодня добывает более пяти млн. тонн угля в год и отгружает его на железную дорогу. Наличие железной дороги создаёт благоприятные условия для бизнеса как действующего, так и вновь создаваемого. Например, ритмичная, помесячная, поставка металла на Жатайский судостроительный завод, а не сезонная, по реке, с необходимостью запаса на весь год. Или, помечтаем, открытие в Якутске завода по сборке автомобилей УАЗ, пользующихся большим спросом в Якутии, Магаданской области, Чукотке, Камчатке. С организацией производства отдельных комплектующих на месте, с модернизацией под северные условия. Железнодорожный транспорт так же потребует рабочих и инженерных кадров.
Переход железной дороги через р. Лену обязательно вызовет её движение на запад, в центры газо - нефтедобычи, в алмазный край. Это позволит бизнесу существенно улучшить себестоимость производства.
Построенная железная дорога Беркакит-Томмот-Якутск, по стоимости строительства вполне сопоставима со стоимостью строительства федеральной автомобильной дороги. Эта железная дорога представляет из себя идеальную модель для путей сообщения в малонаселённых районах северо-востока России. Деньги те же, а результат кардинально отличается. Автодорога везёт несравненно меньше и дороже. Пример – асфальт на дороге Томмот-Якутск (440км), вместе с реконструкцией и строительством новых участков по стоимости равен железной дороге до Хандыги (380км). С точки зрения эффективности, вложения федеральных бюджетных средств в автодорогу « Лена» не выдерживает критики. Грузы забрала железная дорога, а по автодороге едут 50-100 автомобилей в сутки. Всех - легковых и грузовых!
На Байкало-Амурской магистрали опоры больших мостов строились на перспективу под два пути, хотя пролёты делали под один путь. Это правильно. Потому что опоры самая трудоёмкая часть. На однопутном железнодорожном мосту через Амур возле Хабаровска, построенному в царское время, сделали реконструкцию. Не меняя русловую часть опор, изменили их надводную часть и разместили на них железную дорогу под два пути. Более того, сверху железнодорожных ферм обустроили автопроезд. Теперь это совмещенный автожелезнодорожный мост под два железнодорожных пути и четыре полосы автодвижения. Сегодня не только мост через р. Лена надо проектировать и строить совмещённым, автожелезнодорожным, но и мост через р. Алдан на дороге «Колыма» возле Хандыги надо проектировать с опорами под размещение авто и железнодорожного проезда. Пусть даже железная дорога подойдёт туда через 20 лет.
Якутск. Какие выгоды может извлечь город после прихода железной дороги, кроме тех, что уже перечислены. Самое главное, на мой взгляд, это то, что городу необходимо выходить с застройкой из долины Туймаада на коренной берег. Точечная застройка с увеличением этажности несёт в себе опасность перегрузки инфраструктуры. Пробки, загазованность, техногенный туман зимой создают большие проблемы. Грунты в пойме слабые, мощность вечно мёрзлых грунтов меньше, чем на коренном берегу.
Равнинность поймы затрудняет водоотвод, происходит накопление солей, что снижает температуру замерзания грунта. Супеси и суглинки, слагающие почву способствуют пылеобразованию, что отрицательно влияет на экологию, загрязняет атмосферу. Строительство Якутской ГРЭС-2 на коренном берегу - это начало. Железная дорога увеличит привлекательность этих территорий для жилой застройки. Современный состав поездов пригородного сообщения типа «Ласточка» даст надёжный и современный транспорт, связывающий новые кварталы с центром города.
Проезд на поезде из пригорода в центр города, пятнадцать – двадцать километров, где разместится современный пункт пересадки в автобусы и такси, будет преодолеваться за 20 минут без пробок и по расписанию. Коренной берег возвышается над поймой на 100-120 метров, здесь на 2-3 градуса теплее и практически не бывает техногенных туманов зимой. Открытие станции Якутск-грузовая и других создаст условия для выноса из городской черты складских и промышленных объектов. Возможность получения груза в вагонах, с пломбой изготовителя или отправителя, без перегрузок в пути, снимает у бизнесменов множество проблем. Особенно это важно для таких грузов как керосин для авиации. Вынос баз и складов за город позволит закрыть въезд в город большегрузных автомашин.
Роль железной дороги в обороноспособности и решении мобилизационных вопросов - это удел специалистов, но, тем не менее, понятно, что переброска крупных воинских соединений под силу только железной дороге.
Железная дорога придёт в Якутск и будет эксплуатироваться акционерной компанией «Железные дороги Якутии», что позволит учитывать специфику эксплуатации в республике и, в то же время, находиться в надзорном ведении Федерального Агентства Железнодорожного транспорта. АК «ЖДЯ» сегодня - мощная, развивающаяся компания, работающая с прибылью, внедряющая новую технику и технологии. Самостоятельное юридическое лицо, зарегистрированное на территории Якутии и уплачивающее налоги в республиканскую казну.
За всю историю строительства Амуро-Якутской железнодорожной магистрали не было ни одного документа определяющего конечной точкой станцию Нижний Бестях. Мост через р. Лену всегда был в планах или железнодорожный или совмещённый автожелезнодорожный. Российская Академия Наук, после рассмотрения в отраслевых институтах, в письме от 2012 года в адрес министра транспорта Российской Федерации Левитина И.Е. подвела итог дискуссии «мост-тоннель».
Президент Российской Академии Наук Осипов Ю.С. в письме отметил: «Считаю, что приведённые материалы вполне обоснованно позволяют сделать однозначный выбор в пользу совмещенного автомобильно-железнодорожного перехода в Табагинском створе». Виза на этом письме Председателя Правительства РФ Медведева Д.А. в адрес заместителя Председателя Правительства РФ Дворковича А.В. и Минтранса России Соколова М.Ю. гласит: «Примите окончательное решение с учётом заключения Российской академии наук. Доложите».
В 2018 году, в июле, состоялась международная научно-практическая конференция «Переход через Лену. Пути решения». Конференция признала целесообразным строительство совмещенного автомобильно железнодорожного моста.
Согласно Федерального закона №17 от 10.01.2003года «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» статья 10.п.1;п.2 написано, что строительство железных дорог включённых в федеральные целевые программы финансируются из федерального бюджета. Усилиями правительства Штырова В.А. наши объекты были включены в эти программы с объёмом финансирования 50 млрд. рублей на совмещённый мост и 29 млрд. рублей на железную дорогу до станции Якутск – речной порт.
Сегодня Счётная Палата России говорит: стройте совмещённый автожелезнодорожный мост, экономьте деньги бюджета РСаха (Якутия), заботьтесь о населении.
Думаю, это единственно правильное решение в пользу развития Якутии и России.
Дудников Александр Николаевич.
Председатель НП «Транспортный
Союз РС (Я) в период 2004-2015гг,
Заслуженный строитель РФ,
Почётный железнодорожник РФ,
Почётный транспортный строитель РФ,
Награждён орденом «Полярная звезда в 2011г.