Иван Макаренко
В этом году локомотивному депо акционерной компании «Железные дороги Якутии» исполняется 17 лет. О работе депо и локомотивной службы, о сложившемся коллективе службы и его традициях газете «Якутия» рассказал заместитель начальника локомотивной службы Михаил Воронцов.
Самостоятельное подразделение
- Михаил Александрович, с чего начинается история локомотивной службы «Железных дорог Якутии»?
- Локомотивную службу, как самостоятельное подразделение ЖДЯ, организовали в 2002 году, хотя ее история берет начало в далекие 90-е годы, когда шло строительство железной дороги Беркакит-Томмот-Якутск, отдельные ее участки сдавались в эксплуатацию и начали осуществляться перевозки народно-хозяйственных грузов. Поэтому можно сказать, что история становления и развития локомотивного хозяйства ЖДЯ, естественно, тесно переплетена с историей развития Амуро-Якутской железнодорожной магистрали и компании «Железные дороги Якутии». В 1992 году было основано оборотное локомотивное депо на станции Нерюнгри-грузовая, но тогда эксплуатацией железной дороги Беркакит-Томмот занималось Отделение временной эксплуатации АО «Бамстрой».
В 1997 году Акционерная компания «Железные дороги Якутии», которая являлась заказчиком строительства железной дороги Беркакит-Томмот-Якутск, взяла в свои руки функции по ее эксплуатации силами вновь созданного дочернего предприятия ООО «Северный экспресс». Впоследствии произошел еще ряд структурных преобразований, в результате которых в 2002 году все филиалы компании были реорганизованы, и созданы службы и отделы непосредственно в самой компании. В апреле 2003 года было образовано основное локомотивное депо станции Алдан. В том же году с ноября в локомотивном депо стали проводить техническое обслуживание локомотивов в объеме ТО-2, углубленный ремонт ТО-3, а также технический ремонт в объеме ТР-1, что заметно улучшило техническое состояние эксплуатируемой техники, решилось много проблем. Ведь раньше для выполнения этих работ приходилось отправлять тепловозы в Тындинское локомотивное депо.
- Сколько километров путей вы обслуживаете?
-- Всего мы обслуживаем 794 километра железнодорожных путей от Нерюнгри до Нижнего Бестяха. Наша служба является самой многочисленной после службы пути. Сегодня 74 локомотивные бригады обслуживают перевозочный процесс. В этом году утверждено новое штатное расписание, где нам дано право увеличить их число до 81. Это связано с ростом объема перевозок и локомотивного парка.
- За эти годы какие изменения претерпела локомотивное хозяйство компании?
-- За последние 12 лет в локомотивном хозяйстве произошли серьезные изменения. Наверно, часто все преобразования, которые происходят в деятельности любого предприятия, вызваны требованием времени. Для нашей службы знаковым стал 2006 год, когда определилась стратегия на развитие и укрепление материально-технической базы локомотивного хозяйства для обеспечения тягой возрастающих объемов перевозок.
Первым этапом этого грандиозного плана стала модернизация локомотивного парка принципиально новыми силовыми установками компании General Electric и на сегодняшний день весь локомотивный парк, это 18 локомотивов серии ТЭМ2 49 секций грузового движения серии ТЭ10МПGE, которые могут работать как по отдельности так и по системе многих единиц, проще говоря в 2х, 3х, 4х секционном исполнении не зависимо от порядкового номера. С локомотивами отечественного производства это технически невыполнимо. Основным плюсом именно этой силовой установки так же является безотказность и надежность в эксплуатации в совокупности с экономичным расходом дизельного топлива и смазки.
Вторым, не менее значимым этапом является решение о проектировании, и начало строительства третьей очереди локомотивного депо в 2016 году. Это очень дальновидное и мудрое решение, принятое руководством компании, которое позволит проводить все виды ремонта непосредственно на месте дислокации локомотивов, что позволит исключить отток денежных средств компании на ремонт модусного оборудования на сторонних предприятиях, а это ни много ни мало порядка 50 млн руб в год, создание дополнительных рабочих мест. И как основная цель - увеличение объема перевозки пассажиров и груза так необходимого в нашем суровом краю.
- Каков средний возраст локомотивов?
- Возраст разный. Например, у нас служат локомотивы 70-ых годов выпуска, но все они прошли модернизацию, после чего срок их эксплуатации автоматически продляется на 10-15 лет. Все элементы, которые подвергаются какому-либо воздействию, рамы тележек, колеса постоянно проходят диагностику и при необходимости заменяются. Дата выпуска при грамотной и ответственной эксплуатации существенной роли не играет.
Кадры решают
- Если говорить о кадровом вопросе, чувствуете ли вы нехватку специалистов?
- Ротация кадров есть. Когда у нас увольняются работники в связи с выходом на пенсию, нам приходится приглашать к себе на работу сотрудников РЖД, поскольку техникум в Нижнем Бестяхе не в полной мере может восполнить наш кадровый потенциал.
Что касается обучения молодых специалистов здесь, в Якутии, то хочу отметить, что мы всегда идем на встречу учебным заведениям. Так, в течении всего периода обучения мы сотрудничаем как с педагогическим коллективом техникума в Нижнем Бестяхе, так и непосредственно с его учащимися в рамках профориентации. Приглашаем их на производство для прохождения производственной практики, но большинство ребят уходит -- кто получать высшее образование, кто искать другую работу, так как не всех устраивает график работы. Тем не менее у нас в депо работают 12 выпускников нижнебестяхского техникума и работают они отлично. Двое из них уже стали машинистами, часть трудится в ремонтных цехах.
Спорт – круглый год
- В профсоюзе локомотивную службу отмечают, как одну из наиболее активных в спортивных мероприятиях.
- В нашей службе очень сильны спортивные традиции. У начальника депо стоит стеллаж, заставленный кубками от участия в различных соревнованиях, которые проводились с участием работников ЖДЯ. А ведь наши работники побеждали не только на городских мероприятиях, но и на соревнованиях республиканского уровня.
Работы стало много
- На сколько вырос объем работы, после того, как стали ходить регулярные рейсы до Бестяха?
- Когда в прошлом году открылось сообщение с Нижним Бестяхом, люди очень радовались тому, что появилась возможность ездить по железной дороге, а не только летать на самолете или пользоваться услугами такси. Например, доехать из Якутска до Нерюнгри намного комфортнее по железной дороге – лежи на полке, читай книги – нежели в такси.
Поэтому увеличение количества пассажиров мы сразу заметили. Также, как и увеличение объемов перевозки грузов.
Так, за 2019 по сравнению с 2018 годом у нас на 50% увеличился объем грузовых перевозок. Увеличились также локомотивный парк (на 10 секций), количество локомотивных бригад (если в 2018 году у нас было 63 машиниста и 67 помощников, то в 2019 -- уже 74 машиниста и 76 помощников). Мы растем и еще будем расти. А уж когда мост через Лену построят, то мы объемы своих работ увеличим на сотни процентов.
Железная дорога работает без сбоев и перевозит пассажиров и грузы в любую погоду.