О том, какие льготы и гарантии имеются у предпринимателей этой категории, в том числе в условиях карантинных мероприятий – в интервью прокурора г. Мирного Виталия Аникеева.
– Виталий Александрович, кто относится к субъектам малого и среднего предпринимательства и сколько предпринимателей осуществляют свою деятельность на территории Мирнинского района?
– Категории субъектов предпринимательской деятельности определены Федеральным законом от 24.07.2007. номер 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Это один из основных законов в данной сфере, на который сегодня мы будем достаточно часто ссылаться.
Так, к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, соответствующие определённым условиям.
Одним из таких условий является среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год. К примеру, численность работников микропредприятий должна составлять до 15 человек, малых – до 100 человек, средних – от 101 до 250 человек. Еще одним условием является доход предпринимателей, который не должен превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов предпринимательства.
Чтобы каждый раз не выяснять соответствие всем условиям конкретной организации, на сайте Федеральной налоговой службы функционирует Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, на котором и сами предприниматели, и представители контролирующих органов по номеру ИНН, ОГРН или наименованию организации могут проверить отнесение предпринимателя к соответствующей категории.
В Мирнинском районе (без учёта г.Удачного и п.Айхал) зарегистрировано 2 203 субъекта малого и среднего предпринимательства. Наиболее популярными видами деятельности являются оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (43 процента), транспорт и связь (22 процента), операции с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (10 процентов), перерабатывающие производства (10 процентов).
– Какие меры поддержки предпринимателей сегодня наиболее востребованы и в какой форме они предоставляются?
– Самой востребованной традиционно остается финансовая поддержка. Поддержка оказывается в рамках муниципальных программ. К примеру, в администрации МО «Город Мирный» в 2019 году действовала муниципальная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства», в рамках программы оказана поддержка предпринимателям на сумму 1 345 500 руб. (2018 г. – 1 250 000 руб.). В остальных поселениях, а также в администрации Мирнинского района действуют свои программы поддержки предпринимательства.
Прокуратурой города проводятся проверки указанных муниципальных программ. Ранее выявлялись нарушения в части отсутствия программы поддержки предпринимателей в определённом поселении, в результате принятия мер прокурорского реагирования муниципальные программы были приняты.
Если остановиться на конкретном примере, то администрацией МО «Город Мирный» поддержка предоставляется в форме субсидий по различным направлениями. Например, может быть субсидирована часть затрат, понесенных на: 1)модернизацию (приобретение и обновление) производственного оборудования, связанного с производством продукции; 2) на арендную плату за имущество, используемое в производственном процессе; 3)поддержка может быть предоставлена субъектам предпринимательства, начинающим собственное дело; 4)а также в области подготовки, переподготовки и повышении квалификации кадров, получения консультационных услуг.
Порядок оказания каждого вида поддержки определён муниципальными нормативными актами. Извещения о проведении конкурсов на получение субсидий публикуются на официальном сайте органа местного самоуправления. В связи с этим предпринимателям, желающим получить указанную поддержку, необходимо отслеживать данную информацию на официальном сайте муниципалитета в соответствующем разделе либо обратиться в администрацию.
К заявлению о получении поддержки нужно прикладывать пакет документов, определённых муниципальными актами, в зависимости от вида поддержки. К примеру, к заявлению о получении субсидии на модернизацию оборудованию необходимо приложить документы, подтверждающие затраты на приобретение оборудования, так как максимальный объем субсидии одному субъекту предпринимательства может составлять не более 85 процентов документально подтверждённых затрат.
– Влечёт ли получение субсидии возложение каких-либо обязанностей на предпринимателей?
– Безусловно. Предлагаю рассмотреть это на конкретном примере.
Предпринимателем, зарегистрированным не более года назад, подана заявка на получение субсидии предпринимателю, начинающему собственное дело.
К заявке он должен приложить копию паспорта, бизнес-проект предпринимательской деятельности и документы, подтверждающие понесённые расходы, так как, согласно Порядку выделения субсидии, собственные расходы заявителя должны быть произведены ранее предоставления гранта и документально подтверждены в размере не менее 15 процентов от суммы гранта.
После комиссионного рассмотрения заявок принимается решение о заключении соглашения о предоставлении субсидии либо об отказе, о чём предприниматели уведомляются в обязательном порядке в течение пяти дней с даты принятия соответствующего решения.
Впоследствии с предпринимателем, по которому комиссией было принято положительное решение, заключается соглашение о предоставлении субсидии, в рамках исполнения которого субъект предпринимательской деятельности обязан обеспечить целевое расходование субсидии, в течение 60 дней предоставить документы, подтверждающие целевое расходование субсидии, и, кроме того, ежегодно в течение трёх лет со дня выдачи субсидии он обязан подтверждать эффективность бизнес-проекта. При заключении соглашений получатель субсидии даёт согласие на осуществление администрацией проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии.
Таким образом, главной обязанностью предпринимателя в данной случае является подтверждение целевого расходования бюджетных денежных средств.
– Что делать если на получение субсидии претендуют несколько предпринимателей?
– В Порядке предоставления субсидии, как правило, предусмотрены критерии отбора заявок на получение субсидии. Каждая заявка рассматривается с точки зрения приоритетности вида деятельности, создания новых рабочих мест в период реализации проекта, среднесписочной численности работников. Каждому предпринимателю выставляются баллы по каждому направлению. Предприниматель, набравший наибольшее количество баллов, становится победителем и с ним заключается соответствующее соглашение.
При проведении прокурорских проверок как раз таки большое внимание уделяется соблюдению требований законодательства о защите конкуренции. Так, предприниматель, получивший меньшее количество баллов, не может получить субсидию, а её выделение будет незаконным.
Все процедура выделения субсидий является открытой, реестры предпринимателей-получателей поддержки должны быть опубликованы на официальном сайте органа местного самоуправления. В данной части прокуратурой города также выявлялись нарушения, принимались меры прокурорского реагирования, по результатам рассмотрения которых реестры опубликованы на официальном сайте муниципалитета и все желающие могут с ними ознакомиться.
– Предусмотрена ли поддержка предпринимателей в рамках взаимодействия с некоммерческими организациями или иным способом?
– В апреле 2019 года создана некоммерческая организация «Муниципальный фонд развития Мирнинского района». Основными целями фонда являются содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства, содействие в формировании благоприятного инвестиционного климата, в практической реализации мероприятий Стратегии социально-экономического развития МО «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия).
В декабре Фондом были предоставлены первые займы на реализацию пяти бизнес-проектов на общую сумму 11 млн руб. Выгода предпринимателей в данной части заключается в пониженной процентной ставке по займу.
– Если говорить об имущественной поддержке предпринимателей, какие направления в данной сфере необходимо отметить?
– Федеральный закон номер 209-ФЗ предусматривает, что органы местного самоуправления утверждают перечни муниципального имущества с ежегодным до 1 ноября текущего года дополнением таких перечней муниципальным имуществом. Муниципальное имущество, включённое в указанные перечни, используется в целях предоставления его во владение и в пользование на долгосрочной основе, в том числе по льготным ставкам арендной платы, а также может быть отчуждено на возмездной основе в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства.
Такие перечни утверждаются на территории всех поселений и муниципалитетов и могут предоставляться субъектам малого и среднего предпринимательства.
К примеру, в администрации МО «Мирнинский район» в 2019 году данным перечнем охвачено 26 объектов общей площадью более 9 000 кв. м, в том числе два земельных участка (площадью более 5 000 кв. м), из них в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства предоставлено 14 объектов общей площадью более 2 500 кв. м.
Прокуратурой в данном направлении зачастую также выявляются нарушения в части отсутствия необходимых перечней, непроведения их обновлений, отсутствия нормативных актов, регулирующих порядок предоставления имущества в аренду, в связи с чем прокуратурой города в органы местного самоуправления вносятся представления об устранении нарушений, по результатам рассмотрения которых принимаются соответствующие меры.
– Существуют ли у предпринимателей какие-либо преимущественные права на приобретение имущества?
– Субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определённой независимым оценщиком.
В данном случае должно выполняться несколько условий:
-арендуемое имущество должно находится в их временном владении или пользовании непрерывно в течение двух и более лет;
-у предпринимателя должна отсутствовать задолженность по арендной плате за такое имущество;
-арендуемое имущество не включено в перечень государственного имущества или муниципального имущества, о котором мы говорили ранее;
-субъект малого и среднего предпринимательства должен быть действующим, то есть не исключенным из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
Оплата такого недвижимого имущества осуществляется единовременно или в рассрочку посредством ежемесячных или ежеквартальных выплат в равных долях. При этом срок рассрочки оплаты такого имущества при реализации преимущественного права на его приобретение не должен составлять менее пяти лет.
– Какие особенности участия субъектов малого предпринимательства в осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд?
–Заказчики (как государственные так и муниципальные) обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства в объёме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок.
По итогам года заказчики обязаны составлять отчеты об объёме закупок у субъектов малого предпринимательства и до 1 апреля года, следующего за отчётным, размещать в единой информационной системе. В такой отчёт заказчик включает информацию о заключённых контрактах с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями.
Прокуратурой города нарушения в данной сфере также выявляются. К примеру, одной из администраций не соблюден 15-процентный размер закупок по итогам 2018 года, в связи с чем в адрес главы муниципалитета было внесено представление об устранении нарушений. При планировании и осуществлении закупок на 2019 муниципалитетом данное требование учтено.
– Должна ли предпринимателям оказываться какая-либо информационная поддержка?
– Информационная поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства должна осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем, официальных сайтов информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети Интернет и информационно-телекоммуникационных сетей.
Информационные системы, в том числе, создаются в целях обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства информацией о реализации программ поддержки, о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства.
К примеру, в ходе мониторинга сети Интернет прокуратурой города установлено два сайта органов местного самоуправления, на которых отсутствовали необходимые сведения, в связи с чем в адрес глав муниципалитетов внесены представления об устранении нарушений. Впоследствии информация была размещена, но не в полном объёме, и прокуратурой города в Мирнинский районный суд было направлено два исковых заявления об обязании разместить соответствующую информацию. В настоящий момент решения находятся на исполнении.
– Какая поддержка оказывается предпринимателям в условиях карантинных мероприятий?
– Указом главы республики от 24.03.2020. номер 1075 приняты первоочередные меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, оказавшихся в зоне риска в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
Для субъектов малого и среднего предпринимательства, занятых в сфере туризма, гостиничных услуг, общественного питания, образования, здравоохранения, культуры, индустрии развлечений, физкультуры и спорта, бытовых услуг, на весь 2020 год будет снижена ставка налога по упрощённой системе налогообложения (доходы) до одного процента, УСН (доходы минус расходы) до пяти процентов. При этом выпадающие доходы местных бюджетов будут компенсированы из государственного бюджета.
В текущем году тех, кто работает в сфере гостиничных и ресторанных услуг, также освободят от имущественного налога, а предпринимателей, регулярно перевозящих пассажиров автобусами по городским, пригородным и междугородним маршрутам, – от транспортного.
Субъектам малого и среднего бизнеса, занятым в сфере торговли, гостиничного дела и арендующим при этом государственное или муниципальное имущество, дадут возможность отсрочить арендную плату на период действия режима повышенной готовности из-за коронавирусной инфекции. Её размер снизят до фактически понесённых затрат на коммунальные платежи.
Также предусмотрена докапитализация микрокредитной компании «Фонд развития малого предпринимательства Республики Саха (Якутия)». Фонду выделят средства для оказания дополнительных мер поддержки субъектам малого предпринимательства. А заёмщики Фонда смогут воспользоваться отсрочкой по платежу.
До конца действия указа приостанавливаются процедуры банкротства в отношении малого и среднего бизнеса, инициированные исполнительными органами власти (республиканскими министерствами, комитетами), учреждениями, организациями с участием республики в уставном капитале. До 1 мая приостанавливается проведение проверок в рамках Федерального закона номер 294-ФЗ за исключением тех, причиной которых стало причинение вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, выдача разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации.
Ещё одной антикризисной мерой станет предоставление государственного и муниципального имущества для развития внутреннего туризма, субсидирование субъектов малого и среднего предпринимательства, занятых в этой сфере, в приобретении оборудования (кемпинговой мебели, палаток, тент, системы спутниковой навигации), изготовлении и установке информационных указателей, обустройстве и содержания инфраструктурных объектов.
В последние дни принят ряд решений о поддержании малого и среднего бизнеса и на федеральном уровне, которые сейчас активно освещаются в СМИ.