Наибольшее количество обращений разрешено в сфере нарушений жилищных и трудовых прав граждан, в сфере ЖКХ, соблюдения законов о несовершеннолетних, охраны окружающей среды. При этом каждый четвертый обратившийся в органы прокуратуры республики восстановил нарушенные права, прокурорами по результатам рассмотрения обращений выявлено свыше 82 тыс. нарушений закона, для их устранения принято порядка 7 тыс. актов реагирования.
К примеру, в сфере соблюдения прав граждан на оплату труда, где разрешено 888 обращений, удовлетворено 429, по обращению работника одного из обществ, прокуратурой выявлена в предприятии задолженность по оплате труда перед более чем 100 работниками на сумму свыше 7,6 млн. руб., которая после вмешательства прокуратуры погашена, права граждан восстановлены. В целом, принятыми органами прокуратуры республики во взаимодействии с органами власти и контроля мерами выплачено свыше 230 млн. рублей задолженности по заработной плате, восстановлены права порядка 5,5 тысяч граждан.
В сфере жилищных правоотношений разрешено 849 обращений, удовлетворено 283. Прокурорами в данной сфере продолжена работа по защите прав граждан, нуждающихся в особой заботе. Так, по представлению прокурора г. Удачного 3-х комнатной квартирой для проживания вместе с матерью обеспечен ребенок, страдающий тяжелой формой хронического заболевания. Путем судебной защиты прокурором г. Нерюнгри нарушенных прав, соответствующей всем установленным требованиям квартирой обеспечен мужчина с ограниченными возможностями здоровья, являющийся малоимущим. После вмешательства прокуратуры Олекминского района по обращению ветерана боевых действий, ему предоставлена социальная выплата на обеспечение жильем в размере 2,5 млн.руб.
При разрешении обращений в сфере ЖКХ, где граждане в основном жаловались на качество коммунальных услуг, бездействие управляющих компаний удовлетворено 139 обращений из 400. В частности, в результате принятых прокурором г. Мирного мер обеспечено восстановление незаконно отключенной управляющей компанией электроэнергии в один из домов. По результатам рассмотрения обращения прокуратурой г. Якутска обращения гражданина о несогласия с размером платы за коммунальную услугу «Отопление», управляющей компанией ему произведен перерасчет платы по указанной услуге на сумму более 21 тыс.руб.
По результатам рассмотрения обращений граждан о нарушении их прав на охрану здоровья, к примеру в Томпонском районе после вмешательства прокуратуры для местного жителя, состоящего на диспансерном учете по онкологическому заболеванию и не обеспеченного необходимым лекарством, учреждением здравоохранения заключен контракт на закупку ему лекарств на сумму 3,4 млн.руб., в другом случае по результатам рассмотрения заявления прокурора в суд в интересах обратившегося гражданина, компенсирована стоимость самостоятельно приобретенного больным жизненно-необходимого лекарства в сумме 539 тыс.руб и т.д.
Необходимо при этом отметить, что многие граждане, не знают каким образом должно быть оформлено обращение, в какой срок оно разрешается, в какой орган обращаться за защитой своих нарушенных прав, в связи с этим прокуратура республики разъясняет следующее.
Требования к оформлению обращений.
Письменное обращение гражданина должно в обязательном порядке содержать либо наименование органа, в который направляется обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо его должность, а также фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) заявителя, почтовый или электронный адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресации обращения, изложение существа вопроса, личную подпись и дату.
Если в письменном обращении не указаны фамилия заявителя или адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.
Необходимо обратить внимание, что обращения, в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения, в семидневный срок возвращаются заявителям с предложением восполнить недостающие данные, Обращения, где содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица или членов его семьи, оно может быть оставлено без ответа по существу. Без разрешения также может быть оставлено обращение, лишенное по содержанию логики и смысла, если имеется решение суда о признании заявителя недееспособным в связи с наличием у него психического расстройства.
В течение какого срока разрешаются обращения.
По общему правилу обращения граждан подлежат разрешению в 30-дневный срок с даты их регистрации. Если факты, изложенные в обращении, не требуют дополнительного изучения и проверки, этот срок составляет 15 дней. В случае необходимости проведения дополнительной проверки, запроса материалов и в других исключительных случаях срок разрешения обращения может быть продлен руководителем прокуратуры или его заместителем до 30 дней, о чем уведомляется заявитель.
Все ли поступившие обращения разрешаются в самой прокуратуре.
Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, осуществляющих контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, а также ведомственный контроль по вопросам следствия и дознания.
С учетом названных требований первичные обращения, поступившие в прокуратуру, относящиеся к компетенции органов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля или иных органов власти, в течение 7 дней с момента регистрации направляются по принадлежности с уведомлением об этом заявителя. При несогласии с решением, принятым по обращению руководителем органа контроля или органа власти, оно может быть обжаловано в органы прокуратуры.
При этом, как правило, обращения граждан, нуждающихся в особой заботе государства по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности, обращения о грубых и длительных нарушениях закона, в том числе большого количества лиц (коллектива), разрешаются непосредственно органами прокуратуры республики.
Прокуратура РС(Я).