Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения предусмотрена ст. 13 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Она предусматривает уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность, налагаемую в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Применительно к сложившейся на территории Республики Саха (Якутия) практике в отношении руководителей коммерческих и некоммерческих организаций чаще всего применяется дисциплинарная и административная ответственность.
Согласно ст. 192 Трудового кодекса РФ дисциплинарными взысканиями являются: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. При этом мера взыскания должна применяется в зависимости от тяжести совершенного проступка и обстоятельств, при которых он совершён.
Нарушение требований, установленных законодательством о противодействии коррупции, не может расцениваться, как малозначительный несущественный проступок. В связи с чем, наиболее действенным и эффективным методом в борьбе с такими проявлениями, подменяющими интересы общественного блага более узким групповым интересом, является институт увольнения в связи с утратой доверия, применяемый согласно требованиям п. 4 ч. 1 ст. 77, п. 7.1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
Основанием тому являются: непринятие руководителями государственных (муниципальных) учреждений мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов; непредставление или представление неполных и недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и членов своей семьи.
Соблюдение данной обязанности вытекает из взаимосвязанных положений, установленных ст. 8, ст. 8.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ч. 4 ст. 275 Трудового кодекса РФ, п. 2 ч. 1 ст. 9.2 Закона РС(Я) от 19.02.2009 668-3 № 227-IV «О противодействии коррупции в Республике Саха (Якутия)».
К иным запретам и ограничениям, содержащим нормы антикоррупционного законодательства и подлежащие исполнению указанной категорией лиц, относятся п. 2 ст. 21, ст. 22 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
В соответствии с указанными нормами закона руководителям государственных (муниципальных) унитарных предприятий запрещено:
- быть учредителем (участником) юридического лица, занимать предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, принимать участие в управлении коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя;
- совершать сделки в условиях заинтересованности в отсутствие согласия собственника имущества унитарного предприятия.
Аналогичные по своему содержанию требования при заключении сделок установлены ст. 27 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 16 Федерального закона от 03.11.2006 № 174- ФЗ «Об автономных учреждениях» и др.
Несоблюдение указанных положений закона в силу ст. 278 Трудового кодекса РФ позволяет уполномоченному лицу расторгнуть трудовой договор с руководителем организации.
К примеру, в 2018 году по факту осуществления руководителями муниципальных унитарных предприятий предпринимательской деятельности, а также участия в управлении коммерческими организациями в адрес глав муниципальных образований прокурорами г. Якутска, Алданского, Амгинского, Булунского, Верхоянского, Кобяйского, Мегино-Кангаласского, Олекминского, Сунтарского, Усть-Майского и Чурапчинского районов внесено 14 представлений. По результатам их рассмотрения к дисциплинарной ответственности привлечено 12 руководителей организаций, в т.ч. применялся институт утраты доверия.
Так, прокуратурой Кобяйского района установлено, что руководитель МУП «Рыбовод» А., одновременно являлась руководителем 3 коммерческих организаций. Более того, А. была принята на должность исполняющей обязанности заместителя главы администрации муниципального образования, т.е. на должность муниципальной службы в органе местного самоуправления.
По данному факту прокуратурой в адрес главы администрации наслега внесено представление, по результатам рассмотрения которого А. уволена с занимаемой должности в связи с утратой доверия. Сведения об увольнении последней размещены на сайте единой системы Правительства РФ согласно требованиям ст. 15 Федерального закона «О противодействии коррупции», постановления Правительства РФ № 228 от 05.03.2018.
Законодательство об административных правонарушениях Российской Федерации является одним из важнейших элементов в механизме противодействия коррупции, реализации политики государства, основанной на принципе неотвратимости наказания за их совершение.
Одной из ключевых мер противодействия фактам коррупции явилось введение нормы, предусматривающей административную ответственность работодателя по ст. 19.29 КоАП РФ.
Данная норма устанавливает административную ответственность за несоблюдение установленных законом ограничений, направленных на соблюдение специальных правил трудоустройства государственных или муниципальных служащих определённых категорий, а также лиц замещавших названные должности.
В качестве должностного лица по данной статье привлечению подлежат лица, занимающие должность руководителя организации или уполномоченные на подписание трудового договора со стороны работодателя.
Особую значимость в применении административной нормы играет размер штрафа, предусмотренный санкцией статьи 19.29 Ко АП РФ - до 50 тысяч рублей для должностных лиц, до 500 тысяч рублей - для юридических лиц, а также отсутствие законодательной возможности заменить административный штраф предупреждением.
Следует отметить, что за 2016-2018 гг. по указанной категории дел в республике возбуждено около 100 административных производств, на начало 2019 года к ответственности привлечено 73 лица на общую сумму 3 690 000 руб.
За 9 месяцев 2019 года по факту допущенных нарушений при трудоустройстве бывших государственных и муниципальных служащих прокурорами возбуждено 26 дел по ст. 19.29 КоАП РФ. По результатам рассмотрения (включая переходящие дела с 2018 года) к административной ответственности привлечено 36 лиц на общую сумму 1 430 тыс. руб., из них должностных лиц на сумму 380 тыс. руб.
Характер нарушений при трудоустройстве бывших государственных и муниципальных служащих выразился в не направлении уведомления о принятии на работу либо представление такой информации с нарушением установленного законом 10-дневного срока.
К примеру, прокуратурой республики 09.10.2019 возбуждены административные дела в отношении ООО «ТЭЛ» и его руководителя по ст. 19.29 КоАП РФ в связи с несоблюдением обязанности уведомить Управление госстройжилнадзора РС(Я) о принятии на работу на должность инженера по строительному контролю бывшего государственного служащего К.
Вступившими в законную силу постановлениями Мирового судьи юридическое лицо и его директор признаны виновными в совершении административного правонарушения, назначен штраф на общую сумму 70 000 руб. (50 000 руб. и 20 000 руб. соответственно).
Аналогичным образом по актам прокуратуры республики в текущем году к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ привлечены директор филиала СПАО «Ингосстрах» в РС(Я), начальник ФКУ «Управление автомобильной дороги общего пользования федерального значения «Вилюй», генеральный директор ООО «Ураанпроект». Все решения вступили в законную силу.
Также предусмотрена административная ответственность по ст. 19.28 КоАП РФ за незаконную передачу от имени или в интересах юридического лица должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества.
Санкция названной статьи предусматривает возможность применения к юридическому лицу штрафа в размере до 100 кратной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица.
В текущем году прокуратурой республики возбуждено два административных производства по ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ в отношении акционерного общества «Сахаплемобъединение». Поводом послужили достаточные данные, содержащие сведения о том, что в период с 2013 г. по 2015 г. генеральный директор ОАО «Сахаплемобъединение», действуя от имени и в интересах Общества, проводил мероприятия по дополнительному бюджетному ассигнованию, цель которых заключалось в получении юридическим лицом выгод и преимуществ за счёт увеличения финансирования на удовлетворение текущих и перспективных мероприятий. Для этого гендиректор обращался к народным депутатам республики, при содействии которых данный вопрос был решён положительно. Взамен, гендиректор передал депутатам денежные средства в сумме 500 и 400 тыс. руб. соответственно, обещанные в качестве вознаграждения за совершенные действия в пользу коммерческой организации.
Решением Мирового судьи юридическое лицо признано виновным в совершении двух административных правонарушений, наказание назначено по правилам ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ на общую сумму 1 млн. руб. Решение суда вступило в силу.
Прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Андрей Литоян.